Найти в Дзене

Как снимали кино в советское время: гениальность вопреки дефициту

Советское кино — это не только шедевры вроде «Броненосца „Потёмкина“» или «Москва слезам не верит», но и история удивительной изобретательности. В эпоху, когда не было CGI, 3D-анимации и цифрового монтажа, режиссёры, гримёры и операторы создавали магию на экране с помощью подручных средств, оптических иллюзий и чистой креативности. Как превратить актёра в былинного богатыря без силиконовых протезов? Как снять масштабную битву без компьютерной графики? И как обойти цензуру, сохранив художественный замысел? Давайте заглянем за кулисы советского кинематографа. «Кровь» из подручных средств В фильме «Вий» (1967) для сцены с оживающей ведьмой использовали смесь свекольного сока, глицерина и клея. Чтобы «кровь» не замерзала на морозе, добавляли спирт. В «Солярис» (1972) Тарковский требовал, чтобы жидкость в сцене невесомости выглядела вязкой. Гримёры смешали яичный белок с пищевым красителем. Старение и шрамы Для морщин применяли желатин: его нагревали, наносили на кожу, а после застывания по
Оглавление

Советское кино — это не только шедевры вроде «Броненосца „Потёмкина“» или «Москва слезам не верит», но и история удивительной изобретательности. В эпоху, когда не было CGI, 3D-анимации и цифрового монтажа, режиссёры, гримёры и операторы создавали магию на экране с помощью подручных средств, оптических иллюзий и чистой креативности. Как превратить актёра в былинного богатыря без силиконовых протезов? Как снять масштабную битву без компьютерной графики? И как обойти цензуру, сохранив художественный замысел? Давайте заглянем за кулисы советского кинематографа.

Материалы и методы

«Кровь» из подручных средств В фильме «Вий» (1967) для сцены с оживающей ведьмой использовали смесь свекольного сока, глицерина и клея. Чтобы «кровь» не замерзала на морозе, добавляли спирт.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

В «Солярис» (1972) Тарковский требовал, чтобы жидкость в сцене невесомости выглядела вязкой. Гримёры смешали яичный белок с пищевым красителем.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Старение и шрамы Для морщин применяли желатин: его нагревали, наносили на кожу, а после застывания подкрашивали. В «Андрей Рублёв» (1966) монахов «состаривали» с помощью трещин из резинового клея и угольной пыли.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Шрамы создавали из силиконовых составов (их закупали для медицины) или обычного воска. В «Чапаев» (1934) раны на лице актёра Бориса Бабочкина делали из разогретой пластмассы.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Парики и волосы Парики часто плели из конского волоса — он был дешевле и доступнее. Для фильма «Война и мир» (1966) изготовили более 100 париков, имитирующих причёски начала XIX века.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

В «Сталкер» (1979) волосы героя Тарковского посыпали мукой, чтобы создать эффект седины, но из-за влаги на съёмочной площадке мука слипалась. Пришлось использовать тальк с серебряной краской.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Легендарные образы Кощей Бессмертный в фильме «Кащей Бессмертный» (1944): гримёр Василий Горюнов использовал резиновые накладки, чтобы удлинить нос и подбородок актёра. Глаза подводили синим — это создавало эффект «мертвеца»

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Баба-яга в «Морозко» (1964): актрису Инну Чурикову сажали на высокие ходули, а нос удлиняли с помощью проволоки и пластилина.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Спецэффекты: магия без компьютеров

Советские инженеры и операторы превращали простые материалы в киночудеса.

Оптические иллюзии

«Двойная экспозиция» В «Человек-амфибия» (1961) Ихтиандра «под водой» снимали через стеклянный ящик с рыбками и водорослями. Для сцены, где герой плавает с акулой, использовали макет рыбы на нитках.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

В «Аэлита» (1924) полёт на Марс изображали с помощью макетов и зеркал.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Кукольная анимация В «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) Бабу-ягу и говорящего Волка оживляли методом stop-motion. Каждый кадр снимали отдельно, двигая куклу на миллиметр. На одну секунду фильма уходило 24 кадра.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Для мультфильма «Снежная королева» (1957) «ледяные» декорации создавали из стекла и слюды, подсвеченных снизу лампами.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Механические трюки

Пиротехника В «Неуловимые мстители» (1966) взрывы имитировали с помощью пороховых зарядов и металлических пластин. Для безопасности актёров использовали двойников-каскадёров.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

В «Экипаж» (1979) пожар в самолёте снимали в настоящем списанном лайнере. Огонь контролировали пожарные, стоящие за кадром с брандспойтами.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Полёты и невесомость В «Через тернии к звёздам» (1980) актёров подвешивали на тонких тросах, а фоном служили вращающиеся макеты космических станций.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Для сцен невесомости в «Солярис» Тарковский снимал актёров, лежащих на стекле, а камеру поворачивал на 90 градусов.

Интересные факты: съёмки вопреки всему

Секреты «Сталкер» Сцены в Зоне снимали на заброшенной гидроэлектростанции в Таллине. Чтобы создать эффект «заражённой воды», в неё добавили зелёный краситель и мусор.

В эпизоде с движущимся болотом актёры шли по грязи, а оператор тряс камеру. Звук «бульканья» записывали отдельно, переливая воду через шланг.

Цветное кино без технологий В первых цветных фильмах («Каменный цветок», 1946) использовали трофейную немецкую плёнку Agfa. Когда её не хватало, красили чёрно-белые кадры вручную анилиновыми красками.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Для «Сказка о царе Салтане» (1966) костюмы расписывали вручную, чтобы они «переливались» на экране.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Кино и политика Фильм «Комиссар» (1967) о Гражданской войне запретили на 20 лет из-за «антисоветских» сцен. Режиссёр Александр Аскольдов прятал плёнку на даче.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

В «Кин-дза-дза!» (1986) Данелия пародировал советскую бюрократию. Чтобы пройти цензуру, представил фильм как «детскую фантастику».

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Особенности кинопроизводства

Финансирование и цензура Фильмы утверждали на уровне Госкино. Сценарии могли переписывать десятки раз. Например, в «Ирония судьбы» (1975) изначально герой должен был улететь в Ленинград на ковре-самолёте, но это сочли слишком сказочным.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Бюджеты выделялись скромные. Для «Война и мир» (1966) Сергею Бондарчуку выделили армию в 12 000 солдат как статистов.

Локации и декорации В «Бриллиантовая рука» (1968) «заграничные» сцены снимали в Баку и Одессе. Турецкий базар изобразили на рынке в Ялте.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Для «Собачье сердце» (1988) дом Преображенского построили в павильоне «Мосфильм», а интерьеры наполнили подлинными предметами 1920-х из антикварных магазинов.

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Звук и музыка Шумы создавали вручную. Например, звук шагов по снегу имитировали, мну мешок с крахмалом. В «Курьер» (1986) песни Виктора Цоя записывали на домашний магнитофон, чтобы добиться эффекта «андеграунда».

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Сравнение с современными технологиями Советские методы могут казаться примитивными, но они заложили основы современных спецэффектов: «Блуждающая маска» из «Аэлита» (1924) стала прообразом хромакея. Ручная роспись кадров в «Каменный цветок» предвосхитила цифровую колоризацию. Миниатюрные макеты из «Гостья из будущего» (1985) вдохновили создателей «Звёздных войн».

Изображение из интернет-источника
Изображение из интернет-источника

Заключение: Искусство вопреки

Советское кино — это история людей, которые умели творить вопреки дефициту, цензуре и техническим ограничениям. Их изобретательность, терпение и вера в искусство подарили миру шедевры, которые до сих пор восхищают.

А вы знали, что в «Бриллиантовой руке» звук падения героя Миронова в люк создавали, бросая в яму мешок с арбузами? Делитесь своими любимыми лайфхаками советского кино в комментариях!

P.S. Интересный парадокс: многие технологии, придуманные в СССР, сейчас считаются «винтажными» и используются для стилизации. Например, ручная покадровая анимация из «Новогодних приключений» сегодня — тренд в инди-кино. Настоящее искусство не стареет!

Если Вам понравилась моя статья, пожалуйста, подпишитесь и поставьте лайк.

Другие статьи: