Это, конечно, никакой не секрет- лучший вид на Эйфелеву башню открывается с противоположного берега, с террасы дворца Шайо или из ниже расположенных садов Трокадеро, сквозь их фонтаны. Этот дворец был построен к предвоенной Всемирной выставке 1937-го г. В двух его крыльях сегодня работают Музей человека, Морской музей, Океанариум, библиотека, театр, выставочные залы. После Второй мировой войны помещения дворца служили для заседаний только что созданной Организации объединенных наций, здесь была принята Всеобщая декларация прав человека.
Дворец стоит на сильно выровненном бывшем холме Шайо, который до него занимал другой дворец - Трокадеро, возведенный к выставке 1878 г. как временная конструкция, простоял в итоге лет 50 и попал на картины многих художников, хотя архитектура его и вызывала вопросы у современников: что-то византийское (?) с двумя башенками. Это здание использовалось как концертный зал, но и акустика его тоже была не слишком хороша.
К этому же событию сады Трокадеро были украшены большими скульптурами животных, но их символическое значение, если таковое было, не совсем ясно: конь с бороной, бык, слон, попавший в ловушку и носорог. Три из них сегодня можно увидеть во дворе музея д'Орсе, быка увезли в Ним.
Екатерина Медичи (беспокойная натура) задумала построить себе на холме очередной замок, но насладиться им не успела, умерла через год после завершения строительства, потом замок приобрел знаменитый маршал Бассомпьер, тот самый, кого Ришелье отправил в Бастилию на двенадцать лет. Вдова английского короля Карла I, покинув Англию, приобрела эту землю и основала здесь в 1651 г. еще одну обитель Ордена Посещения Пресвятой Девы Марии или "визитанок". Его настоятельницей стала Луиза де Лафайет, сердечная подруга Людовика XIII.
После революции и разрушения монастыря Наполеон хотел на этом месте построить огромный дворец имени своего сына, короля Рима, с колоннадой как в соборе Св. Петра, но проект остался нереализованным и холм Шайо долгое время использовался просто как каменоломня, до выставки 1878 г.
Площадь Трокадеро - самый простой путь к выходу на террасу дворца, доступную ночью, чтобы восхититься подсветкой Эйфелевой башни. Название "Трокадеро" отсылает к победе французского оружия в Испании при подавлении революционного движения в 1823 г (кажется так). А вообще этот район XVI -го округа именуется Шайо, по имени древнего поселения, где цвели сады и собирали виноград. Простирается он на север к проспекту Гранд Арме, состоит в основном их широких прямых проспектов и по живописности, честно скажем, немного уступает соседним районам Пасси и Отей.
К западу от сегодняшнего дворца Шайо, т.е. слева, если смотреть от реки, с к. XV в. располагался монастырь минимов (не путать с тем, что был на площади Вогезов), его еще называли Bonhomme, потому что епископа, давшего разрешение на строительство звали Луи де Бомон де ля Форе (Louis de Beaumont, а Bonhomme - хороший человек, игра слов). После его закрытия в революцию на его месте располагались несколько разных фабрик, от монастыря не осталось ничего, но вот этот небольшой прибрежный район с разнообразной архитектурой, небольшими улицами и перепадами высот, очень симпатичный.
На ул. Шардена, например, которая к художнику отношения не имеет никакого, несколько частных особняков, вроде занятого нынче посольством Сербии, принадлежавшего старинной фамилии де ля Тремуй, построенного в н. XX в., окна которого выходят в сады Трокадеро. № 10 - дом издателя, № 12 - археолога. В несохранившемся здании здесь жила поистине удивительная личность, мадам Фрайя, ясновидящая, да, предсказавшая Первую мировую и ее исход, которую призывали потом, куда вы подумали? в министерство обороны, чтоб она сказала, будет ли взят Париж.
От выставки 37-го сохранились еще два крупных здания в этом районе - дворец Йена, где собрались какие-то государственные и межгосударственные организации (там роскошная парадная лестница). Туда, кстати, по рабочим дням можно пройти в составе группы с гидом, бесплатно, заодно и их ресторан с красивым видом посетить
и дворец Токио, получивший название от одноименной набережной, которая сменила название по понятным причинам в 1945 г. Но имя дворца прижилось, сегодня там Музей современного искусства города Парижа, а в XVII веке на этом месте располагалась еще одна известная ковровая мануфактура - Савоннери, построенная в свою очередь на месте мыловаренной фабрики, savon — мыло. Ковры Savonnerie, отличавшиеся особенным бархатистым ворсом стали известны по всей Европе.
И в этой части района Шайо сосредоточены важные объекты XVI округа. Если пройти по бывшей Токийской, ныне Нью-Йоркской набережной, то можно увидеть роскошный особняк, принадлежавший it-girl Моне Бисмарк, проживавшей в Париже сначала на острове Сен-Луи, а потом переехавший в этот специально для нее и мужа построенный особняк. Большую часть состояния и это здание она завещала для создания Американского культурного центра, который и работает по этому адресу, но доступен только во время выставок, к сожалению. И вообще, этот район такой, про американо-французскую дружбу.
Через дорогу от Токийского дворца еще один роскошный особняк с большой территорией, который занимает учреждение, для Франции имеющее огромное значение - Музей моды или дворец Гальера (в фильме "Дьявол носит "Прада" героини приезжали и сюда тоже). Это здание - дар Парижу от итальянской сказочно богатой герцогини Гальера (у нее еще много титулов было). Она решила передать государству свою коллекцию произведений искусства и для этих целей спонсировала строительство этого здания. Но в 1886 г. при Третьей республике приняли закон, по которому главы семей и их наследники, правившие Францией должны были покинуть страну (республика же, да). Герцогиня была возмущена этим и передумала оставлять коллекцию, передала ее в родную Геную, а стройку уже было не остановить, дворец этот какое-то время служил для разных целей, пока окончательно не стал музеем истории французской моды с XVIII века до наших дней.
Недалеко от него, авеню Марсо, 5, еще один объект, связанный с модой, музей Ива Сен-Лорана располагается в здании, где с 1974 г. дизайнер работал в своем ателье и где находилась штаб-квартира дома моды.
И еще одна неординарная женщина (уже третья на сегодня?), решившая использовать свое огромное состояние на благо обществу: на авеню Жоржа Манделя, 43 проживала Виннаретта Зингер, наследница многомиллионной швейной империи Зингер, вышедшая замуж за принца Эдмона де Полиньяка. Она строила больницы и жилье для бедняков, покровительствовала музыкантам. Сегодняшний фонд Зингер-Полиньяк продолжает помогать молодым музыкантам, организовывает концерты, предоставляет помещение для репетиций, а также поддерживает научные проекты, например в области океанографии. На этой же улице жили многие известные: Мария Каллас, Ростропович, Кальман, так уж вышло, что музыканты, но не только.
На очередном очень длинном и абсолютно прямом проспекте Виктора Гюго писатель жил на склоне лет, улицу в его честь назвали накануне его 79-летия, т.е. при жизни, уникальный случай. Но дом его не сохранился. И там же на углу с ул. Трактир можно найти один из лучших парижских ресторанов, звездой не отмеченный, но среди знающих людей пользующийся популярностью уже много лет - ресторан Прюнье, специализирующийся на рыбе и морепродуктах, открытый в 1924 г. наследниками уже известного нам Альфреда Прюнье. (Сто лет ресторану, вот за такое люблю этот город.) Хемингуэй к нему заходил, только не очень понятно, сюда или в тот, что у Мадлен (скорее всего). Легенда гласит, что в Прюнье вероятность встретить членов Российского императорского двора была выше, чем в Санкт-Петербурге. Оформлен ресторан в стиле ар-деко, бирюзовая мозаика, деревянная витрина, специалитет - устрицы и икра, которую семья Прюнье научилась производить во Франции.
От площади Трокадеро, сливаясь с авеню Виктора Гюго у Триумфальной арки, проходит авеню Клебер, еще один новый буржуазный проспект II-ой империи, полный роскошных отелей посольств и роскошных отелей (гостиниц). И вот между этими двумя магистралями располагается странное - целый квартал обнесенный высокой, кажется сплошной стеной и табличек нет, нигде не написано "велкам", туда и не пустят, возможно, пока. Это водохранилище Пасси, хоть и не питьевой воды, но снабжающее водой парижские парки и для хозяйственных целей используется. Имелось 4 бассейна, сегодня только 2 , а остальные ждут ревитализации, кажется? Т.е изменения их назначения с сохранением облика, есть проект, который предполагает устройство подземной энотеки, винных погребов и дегустационного зала, но кажется он еще не запущен.
Вот примерно, что собой представляет район Шайо, к сожалению, его совсем мало рисовали, множество затейливых особняков с башенками, колоннами, эркерами, пышными дверными порталами и садами художников не особенно привлекали, это большей частью район жилой, престижный в части недвижимости, но не бывший модным, следовательно, не особенно интересовавший публику, в котором особенно не погуляешь, только если иметь целью посетить один их музеев, об одном из которых рассказ пойдет в следующих выпусках. А пока призываю подписываться на телеграм канал, там другие истории, например о том, где Пруст покупал орхидеи и что в Париже поделывал Маяковский или о королевском пире XIV века.