Татьяна Анатольевна Догилева родилась 27 февраля 1957 года в деревне Ново-Михайловское Московской области. Ее родители, Анна Афанасьевна и Анатолий Михайлович, были простыми рабочими на мукомольном заводе.
«Я происходила из рабочей семьи и редко посещала театр, поэтому у меня не было четкого представления о профессии актера. Тем не менее, какая-то необъяснимая энергия притягивала меня в эту сферу».
Будущая актриса не любила оставаться на месте, активно занималась легкой атлетикой и посещала студию юного актера при Центральном телевидении, где ей постоянно советовали выбрать другую профессию.
«Я была удовлетворена своей жизнью и учебой, но стремилась к чему-то экстраординарному и экзотическому. Одна из мыслей заключалась в том, чтобы стать артисткой, хотя меня от этого отговаривали. Поэтому я параллельно обучалась в школе молодого востоковеда и в других местах. По своей натуре я была увлекающейся девочкой. Каждый год мне говорили: “Не иди в театральный, у тебя тяжелая внешность”. Я соглашалась, но как только были объявлены первые туры, сразу же рвалась туда».
Несмотря на пессимистичные прогнозы педагогов студии юного актера, Татьяна Догилева успешно поступила в ГИТИС с первого раза, попав в мастерскую В.П. Остальского. Одним из ее однокурсников стал Юрий Стоянов.
«Юра был героем, красавцем, высоким, голубоглазым и кудрявым. Все девочки курса без памяти влюбились в него. Однако он почему-то выбрал меня, хотя у меня были пухлые щеки и маленькие глазки. Мы постоянно исполняли любовные сцены вдвоем и вскоре не понимали, как можем расстаться на несколько часов».
Тем не менее расстаться им пришлось. Головокружительный роман негативно сказался на учебе, и Догилева осознала, что с такой успеваемостью ее могут отчислить с первого курса. Она не могла допустить этого, и влюбленные решили приостановить свои отношения. Вскоре девушка стала одной из лучших студенток группы, а Стоянов женился — и не на ней. Тем не менее они остались друзьями.
Татьяна Анатольевна получила диплом актера в 1978 году и была немедленно приглашена в труппу театра Ленком. Однако в кино она дебютировала значительно позже.
Одной из первых ее ролей в кино стала Светлана Попова в фильме «Покровские ворота». Однако актриса не испытывала эйфории от получения этой работы, так как сценарий показался ей неинтересным.
«Получив сценарий, я из любопытства решила посмотреть спектакль “Покровские ворота”, который Козаков поставил в Театре на Малой Бронной. Я ушла после первого акта! Даже не помню, кто там играл. Вероятно, это было связано с тем, что я увидела постановку в далеко не лучшем состоянии: спектакль шел много лет и успел надоесть артистам. Так что я шла к Козакову сниматься в обычную и ничем не примечательную комедию и даже не думала о том, что фильм может стать успешным».
На премьере фильма «Покровские ворота» Татьяна Догилева покинула зал, не дождавшись окончания показа. Тем не менее, она никогда не сожалела о своем участии в этом проекте. Съемки в фильме Владимира Бортко "Блондинка за углом" стали для актрисы значительным испытанием. Во-первых, это была одна из ее первых серьезных ролей, во-вторых, ее партнер Андрей Миронов не упускал возможности подшутить над молодой коллегой.
«Миронов, безусловно, проявлял ко мне уважение, однако это не мешало ему поддразнивать меня. Он постоянно задавал вопросы: “Таня, почему вас утвердили? Я бы предпочел, чтобы со мной снималась Александра Яковлева, она мне очень нравится…”». Я не обижалась, поскольку понимала, что у многих талантливых артистов есть свои причуды. Он продолжал поддразнивать меня, а я смотрела на него с грустью и снисходительностью. В какой-то момент я не выдержала и ответила: “Андрей Александрович, хватит, я уже устала”. В ответ он неожиданно улыбнулся иначе: “Я так говорю, потому что вы мне симпатичны…”. После этого никаких подколов больше не было».
Работа с Эльдаром Рязановым в фильме "Забытая мелодия для флейты" стала для актрисы еще более сложным испытанием. Татьяна Анатольевна была уверена, что режиссер не очень доволен ее игрой и что ее могут заменить в любой момент.
«Да, он утвердил меня на роль, но мне казалось, что он сомневается в своем выборе. Однажды я даже услышала, как он восклицал: “Что за артистку взяли — ни рукой, ни ногой пошевельнуть не может!”. После премьеры он, конечно, сделал вид, что ничего подобного не говорил, но я-то слышала… Тем не менее, у актеров существовало поверье, что нужно продержаться первые десять смен, поскольку после этого исполнителей уже не меняют — пересъемки обходятся дорого. Я старалась, хотя чувствовала себя ужасно, особенно когда Эльдар Александрович заявил, что необходимо полностью переделать большую сцену — мое первое появление в квартире героя Леонида Филатова».
Тем не менее, Догилевой удалось сохранить свою роль:
«Однако вместо того, чтобы критиковать меня, он начал искать “мой свет“. В павильоне остались оператор, осветители и Рязанов. Оказалось, что до этого свет был совершенно неудачным, и я выглядела плохо. Ему было необходимо, чтобы героиня выглядела привлекательно. В итоге они начали экспериментировать с освещением, и вдруг я услышала, как Рязанов, глядя в камеру, произнес: “Хорошенькая…”. И это было сказано обо мне! После той смены я поняла, что роль — моя! Это был единственный случай в моей карьере, когда режиссер остановил съемку ради того, чтобы я выглядела максимально хорошо».
Татьяна Анатольевна была замужем дважды. Первый брак был студенческим и продлился всего три месяца. Со вторым мужем, писателем, Догилева прожила 22 года и родила дочь Екатерину.
«У Миши была замечательная мама — Рита Михайловна… Она обожала своего сына, считала его самым талантливым на свете и всегда полагала, что интересы мужа значительно важнее интересов жены. То же самое она ожидала и от меня. Я же не понимала, почему должна жертвовать всем ради мужчины, и поэтому у нас с ней возникали постоянные конфликты, прикрытые налетом интеллигентных отношений».
Актрису не вдохновляли и «домашние радости», такие как уборка и приготовление семейных ужинов.
«С одной стороны, я обладаю навыками — умею мыть полы и варить борщ... С другой стороны, хотя я и умею это делать, мне это не нравится. Таким образом, мой талант в роли жены весьма ограничен. Я безнадежна».
Про съёмки сериале "Люба, дети и завод...", актриса рассказывала:
«Я даже не хочу вспоминать об этой работе. Это невозможно, просто невозможно! Каждый день по 12 часов находиться в кадре! У меня менялись партнеры, а я все время говорила, говорила, говорила... У нас была отличная команда, прекрасные отношения с режиссером. И роль мне нравилась. Однако непрерывные съемки были абсолютным адом. У меня сломался механизм сна, я вообще не спала, ни одно снотворное, даже психотропное, не помогало. В итоге нервы не выдержали. У меня было полное ощущение, что я умираю: сердце колотится, дышать невозможно, меня трясет... Однажды на спектакле я просто разрыдалась: не по роли, а просто так. У меня перехватило горло, и я могла только плакать...».
К счастью, подруги нашли для актрисы хорошего специалиста и поместили ее в психиатрическую клинику, где Догилева провела месяц. После этого она осознала, что жизнь ценнее любой профессии.
В конце 2010 года в Малом Козихинском переулке студия «ТриТэ» Никиты Михалкова начала строительство гостиницы для звезд. Догилева присоединилась к тем, кто пытался остановить это строительство, и активно участвовала в пикетировании. В ответ Михалков пригрозил актрисе исключением из Союза кинематографистов за «неуплату членских взносов».
«После этой истории некоторые коллеги просто перестали со мной здороваться. Я не стеснялась — подходила к ним и спрашивала, в чем дело. “Я плохо вижу”, — отвечали мне. Интересно, правда? Совсем недавно человек буквально бросался мне на шею при встрече, а теперь вдруг ослеп. Бывает же такое!».
Татьяна Догилева прибегала и к пластической хирургии.Это произошло в 2000 году. Актрисе перестали предлагать роли героинь, а соглашаться играть комических старух ей не хотелось.
«Это была профессиональная необходимость. У меня сильно “опустилось” лицо, а я все еще могла играть героинь. И, кстати, я их потом и сыграла. Таким образом, я продлила свою актерскую карьеру на десять лет. Но сегодня я не вижу смысла в пластической хирургии. Я нормально отношусь к своему возрасту и не собираюсь молодиться. Напротив: меня пугают женщины с лицом, похожим на попку. Глаза все равно выдают твой возраст. И я не хочу иметь лицо из ботокса. У актрис, прошедших через такие операции, всегда одно выражение лица — а это приговор для нашей профессии».
В 1998 году Татьяна Анатольевна поставила свой первый спектакль «Лунный свет, медовый месяц», пьесу для которого написал ее муж Михаил Мишин. После этого у нее было еще несколько театральных премьер, которые она выпустила в качестве режиссера. А в 2007 году Догилева сняла свою дебютную картину «Лера».
«Я постоянно испытывала желание произнести слово "Мотор!". Эта навязчивая идея не оставляла меня в покое, и я не могу объяснить, почему это так. У меня нет амбиций в области режиссуры, поскольку я уже реализовала их в театре. Тем не менее, несколько раз я пыталась войти в эту сферу. Однажды я была близка к осуществлению задуманного: были подписаны контракты, написаны музыка и тексты, и проект представлял собой музыкальную комедию. Однако продюсер закрыл проект из-за финансовых трудностей. Я не сдалась и вскоре нашлась компания, которая, несмотря на ограниченный бюджет и сжатые сроки, предоставила мне возможность произнести заветное слово "Мотор!". В результате я сняла свою работу "Лера" за 12 смен. И хотя это было непросто, я горжусь этим достижением и испытываю удивление и восхищение от его реализации.