Каково это - жить на Красной площади или в ее окрестностях? Очень дорого? Престижно? Смотря где и когда. Рассказывают читатели.
Улица Горького: Классы, поделенные на комнаты
Мария М.
Мы жили в коммунальной квартире на улице Горького (Тверская) - 14 семей, 36 соседей.
Дом - бывшая гимназия: длинный коридор с классами, поделенными на комнаты. У каждой семьи - одна конфорка на плите. Один туалет и одна раковина на квартиру. Жили там профессора и преподаватели. Утром в коридоре стояла очередь. Все с газетами и журналами в руках ждали своей очереди, чтобы сходить в туалет, почистить зубы. Мыться ходили в Оружейные бани или к знакомым.
Под 7 ноября и 1 мая каждую ночь - репетиция парада, танки двигались на Красную площадь, под утро - обратно.
Красная площадь: Без туалета, но с фонтаном
А вы знаете, что на последнем этаже ГУМа одно время были коммунальные квартиры? Люди так прямо и жили по адресу: Красная площадь, дом 3. После революции, в 20-х годах, складские помещения на двух верхних этажах стали коммуналками.
Условия были так себе. Водопровода в квартирах не было, общий туалет и душевые - на первом этаже ГУМа. Кухни тоже не предусматривались, так что готовили в комнатах на керосинках. Чтобы привести кого-то в гости, следовало получить разрешение комендатуры. Зато можно было прогуливаться у фонтана и посещать кинопоказы и концерты для партийных работников, проходившие в гумовском демонстрационном зале.
Элеонора Гаркунова, прожившая там с 1928-го по 1953-й год, вспоминала:
Магазины всегда были, но они располагались только на 1-м этаже второй и третьей линий… В 8 утра, когда открывались магазины, на весь ГУМ раздавался топот ног, дежурившие с ночи люди спешили занять очередь в отделы — даже в нашей комнате было слышно. По этому шуму мы определяли время (а еще по кремлевским курантам, которые были видны из окна)…
...Ночью я иногда просыпалась от того, что на Спасских воротах звенел сигнальный звонок, и из Кремля выезжали правительственные машины, под нашими окнами они проносились в сторону ЦК на Старой площади, или раздавался цокот копыт конной милиции. Поэтому на улице всегда дежурили «товарищи в штатском», я их всех прекрасно знала в лицо, а они — меня.
В 1953 году ГУМ было решено полностью отдать под торговлю. Коммуналки стали расселять. На тот момент в них жили 22 семьи, больше 80 человек.
Куйбышевский проезд: С альковом и тремя арочными окнами
Мои бабушка и дедушка жили в Куйбышевском проезде (Богоявленский переулок), в крайнем к Биржевой площади доме. До революции это были Теплые торговые ряды (Ильинка, 3/8).
Тёплые торговые ряды — крупнейший ансамбль торговых зданий, в конце XIX—XX вв. занимавший половину квартала между Ильинкой, Богоявленским и Ветошным переулками. Построен в 1864—1869 годах архитектором Александром Никитиным для московских предпринимателей Азанчевского и Пороховщикова и стал первым отапливаемым торговым помещением в Москве (отсюда и название). После революции в Теплых рядах сначала размещались коммуналки, потом государственные конторы. Снесёны в 2008 году.
В 1959 году меня в эту коммунальную квартиру принесли из роддома, но постоянно я там не жила, было очень тесно - еще дядя, две тети...
Комната у нас была очень интересная: с альковом и тремя арочными окнами. Было ещё трое соседей, жили дружно.
Бабушка рассказывала, что возила коляску со мной гулять в Тайницкий сад, через Спасские ворота, они открыты были. А я вспоминаю, как зимой катались на санках с грота в Александровском саду.
Расселять начали в 1966 году. Моим дали квартиру в Покровском-Стрешневе. Бабушка плакала, говорила: не хочу никакой квартиры, хочу домой, на Никольскую! Она родилась в доме на углу Никольской и Ветошного переулка и всю жизнь провела в этом районе.