Ещё в 2001 году когда мне было лет 14 приобрёл на радостях модель светофора МЕ 050 родом из 80-х из ГДР. О том, что данный светофор лучше было бы не приобретать из-за несоответствия нашей светофорной сигнализации я как то тогда не подумал. Впрочем я даже тогда не знал что вообще такое светофорная сигнализация. А купил я его потому что польстился на наличие желтого сигнала, которого у других ГДРовских светофоров из моей коллекции не было. И вот когда я доделываю свой макет в 2025-м я снова его откопал у себя в коробках. А поскольку макет на отечественную тематику, то данный светофор был бы ни к месту. Но я был бы не Кузей, если бы не изменил ситуацию в свою пользу... А именно не переделал светофор. Как я это сделал, читайте дальше.
Как видно, у данного светофора расположение огней КЗЖ т.е. красный в самом верху, зелёный в самом низу, жёлтый посередине. Это явно не соответствует расположению огней на наших проходных светофорах ЖЗК (жёлтый вверху, красный внизу). Помимо этого, на данном светофоре могло быть только два показания КРАСНЫЙ и ЗЕЛЁНЫЙ+ЖЁЛТЫЙ. Отдельного зелёного или отдельно желтого не было. Для справки: на железных дорогах ГДР сигнал ЗЕЛЁНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ означал, что поезд следует с отклонением по стрелочному переводу (аналогично сигналу ДВА ЖЕЛТЫХ ИЗ НИХ ВЕРХНИЙ МИГАЮЩИЙ на наших отечественных светофорах, а также ЗЕЛЁНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ на двукрылых отечественных и немецких семафорах). А вот если поезду нужно было ехать прямо по главному пути, то сигнала один зелёный не было. Это, честно говоря, было упущением даже для 80-х годов. Хотя ведь многие покупали данный светофор и использовали у себя либо на макетах, либо просто на полу. И только немногие замечали в светофоре вышеописанные косяки.
"Так что же делали те, кто в данном светофоре косяк находил и что сделал Кузя?", - спросите вы. Тут два варианта. Либо оставить лампочки именно в таком расположении как было изначально КЗЖ с возможностью сделать так, чтобы светофор горел отдельно зелёным сигналом либо вообще переделать его в отечественный проходной светофор с расположением огней ЖЗК. Я выбрал второй вариант.
Так вот, для начала маленькой отверткой отворачиваем болты, удерживающие заднюю стенку.
Итак, стенка снята. Теперь вынимаем лампочки и переставляем их в порядке ЖЗК. Должно получиться так:
Далее берём в руки заднюю стенку и на стенке видим перемычку между средним и нижним контактом (извиняюсь, но фото перемычки случайно удалил, пока делал). Эту перемычку аккуратно удаляем. Можно любыми подручными средствами, главное не повредить саму стенку. Я лично перемычку распили в двух местах маминой пилкой.
Получилось так:
Теперь нам надо обратно прикрутить заднюю стенку болтами. А теперь присмотритесь к стенке когда вы её закрутили.
Из-за того, что перемычки больше нет зеленый огонь на светофоре не загорится. Следовательно к среднему контакту, который как раз отвечает за зеленый огонь нужно припаять или приклеять токопроводящим клеем кусок любого телефонного провода нужной длинны.
Чёрный провод как раз идёт в среднее гнездо. А два других белых провода идут на ЖЕЛТЫЙ и КРАСНЫЕ огни, которые переключаются между собой за счет встроенного привода (ГДРовские светофоры (равно как и семафоры) шли с приводом).
А теперь самый главный вопрос, как регулировать переключение между жёлтым и зелёным сигналами? Ведь перемычки больше нет. Напомощь нам придёт вот такое реле:
Собственно говоря это реле и будет в качестве второго привода, который как раз и переключает сигналы между ЗЕЛЁНЫМ и ЖЁЛТЫМ огнями.
О том, как этот второй привод подключить (реле) я расскажу в одном из следующих выпусков.