Наверное, мои давние читатели меня потеряли. После многих месяцев регулярного (почти ежедневного) постинга я вдруг исчезаю на целые недели. Спешу успокоить: всё в порядке! Я немного вязну в работе, связанной с журналом, много домашних хлопот, а свое свободное время я трачу на чтение книг или просмотр фильмов, которые вошли в мои февральские японские планы. И вот сегодня возникло желание и возможность написать о прочитанном. Надеюсь, на этой неделе смогу и о просмотренном рассказать (у меня на счету два мультфильма Миядзаки!).
Итак, что же я читала в самом начале февраля?
Я чётко осознавала, что от Мураками мне никуда не деться в феврале. Однако читать я начала то, о чем даже не слышала раньше. Вот как это вышло.
В загрузках на ЛитРесе у меня есть сборник эссе Мураками, первая часть книги "Тысяча невестьсот..." и роман Мисимы "Исповедь маски". В общем, когда я планировала японский февраль осенью прошлого года я ориентировалась именно на эти книги, но, если помните, из-за романа Гюнтекина с ЛитРеса я ушла в Яндекс. Книги. В конце января я обнаружила, что там есть "Слушай песню ветра", и решила пока почитать этот роман. Он был в сборнике с ещё одним романом - "Пинбол 1973". Мне показалось это большой удачей: сразу два романа Мураками в одной небольшой книжке. Потом я погуглила и выяснила, что это первые романы "Трилогии Крысы". Раньше я никогда о них не слышала.
Некоторое время назад я упоминала, что моё знакомство с творческим наследием Мураками нельзя назвать глубоким и систематическим. В 2021 году я прочитала роман "Кафка на пляже" и осталась под огромным впечатлением. В начале 2023 года я прочитала "Норвежский лес". Он тоже мне понравился, хотя с "Кафкой на пляже" эта книга имеет мало общего. В общем, Мураками привлекает меня к себе, хотя для себя я до сих пор не сформулировала чем именно.
Слушай песню ветра (1979)
Это первый роман Харуки Мураками. И он очень странный. Сюжета как такового он не имеет. Главный герой является безымянным. Равно как и все его окружение. Исключение - Крыса и Джея, но и это имена лишь с большой натяжкой. Повествование - это вспышки, эпизоды, разговоры, ощущения, воспоминания. Без начала и без конца. Мы берём и на время вторгаемся в чужую жизнь, в чужое лето, подсматриваем, подслушиваем и... финал. Герой даже в качестве эпилога приоткрывает нам, что было дальше: этого человека он больше не видел, а вот тогда-то женился. Знаете, на что это похоже? Вы в школьные времена, на каникулах, например, плотно начинаете дружить с кем-то, проводите много времени вместе, делитесь впечатлениями и переживаниями. А потом лето кончается, общение прерывается. А тут спустя много лет человек попадается в соцсетях и кратко резюмирует, к чему пришёл за эти годы.
В общем, ощущения от романа странные. Непривычно, но, кажется, жизненно. А читалось! Просто на одном дыхании.
Отдельный крутой ход - симулякр (в определенном смысле слова) целого человека! Мураками придумывает писателя Дерека Хартфилда, его судьбу, его произведения, даже научные работы о нем. Я буквально повелась на эту уловку п загуглила, что за Хартфилд....
Пинбол 1973 (1980)
Этот роман на фоне предыдущего показался мне более мутным и невнятным. Если в "Слушай песню ветра" у меня периодически возникали вопросы из серии: "Что вообще происходит?", то в "Пинболе 1973" я лишь периодически могла расслабиться и не сходить с ума от того сумбура, что разворачивался в тексте: переводы, близняшки, тусовки на кладбище, поиски "Ракеты", бар, какая-то женщина, какой-то преподаватель. Все переплетены. Калейдоскоп событий, рефлексии то рассказчика, то Крысы. И снова все затуманено. Не происходит ничего существенного - какая-то суетная возня, но наделена она каким-то практически сакральным смыслом.
Если про роман "Слушай песню ветра" я могу сказать, что он мне понравился, то "Пинбол..." меня культурно шокировал. Я его то ли не до конца осознала, то ли просто не в состоянии понять.
В конце книги были ещё выдержки из интервью Мураками и фрагменты научно-критических статей о его творчестве. Что-то статьи прояснили: всепоглощающая детскость, инфантилизм героев, обезличенность и вневременность, жизнь больших городов, где никому никогда нет ни до кого дела.
Дальше буду читать "Охоту на овец". Посмотрим, как у меня сложится с этим романом, который многие критики считают значительно более стоящим, нежели предшествующие ему два романа из "Трилогии Крысы".
А Вы читали эти романы? Как вообще относитесь к Мураками?