«Плохо, когда тебя не понимают, плохо, когда ты не понимаешь. Но ещё хуже, когда ты не понимаешь того, кто когда-то понимал тебя!»
Вадим, 6 лет, воспитанник логопедической группы детского сада.
Дети: Стас, 18 лет, Паша, 8 лет, Вадим, 6 лет.
Из троих моих детей раньше всех разговаривать начал Вадим. О, как он говорил! Говорил всегда и везде. Молчал только когда спал. И когда жевал еду. Да, именно, когда жевал. Когда нёс ложку от тарелки до рта - говорил. Много, предложениями, эмоционально и с выражением. Мог в точности скопировать мою интонацию. Цитировал рекламные слоганы.
Заслушаться, в общем, можно!
Было бы. Если бы хоть что-то понятно из этих разговоров было.
Вот правда, считаю это просто несправедливым, что такому разговорчивому ребёнку достались такие проблемы с речью. Вадим так искренне любил говорить! Но его не понимала даже родная мать.
Что Вадюха - клиент логопеда, я лично поняла сразу, как только он заговорил. Это не объяснить, просто было слышно - Вадим говорит не так. Его это, кстати, особо не расстраивало. Ой, да чего я скромничаю. Его это даже не волновало.
По мнению Вадима, если его не понимали, то это была проблема того, кто не понимал. А свои проблемы каждый должен решать самостоятельно. У Вадюхи проблем не было. И два раза он никогда не повторял. Не понял? Ну, штош... Прощай, нам с тобой говорить не о чем.
Словом, Вадюха разговаривал плохо. И в целом мире был только один человек, который его понимал. Всегда. Везде. С первого раза.
Этим человеком был Паша. Я не знаю, как он это делал, правда. Но он безошибочно переводил все те нечленораздельные звуки, что издавал Вадим, в нормальную человеческую речь. И делал это с таким видом, как будто не понимал - а что, собственно, не так? Нормально брат разговаривает. Чётко. Каждое слово разобрать можно. Нельзя? Нууу, наверное, это у вас какие-то проблемы. К врачу, что ли, обратитесь.
С тех пор прошло несколько лет. Вот уже год, как я перестала носить свои любимые и красивые денежки логопеду. Речь у Вадима чистая, понятная. Он в конкурсе чтецов первое место недавно занял. И переводчик ему больше не требуется.
Но, как говорится, беда пришла откуда не ждали.
Вадим же посещает логопедическую группу в детском саду. А это вам не шутки, как говорила донна Жура. Логопедическая группа - это вам не куличики в песочнице лепить. Это регулярные задания, которые задают на дом.
Ну и вот, на прошлой неделе Вадюхе в детском саду выдали кучку всяких распечаток с заданиями. Которые надо было выполнить за выходные. Но Вадим заболел. В садик эту неделю не ходит. И поэтому про задания все забыли.
А вчера вечером вспомнили.
Просто Паша как раз свои домашние задания выполнял. И делала это долго. А Вадюха ждать устал, и начал возле него кругами ходить. И мешать.
-О! - вспомнил отец. - Вадюха, так у тебя тоже задания были! На, делай!
И вручил Вадиму распечатки. Как смог, так и отвлёк ребёнка, короче.
Вадим взял листы и пошёл к своему столу. Разложил задания перед собой и стал выбирать, с чего начать. Выбрал математический кроссворд. Это как обычные кроссворд, только с примерами.
-Начинать надо с самого сложного! - заявил Вадим.
И взял карандаш.
-Полностью с тобой, Вадя, согласен! - поддержал брата Паша.
Который в этот момент как раз рисовал рисунки по окружающему миру.
Как вы знаете, рисование для Паши - это ложка дёгтя в бочке мёда. И всю учёбу портит. А рисовать нынче Паше приходится много. Чуть ли не каждый день потому что задают - то по чтению рисунок, то по окружающему миру. Один день отдых, а потом ИЗО.
И вот сидят эти два братца, каждый за своим столом. Оба страдают, и страдания их даже измерить невозможно. Нет потому что такой меры ещё. Не придумали.
-Ничего не понимаю, - морщил лоб над кроссвордом Вадим. - Ничего! Что тут делать? Кто-нибудь! Объясните!
-Я бы объяснил! - стирая очередной чертёж, признался Паша. - Объяснил, но не могу! Мне же надо рисовать!
-Ааа! - провыл Вадюха.
-Ааа! - простонал Паша.
-Паша, объясни Вадиму, что надо делать, - разрешила я. - Потому дорисуешь.
Паша подскочил со своего места, аж стул уронил. Подошёл к Вадиму, встал над ним.
-Так, Вадя, - вникнув в задание, проговорил Паша. - Смотри. Тебе надо вот сюда вписать цифру. Сколько надо прибавить к шести, чтобы получилось девять?
Вадюха поднял голову и посмотрел на Пашу вот так О_о.
-Ладно, - вздохнул Паша, - давай по другому. Как найти неизвестное слагаемое?
Вадюха развёл руки и покачал головой.
-Чтобы найти неизвестное слагаемое, - объявил Паша, - надо из суммы вычесть известное слагаемое!
Вадюха шлёпнул себя ладонь по лбу.
-А! - понял Паша. - Ты не знаешь, что такое сумма и слагаемое?
-Да! - среагировал на слова "ты не знаешь" Вадим.
-Сумма - это то, что стоит после знака равно! - объяснил Паша. - Всё остальное - слагаемое. Это когда плюс. Когда минус, там по другому называется.
-Значит, что надо сделать? - спросил Вадим.
-Подумай, - посоветовал Паша.
-От девяти отнять шесть? - догадался Вадим.
-Точно! - Паша аж подпрыгнул от радости.
-Фууух! - выдохнул Вадим.
-Ну? - уточнил Паша. - Сколько это будет? Девять минус шесть.
Вадюха задумался. Паша сходил за счётными палочками, которые мы так кстати купили на прошлой неделе. Разложил их перед братом.
-Вот девять палочек, - пояснил Паша, - если убрать шесть, сколько останется?
Вадим убрал шесть палочек.
-Три! - посчитал он оставшиеся.
-Правильно! - похвалил Паша. - Значит, что?
-Значит, девять минус шесть будет три, - ответил Вадим.
-Ага, - кивнул Паша, - и что?
-И что? - не понял Вадим.
-Что это мы нашли? - спросил Паша.
-Что? - переспросил Вадим.
-Второе слагаемое! - торжественно произнёс Паша.
-Круууто! - оценил находку Вадим.
-Значит, что? - повторил вопрос Паша. - Что теперь надо сделать с этим вторым слагаемым?
-Что? - загадочным голосом уточнил Вадим.
-В кроссворд записать! - не выдержал Паша.
-Ааа! - опомнился Вадим. - Кроссворд! Я уже про него и забыл.
Взял карандаш, занёс его над распечаткой. Долго искал глазами пример, который они с Пашей только что решали.
-Записать, записать, - прошептал он, - куда же это надо записать? О! Вот сюда! Три плюс шесть равно девять! Ну всё, Паша, спасибо за помощь!
-Не за что! - проведя рукой по лбу, вытирая несуществующий пот, ответил Паша. - Если что, говори. Я пока пойду дальше рисовать.
И отправился за свой стол. Сел, начал рисовать. Потом отложил карандаш и, глядя в стену перед собой, произнёс:
-Эти задания и математический кроссворд должны были достаться мне! Мне! Потому что задачи - это моё! Но мне досталось какое-то... рисование.
Вадюха, надувшись, как мышь на крупу, промолчал. Но в знак согласия кивнул. Мог бы и не кивать, конечно. И так видно было, что он обо всё этом думал.
-Рисование должно было достаться мне! - вот, что он думал. - Мне! Потому что рисование - это моё! А мне достался какой-то... математический кроссворд!
Вечером, когда все задания были выполнены, а Паша с Вадимом лежали в своих кроватях, я услышала тихий голос из детской.
-Паша, - прошептал Вадим, - а помнишь, когда я был маленький и плохо разговаривал, то меня никто, кроме тебя не понимал?
-Помню, - ответил Паша.
-Это было плохо, - вспомнил Вадим.
-Да, - согласился Паша.
-Но ещё хуже было сегодня, - признался Вадим. - Когда ты говорил про слагаемые. Ты меня раньше мог понимать. А я тебя сейчас - нет.
-Ничего, - успокоил Паша. - Тогда пережили. И сейчас... переживём!
Ясно, да? Переживём. Мы всё переживёооом!
//звучит песня Руслана Курика "Пока творит этот свет"