К 2029 году число самозанятых в России может достичь 18 млн человек. Это значит, что «на себя» будет работать фактически каждый четвертый житель страны. Как это может повлиять на экономику и почему россияне идут в самозанятые, разбирались «НИ».
Анна Скудаева
Взрывной рост самозанятых в России
Федеральная налоговая служба (ФНС) обнародовала прогноз о существенном росте числа самозанятых в стране. Согласно расчетам службы, к 2029 году количество россиян, зарегистрировавшихся в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) вырастет с нынешних 12,17 млн до 18 млн человек.
По данным Росстата, к началу 2029 года количество трудоспособного населения в стране сократится до 75 млн человек. Это значит, что из всех людей, занятых в экономике, «самозанятым» окажется уже каждый четвертый россиянин.
Откуда в России столько самозанятых?
Налог на профессиональный доход — это специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который появился в России с 2019 года. Эксперимент по установлению специального налогового режима тогда ввели на десять лет — до 2029 года.
Сейчас все граждане, выбравшие для себя режим НПД, платят в казну сравнительно небольшие налоги: 4% при доходах, полученных от физических лиц, и 6% с доходов от ИП и юрлиц.
Доход от самозанятости не может превышать 2,4 млн рублей в год, после этого придется либо открывать ИП, либо работать по трудовому договору и платить подоходный налог.
«Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получения штрафа за незаконную предпринимательскую деятельность», — заявляли на старте проекта в ФНС.
Предполагалось, что эта мера выведет из «серой зоны» доходы россиян от разовых подработок, оказания небольших услуг или сдачи жилья в аренду. А также уйти от практики выплаты зарплат «в конвертах».
Число неплательщиков налогов с зарплат перед началом эксперимента достигала колоссальных масштабов. Она оценивалась в 20-25% от всего трудоспособного населения РФ.
Россияне стали активно записываться в самозанятые
После начала эксперимента число самозанятых в стране начало прибывать семимильными шагами — в среднем по 2-3 млн новых плательщиков НПД в год.
Однако, по прогнозам экспертов, чем ближе дата окончания эксперимента, тем ниже будут темпы новых регистраций россиян в приложении «Мой налог», которое используется для работы с самозанятыми.
К началу 2026 года количество плательщиков НПД достигнет 14,49 млн, к началу 2027-го — приблизится к 16,67 млн, к 2027-му вырастет еще на 1,5 млн человек. А в последний год действия эксперимента прирост составит не более 180 тыс. человек, полагают налоговики.
«Ожидания ФНС вполне объяснимы: по мнению многих участников рынка, с 2029 года налоги для самозанятых в стране, скорее всего, повысят. Однако, пока объем повышения не назван, осторожные граждане, очевидно, не захотят торопиться с докладами о своих доходах государству», — сообщил в беседе с «НИ» самозанятый из Костромы Андрей Сметанин.
Несмотря на заметный рост числа регистраций в системе «Мой налог», многие россияне до сих пор не спешат выходить из тени и делиться с властями своими деньгами.
Доля таких соотечественников, по разным оценкам, среди взрослого населения страны сегодня колеблется от 12 до 20%. Аналитики убеждены, что полностью «обелить» рынок труда к 2029 году все равно не удастся.
Люди, привыкшие десятилетиями скрывать доходы, вряд ли смогут быстро изменить свои привычки.
«Согласно статье 57 Конституции РФ, все проживающие в стране и получающие здесь доход, вне зависимости от наличия российского гражданства, обязаны платить налоги. Для тех, кто этой обязанностью пренебрегает, предусмотрена административная и уголовная ответственность», — напомнила читателям «НИ» юрист Анна Смирнова.
По ее словам, с развитием цифровых сервисов и систем межведомственного взаимодействия для представителей многих сфер дальнейшая работа без регистрации в ФНС становится проблематичной и несет высокие риски.
«Возьмем, к примеру, такую динамично развивающуюся сферу, как туризм. Число путешествий по стране растет. Вместе с этим — и запрос на предоставление услуг для путешественников. Если раньше в любом туристическом городе можно было свободно нанять частного гида и оплатить его работу наличными, то теперь эта деятельность подлежит обязательному лицензированию. Без лицензии с таким специалистом, будь он хоть трижды опытен и талантлив, не заключит договор ни одно турагентство, ни одна госорганизация. А получить лицензию без оформления режима НПД по закону уже нельзя. И такие тенденции наметились во многих других сферах экономики», — пояснила юрист.
Самозанятые: бич для экономики или благо?
По мнению экономиста и публициста Никиты Кричевского, для классического индустриального бизнеса самозанятые — «как красная тряпка для быка».
Некоторые ошибочно полагают, что это из-за них в стране наступил дефицит кадров. Однако на самом деле это не так, убежден эксперт.
«Господа сознательно игнорируют, что самозанятость — очень часто дополнительный статус к основной работе; экономика уже 40 лет постиндустриальная, то есть по доле сервисный сектор опережает промышленный минимум в два раза; денег на повышение зарплат у собственников как бы нет, хотя их совокупная прибыль уже несколько лет превышает суммарный ФОТ по экономике», — считает Кричевский.
Он напомнил, что главная цель режима НПД — не предоставить гражданам дополнительные соцгарантии, а дать им законное право получить дополнительный доход «вбелую».
«В самозанятые идут не от хорошей жизни. Плохую работникам устраивают не только бизнесмены, но и государство», — полагает эксперт.
Никита Кричевский уверен, что с 2029 года власти, вероятно, повысят не только лимит доходов, но и ставку налога. При этом в долгосрочной перспективе это сыграет позитивную роль в развитии экономики страны.
В прошлом году Госдума уже предлагала повысить в полтора раза сумму предельного годового дохода для самозанятых, но Минфин рекомендовал ничего не менять до конца эксперимента в 2029 году. Видимо к этому времени, правительство планирует подвести итоги своего эксперимента и посчитать, выгодны ли самозанятые казне.
«Помощи нет — хотя бы не мешайте»
«Я оформила самозанятость, можно сказать, от безысходности. Моя подруга занимается репетиторством, размещала объявления о наборе учеников в Сети. Ее вычислили в налоговой, начали угрожать всякими карами, пришлось встать на налоговый учет. Я же решила не дожидаться, пока за мной придут, встала на учет сама», — рассказала «НИ» самозанятая преподавательница Елена И.
В свободное от основной работы время Елена занимается рукоделием, продает вещи в Сети, оформляет доставку в том числе в другие города.
«Если покупают организации — многие требуют платежный документ, без него не продашь. Но если бы мне одной зарплаты на жизнь хватало, то я бы, наверное, по ночам не вязала, а предпочла бы отдохнуть. Видимо, когда-то смогу, но не в этой жизни», — отметила собеседница «НИ».
---