Итак, я дочитала пятый роман Харуки Мураками (до него были "Кафка на пляже", "Норвежский лес", "Слушай песню ветра" и "Пинбол 1973"). Впечатлений - масса и... вакуум. Я не знаю, поймут ли меня те, кто роман не читал, но те, кто знаком с этой книгой и вообще творчеством Мураками, наверное, уловили, что я имею в виду.
Ещё в процессе чтения первых двух романов из Трилогии Крысы я неоднократно натыкалась на хвалебные отзывы об "Охоте на овец" из серии: "Эти два романа средненькие, проходные, а вот "Охота..." - это шедевр..." Но... ожидания у меня были так себе. Я решила для себя так: раз уж это трилогия, то все книги, наверное, примерно одной тональности, одного ритма.
Первые два романа довольно, эм, ровненькие. В "Слушай песню ветра" самые яркие моменты связаны с мимолетными отношениями с девушкой из бара. Остальное - монотонная жизнь. Посредственность (с).
В "Пинболе..." есть приключения с близняшками и поиск аппарата. И всё.
А "Охота на овец" сразу закручивается лихо: мистическо-криминально-детективно-социально-философский роман не хотите ли? Тут и Овца, и множество странных людей, и история Японии, и её география, и размышления о смысле жизни, и женщина с фантастическими ушами, и встречи с мёртвыми на уровне бреда.
Если в первых двух романах время и пространство застыли: летние месяца текут вяло в масштабах одних и тех же локаций, то в "Охоте на овец" герой из Токио мчится поездом в родной город, потом из того же Токио летит полтора часа самолётом, добирается двумя поездами, машинами и на своих двоих до места икс. Вопреки тому, что там он настаивает на том, что время остановилось, именно там оно летит со страшной силой! Да и вообще: годы до того самого события, месяц поисков - как мгновение.
Я читала в каком-то завороженном состоянии и даже не пыталась разгадывать загадку Овцы. Я настолько увязла в парадоксальности ситуации, что мне достаточно было просто следить за потоком сознания героя, за его рутинно-философскими монологами/ диалогами с великим множеством обобщений.
О чем роман?
Да я ни за что не сформулирую ответ в паре фраз. Он о дружбе, о смысле жизни, о времени, о власти и таланте, о чувстве приобщенности к чему-то сверхъестественного, к какому-то откровению, недоступному обывателям, о взрослении, прозрении и разочаровании. О жизни посредственности в условиях парадоксальной реальности.
Я читала без надежды понять, что это будет/ было. Как и герой пустился на поиски Овцы, не надеясь всерьёз её найти. Я много неожиданного для себя открыла в этом романе, в котором каждая глава абсурдностью поворотов сюжета сбивает с толку. А потом все становится так прозрачно, что аж стыдно, что сразу не заметила таких жирных "подсказок". У героя такая же история.
А вакуум откуда? Он берётся из того, что дальше ничего нет. Герой сделал всё, что от него требовалось, он был пешкой в чужой игре, он потерял всё и обрел знание. От которого вообще не легче. Именно поэтому финал такой. Посредственность соприкоснулась с уникальными жизненными обстоятельствами, в которые ни один здравомыслящий человек не поверит. Ему не с кем этим поделиться, кроме Крысы. Который сами знаете... То есть он один со всем этим балластом откровений совершенно без опоры: девушка с ушами и то исчезла. Он один. Вся привычная жизнь, которая не приносила ему счастья, схлопнулась, а строить новую после всех испытаний просто нет сил.
Вот и вакуум... Мой мозг 400 с лишним страниц ломался, пытаясь отделить бред от реального, хоть Овца в меня и не проникла, но я приобщилась к её загадочной сущности. Не развязав всех узлов, оставив слишком много не домысливание, Мураками соединил провода и оставил обдумывать и пережевывать текст. И не подкинул сил на это. И вдохновения читать что-то ещё, пока не переварится это. А жить с таким послевкусием от книги не хочется совсем.
В общем, сильно и глубоко задело, но вопросов оставило больше, чем в начале чтения романа.
Ну и сумбурщина вышла... Но как есть.
А Вы читали этот роман?
Ещё о Мураками: