Найти в Дзене
Кошкин хвост

Один раз пережили, и сейчас переживём! или Как брат брата математике обучал

«Плохо, когда тебя не понимают, плохо, когда ты не понимаешь. Но ещё хуже, когда ты не понимаешь того, кто когда-то понимал тебя!»

Вадим, 6 лет, воспитанник логопедической группы детского сада.

Дети: Стас, 18 лет, Паша, 8 лет, Вадим, 6 лет.
Паша и Вадим в диком лесу
Паша и Вадим в диком лесу

Из троих моих детей раньше всех разговаривать начал Вадим. О, как он говорил! Говорил всегда и везде. Молчал только когда спал. И когда жевал еду. Да, именно, когда жевал. Когда нёс ложку от тарелки до рта - говорил. Много, предложениями, эмоционально и с выражением. Мог в точности скопировать мою интонацию. Цитировал рекламные слоганы.

Заслушаться, в общем, можно!

Было бы. Если бы хоть что-то понятно из этих разговоров было.

Вот правда, считаю это просто несправедливым, что такому разговорчивому ребёнку достались такие проблемы с речью. Вадим так искренне любил говорить! Но его не понимала даже родная мать.

Что Вадюха - клиент логопеда, я лично поняла сразу, как только он заговорил. Это не объяснить, просто было слышно - Вадим говорит не так. Его это, кстати, особо не расстраивало. Ой, да чего я скромничаю. Его это даже не волновало.

По мнению Вадима, если его не понимали, то это была проблема того, кто не понимал. А свои проблемы каждый должен решать самостоятельно. У Вадюхи проблем не было. И два раза он никогда не повторял. Не понял? Ну, штош... Прощай, нам с тобой говорить не о чем.

Словом, Вадюха разговаривал плохо. И в целом мире был только один человек, который его понимал. Всегда. Везде. С первого раза.

Этим человеком был Паша. Я не знаю, как он это делал, правда. Но он безошибочно переводил все те нечленораздельные звуки, что издавал Вадим, в нормальную человеческую речь. И делал это с таким видом, как будто не понимал - а что, собственно, не так? Нормально брат разговаривает. Чётко. Каждое слово разобрать можно. Нельзя? Нууу, наверное, это у вас какие-то проблемы. К врачу, что ли, обратитесь.

С тех пор прошло несколько лет. Вот уже год, как я перестала носить свои любимые и красивые денежки логопеду. Речь у Вадима чистая, понятная. Он в конкурсе чтецов первое место недавно занял. И переводчик ему больше не требуется.

Но, как говорится, беда пришла откуда не ждали.

Вадим же посещает логопедическую группу в детском саду. А это вам не шутки, как говорила донна Жура. Логопедическая группа - это вам не куличики в песочнице лепить. Это регулярные задания, которые задают на дом.

Ну и вот, на прошлой неделе Вадюхе в детском саду выдали кучку всяких распечаток с заданиями. Которые надо было выполнить за выходные. Но Вадим заболел. В садик эту неделю не ходит. И поэтому про задания все забыли.

А вчера вечером вспомнили.

Просто Паша как раз свои домашние задания выполнял. И делала это долго. А Вадюха ждать устал, и начал возле него кругами ходить. И мешать.

-О! - вспомнил отец. - Вадюха, так у тебя тоже задания были! На, делай!

И вручил Вадиму распечатки. Как смог, так и отвлёк ребёнка, короче.

Вадим взял листы и пошёл к своему столу. Разложил задания перед собой и стал выбирать, с чего начать. Выбрал математический кроссворд. Это как обычные кроссворд, только с примерами.

-Начинать надо с самого сложного! - заявил Вадим.

И взял карандаш.

-Полностью с тобой, Вадя, согласен! - поддержал брата Паша.

Который в этот момент как раз рисовал рисунки по окружающему миру.

Как вы знаете, рисование для Паши - это ложка дёгтя в бочке мёда. И всю учёбу портит. А рисовать нынче Паше приходится много. Чуть ли не каждый день потому что задают - то по чтению рисунок, то по окружающему миру. Один день отдых, а потом ИЗО.

И вот сидят эти два братца, каждый за своим столом. Оба страдают, и страдания их даже измерить невозможно. Нет потому что такой меры ещё. Не придумали.

-Ничего не понимаю, - морщил лоб над кроссвордом Вадим. - Ничего! Что тут делать? Кто-нибудь! Объясните!

-Я бы объяснил! - стирая очередной чертёж, признался Паша. - Объяснил, но не могу! Мне же надо рисовать!

-Ааа! - провыл Вадюха.

-Ааа! - простонал Паша.

-Паша, объясни Вадиму, что надо делать, - разрешила я. - Потому дорисуешь.

Паша подскочил со своего места, аж стул уронил. Подошёл к Вадиму, встал над ним.

-Так, Вадя, - вникнув в задание, проговорил Паша. - Смотри. Тебе надо вот сюда вписать цифру. Сколько надо прибавить к шести, чтобы получилось девять?

Вадюха поднял голову и посмотрел на Пашу вот так О_о.

-Ладно, - вздохнул Паша, - давай по другому. Как найти неизвестное слагаемое?

Вадюха развёл руки и покачал головой.

-Чтобы найти неизвестное слагаемое, - объявил Паша, - надо из суммы вычесть известное слагаемое!

Вадюха шлёпнул себя ладонь по лбу.

-А! - понял Паша. - Ты не знаешь, что такое сумма и слагаемое?

-Да! - среагировал на слова "ты не знаешь" Вадим.

-Сумма - это то, что стоит после знака равно! - объяснил Паша. - Всё остальное - слагаемое. Это когда плюс. Когда минус, там по другому называется.

-Значит, что надо сделать? - спросил Вадим.

-Подумай, - посоветовал Паша.

-От девяти отнять шесть? - догадался Вадим.

-Точно! - Паша аж подпрыгнул от радости.

-Фууух! - выдохнул Вадим.

-Ну? - уточнил Паша. - Сколько это будет? Девять минус шесть.

Вадюха задумался. Паша сходил за счётными палочками, которые мы так кстати купили на прошлой неделе. Разложил их перед братом.

Учитель и его ученик
Учитель и его ученик

-Вот девять палочек, - пояснил Паша, - если убрать шесть, сколько останется?

Вадим убрал шесть палочек.

-Три! - посчитал он оставшиеся.

-Правильно! - похвалил Паша. - Значит, что?

-Значит, девять минус шесть будет три, - ответил Вадим.

-Ага, - кивнул Паша, - и что?

-И что? - не понял Вадим.

-Что это мы нашли? - спросил Паша.

-Что? - переспросил Вадим.

-Второе слагаемое! - торжественно произнёс Паша.

-Круууто! - оценил находку Вадим.

-Значит, что? - повторил вопрос Паша. - Что теперь надо сделать с этим вторым слагаемым?

-Что? - загадочным голосом уточнил Вадим.

-В кроссворд записать! - не выдержал Паша.

-Ааа! - опомнился Вадим. - Кроссворд! Я уже про него и забыл.

Взял карандаш, занёс его над распечаткой. Долго искал глазами пример, который они с Пашей только что решали.

-Записать, записать, - прошептал он, - куда же это надо записать? О! Вот сюда! Три плюс шесть равно девять! Ну всё, Паша, спасибо за помощь!

-Не за что! - проведя рукой по лбу, вытирая несуществующий пот, ответил Паша. - Если что, говори. Я пока пойду дальше рисовать.

И отправился за свой стол. Сел, начал рисовать. Потом отложил карандаш и, глядя в стену перед собой, произнёс:

-Эти задания и математический кроссворд должны были достаться мне! Мне! Потому что задачи - это моё! Но мне досталось какое-то... рисование.

Вадюха, надувшись, как мышь на крупу, промолчал. Но в знак согласия кивнул. Мог бы и не кивать, конечно. И так видно было, что он обо всё этом думал.

-Рисование должно было достаться мне! - вот, что он думал. - Мне! Потому что рисование - это моё! А мне достался какой-то... математический кроссворд!

Вечером, когда все задания были выполнены, а Паша с Вадимом лежали в своих кроватях, я услышала тихий голос из детской.

-Паша, - прошептал Вадим, - а помнишь, когда я был маленький и плохо разговаривал, то меня никто, кроме тебя не понимал?

-Помню, - ответил Паша.

-Это было плохо, - вспомнил Вадим.

-Да, - согласился Паша.

-Но ещё хуже было сегодня, - признался Вадим. - Когда ты говорил про слагаемые. Ты меня раньше мог понимать. А я тебя сейчас - нет.

-Ничего, - успокоил Паша. - Тогда пережили. И сейчас... переживём!

Ясно, да? Переживём. Мы всё переживёооом!

//звучит песня Руслана Курика "Пока творит этот свет"