Найти в Дзене
Сказы Истории

Какие православные церкви существуют сегодня в России помимо РПЦ, церковные расколы продолжаются

Руководство РПЦ старательно замалчивает тему современных расколов, но тем не менее на территории России существует более десяти православных церквей, не признающих Русскую Православную Церковь Московского патриархата (РПЦ МП) и считающих ее не каноничной (речь не идёт об Украине), они официально зарегистрированы, имеют своих патриархов. Так, например, Российская Православная Кафолическая Церковь (в расколе с 1992года) возводит преемство своих архиереев к «даниловской оппозиции» 1920 года архиепископа Феодора (Поздеевского). «Катакомбные» общины и их священноначалие, последователи митрополитов Кирилла (Смирнова), Иосифа (Петровых), епископа Алексия (Буя), не принявшие в 1927 году Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), так и не примирились с Московским патриархатом, образовав в 1991 году «Российскую Православную Катакомбную Церковь» (РПКЦ), отрицающую полноту благодатной жизни в РПЦ МП. Русская Истинно-Православная Церковь (в расколе с 2002г.), Православная Церковь России (в рас

Руководство РПЦ старательно замалчивает тему современных расколов, но тем не менее на территории России существует более десяти православных церквей, не признающих Русскую Православную Церковь Московского патриархата (РПЦ МП) и считающих ее не каноничной (речь не идёт об Украине), они официально зарегистрированы, имеют своих патриархов.

Так, например, Российская Православная Кафолическая Церковь (в расколе с 1992года) возводит преемство своих архиереев к «даниловской оппозиции» 1920 года архиепископа Феодора (Поздеевского).

«Катакомбные» общины и их священноначалие, последователи митрополитов Кирилла (Смирнова), Иосифа (Петровых), епископа Алексия (Буя), не принявшие в 1927 году Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), так и не примирились с Московским патриархатом, образовав в 1991 году «Российскую Православную Катакомбную Церковь» (РПКЦ), отрицающую полноту благодатной жизни в РПЦ МП.

Русская Истинно-Православная Церковь (в расколе с 2002г.), Православная Церковь России (в расколе с конца 1990-х гг.), Святая Соборная Апостольская Церковь и другие истинно-православные церкви считают себя преемниками «иосифлян».

Все эти вновь образованные церкви, имеющие каждая свой епископат и приходы, убеждены в собственной исключительности и праве обладания истиной, неповрежденной ересью «сергианства».

Руководство нынешнего Московского патриархата тоже считает «сергианство» ересью. Тогда почему же они не объединяются, а пребывают в анафеме – спросите вы?

Книга Церковные расколы. Фото из открытого доступа
Книга Церковные расколы. Фото из открытого доступа

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажу что по понятным причинам литературы по этому вопросу мало. Могу сослаться на книгу священникаПавла Бочкова «Юрисдикционно-политические церковные расколы постсоветского периода» (2010), где он даёт анализ постсоветских расколов, которые, как и следовало ожидать, объясняет «гонениями большевиков» в 20-годы прошлого века.

Однако для нас важно, что автор признаёт наличие расколов в постсоветское время.

Поэтому, чтобы ответить на выше поставленный вопрос, вернёмся в 20-30-е годы прошлого века и рассмотрим внимательно корни расколов.

Первопричина раскола

Начать прежде всего нужно с избрания патриарха Тихона, которое, мягко сказать, было незаконным, его активно, как либерала, продвигало Временное правительство.

Московский «Вестник» открыто писал о том, что „архиепископу Тихону всегда были присущи либеральные воззрения“, а период его епископства в Америке (в 1898–1907 гг.) „наложил ещё более глубокую печать демократизма на его мировоззрение“.

(„Богословский вестник“, 1917, июнь–июль, С. 136)

При избрании ему были отданы голоса других кандидатов, проще сказать, его протащили и он победил с 481 голосом против 303 голосов своего соперника Самарина.

Для Тихона Синод освободил Московскую кафедру, удалив с неё насильственным путём митрополита Макария, которого отправили в Николо-Угрешский монастырь, не дав ему возможности проститься с паствой.

Поэтому епископат в большинстве своём не принял его, относясь к нему откровенно враждебно, как к выскочке, бывшему черносотенцу, который на ходу «переобулся» в либерала. Не случайно, потом многие епископы ушли от него в раскол.

Повторяться не буду, об этом подробно в статье: «Кто развязал в 1918 году Гражданскую войну в России». Здесь

Многие епископы видели патриархом Агафангела, как старейшего среди них по хиротонии.

Избрание патриарха состоялось 18 ноября 1917 года, то есть уже при Советской власти, чему она не препятствовала.

То есть тогда уже назревал раскол, и епископы готовы были отделиться от Тихона. А он вместо того, чтобы объединить вокруг себя епископат, и подумать о единстве церкви, открыто вмешался в политику и уже 20 января 1918 года анафематствовал советскую власть.

Представив себя новоявленным государственным деятелем, он забыл о церкви, забыл и апостольские послания.

«Послание к Римлянам» апостола Павла, что:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». (Рим 13:1-2)

Также об этом говорит и Пётр в 1-м послании:

«Ради Господа подчиняйтесь всякой власти, установленной людьми, будь то императору как высшей власти, или наместникам, назначенным им, чтобы наказывать делающих зло и поощрять делающих добро». (1 Петра 2:13-14)

За два месяца с января по март 1918 года Тихон написал многочисленные послания, призывая к открытой вооружённой борьбе,

Так, Тихон в послании Н. Троицкому в письме от 30 января 1918 года, которое обошло всю печать, дает указания:

«Не теряйте времени, собирайте вокруг себя стадо своё, наставляйте его благовременно и безвременно… По одному, по два созывайте их на пастырские беседы читайте им слово Божие, особенно пророческие послания, где много найдёте указаний на смуту и лихолетье, подобных настоящему. Отбирайте сначала лучших людей, не пренебрегайте беседами с благочестивыми женщинами, которые часто удерживают своих мужей и братьев от беззаконных поступков и защищают церковь Божию.

Составляйте из благонамеренных прихожан братства, союзы, советы, – что найдёте полезным по местным условиям – и добрый труд ваш благословит господь успехом, и вы спасёте вверенное вам стадо от расхищения и погибели».

Таким образом вместо того, чтобы заниматься церковью, патриарх Тихон стал духовным вождём контрреволюции. Он выступил против Брестского мира, встречался с представителями Антанты и благословил их на интервенцию. Началась Гражданская война, во время которой церковь открыто встала на сторону белой гвардии, финансируя её.

Однако белая гвардия потерпела поражение, поскольку народ её не поддержал, и остатки гвардии из Крыма были отправлены в Европу. Вместе с ними покинул Россию и митрополит Антоний (Храповицкий), прихватив с собой церковные ценности (в изъятии которых потом обвинят большевиков). В 1921 году им, на эти самые ценности, будет основана РПЦ Заграницей, которая будет находиться в постоянной связи со сторонниками Тихона и финансировать контрреволюционную деятельность.

Обновленческий раскол

Часть епископов раскритиковала враждебную позицию патриарха и откололась от него, их стали назвать «обновленцы». Они пошли на сотрудничество с советской властью, стали забирать церкви и даже дважды покушались на Тихона. Обновленческая церковь была зарегистрирована в мае 1922 года, когда было объявлено об учреждении нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ), возглавил епископ Антонин (Грановский), возведённый обновленцами в сан митрополита.

В книге митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) «Церковные расколы в Русской церкви 20-х 30-х годов XX столетия» подробно описывается как церковь разбилась на несколько осколков.

Покаяние Тихона

В марте 1922 года было принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) об аресте членов Синода и самого патриарха Тихона как участников контрреволюционного заговора.

Однако, он тут же опять «переобулся» и начал писать покаянные письма.

В середине июня патриарх Тихон направил в Верховный суд РСФСР покаянное обращение, в котором утверждал, что «теперь советской власти не враг» и отмежевывался от зарубежной и внутрироссийской контрреволюции. Это заявление незамедлительно опубликовали «Известия». Тихона освободили из-под стражи 25 июня. Вскоре «Известия» напечатали очередное обращение церковного иерарха, где тот снова решительно уверял советскую власть в своей верности.

В конце апреля 1923 года по решению обновленческого Второго Поместного всероссийского собора Тихон (Беллавин) был лишён сана патриарха и стал обычным гражданином.

В то время уже шли аресты сторонников бывшего патриарха Тихона, в дальнейшем будем называть их «тихоновцами», их отправляли в лагеря, в основном на Соловки.

Местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский)

«Григориане»

В 1925 году свою лояльность к власти объявили десять епископов во главе с архиепископом Григорием Екатеринбургским отделились от Сергия (Страгородского), зарегистрировали свой Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) и стали забирать себе храмы.

«Сергиане»

В 1927 году Сергий (Страгородский), наблюдая, как обновленцы захватывают храмы, заявил о своей лояльности советской власти и издал Декларацию, о том, что он и Синод включают себя в организм Отечества, чтобы вместе делить радости и неудачи. Было принято решение поминать представителей власти за богослужением, а ссыльных епископов не поминать. Декларация была разослана по всем епархиям. Это вызвало возмущение ссыльных епископов на Соловках, которые в ответ написали свою декларацию. От Сергия (Страгородского) стали отделяться сторонники патриарха Тихона.

2. Ярославский раскол заявил о себе в 1928 году. В него вошли пять архиереев Ярославской епархии во главе с митрополитом Агафангелом, не согласные с политикой Сергия (Страгородского). Агафангел считал, что он должен быть Местоблюстителем патриаршего престола, поскольку был старейшим по хиротонии.

3. «Иосифляне». Были против патриарха Тихона и против советской власти. Возглавил их митрополит Ростовский Иосиф (Петровых).

4. «Викторианство». Возникло вместе с иосифлянским расколом, возглавил его епископ Глазовский Виктор (Островидов).

Как видите, три церкви были зарегистрированы: Московский патриархат, ВЦУ и ВВЦС, остальные две были в расколе.

Об этом с печалью пишет митрополит Иоанн (Снычёв). Читаем на стр. 177

Фото автора
Фото автора

Именно «тихоновцы», а их было большинство, выступали с клеветой на советскую власть, поддерживали отношение с Зарубежной церковью, занимались контрреволюционной деятельностью.

Именно их арестовывали, ссылали и приговаривали к высшей мере наказания по статье 58-1 за контрреволюционную деятельность, согласно УК РСФСР. Поэтому, страдали они не за веру и не за Христа, они тогда были политические преступники, священномучениками их сделали в 1990-е годы.

Только после чистки, когда церковь действительно обновилась, Сталин в 1943 году разрешил избрать патриарха, им стал митрополит Сергий (Страгородский), были открыты семинарии и возвращены некоторые ссыльные иерархи, возобновилась издательская деятельность. Церковь стала называться Русской Православной церковью и вокруг неё объединились верующие. Причём во время Великой Отечественной войны «сергиевская» церковь показала себя истинным патриотом Родины

Постсоветский период

В 1991 году к власти в Московском патриархате пришли последователи бывшего патриарха Тихона, которые объявили «сергианство» ересью. Они массово стали прославлять политических преступников, делая из них священномучеников и развернули кампанию по обвинению советской власти в «гонении» на церковь. Появился «Мемориал», который стал фабриковать расстрельные списки, с их легкой руки появился «Бутовский полигон» и другие кровавые фантазии (об этом есть статьи).

Таким образом в Сталинской церкви произошла смена власти, однако, бывшие катакомбные общины «иосифляне», «буевцы», «викториане», которые при Сталине присоединились к «сергианам», не признали Московский патриархат и ушли в раскол.

Наше время

Все отделившиеся церкви перечислены в начале статьи. Их не много в городах по одному храму, примерно, как у старообрядцев.

Например, в Азове два храма Азовской Богоматери

Храм Азовской иконы Божией Матери РИПЦ
Храм Азовской иконы Божией Матери РИПЦ

Это храм РИПЦ - Русской Истинно-православной церкви, помимо этого здесь есть духовное училище и несколько приходов в станицах.

Это храм Азовской иконы Божией Матери принадлежащий РПЦ
Это храм Азовской иконы Божией Матери принадлежащий РПЦ

Как видите РИПЦ сейчас не ушла в катакомбы, она открыто имеет храмы, приходы, духовные училища. С Московским патриархатом эти церкви евхаристически не общаются и никогда не воссоединятся, поскольку ещё тогда в далёкие 20-годы прошлого века они анафематствовали друг друга и не считают Московский патриархат истинно православным

Если вам интересно, я расскажу и о других православных церквях, которые не признают Московский патриархат, в рамках одной статьи это сложно.

Здесь также не упомянута Старообрядческая церковь, которая действительно хранит истинное православие после церковного раскола в XVII веке.

В заключение

Хочу сказать, что иногда одна личность может сыграть большую роль в истории. как, например, патриарх Тихон (Беллавин), плоды необдуманной деятельности которого расколотая церковь пожинает до сих пор.