Найти в Дзене
Свет с Востока

Контрасигнатура. Часть 7. Ответственность, безответственность и неприкосновенность Президента РФ

Как мы уже выяснили, в Конституции РФ слова «ответственность» и «безответственность» не используются вообще, и Конституция РФ не содержит прямых указаний на ответственность или безответственность Президента РФ, в том числе за действия (или бездействие), совершенные во время исполнения своих должностных обязанностей (должностная безответственность). Не подумайте только, что так и должно быть. Причем, если вы подумали, что Президент РФ должен быть прямо признан ответственным за все свои действия, включая должностные действия, вы ошибаетесь. Президенты большинства стран мира не несут ответственности за свои действия, за исключением ряда очень серьезных преступлений. Например, Президент Италии «не ответственен за действия, совершенные во время исполнения своих функций, исключая государственную измену или посягательство на Конституцию» (ст. 90 Конституции Италии). Это перед вами «срочная должностная безответственность». Президент Греции «не несет никакой ответственности за действия, соверше
Оглавление

Валерий Подмаско

Юридическая ответственность и безответственность Президента РФ

Как мы уже выяснили, в Конституции РФ слова «ответственность» и «безответственность» не используются вообще, и Конституция РФ не содержит прямых указаний на ответственность или безответственность Президента РФ, в том числе за действия (или бездействие), совершенные во время исполнения своих должностных обязанностей (должностная безответственность). Не подумайте только, что так и должно быть. Причем, если вы подумали, что Президент РФ должен быть прямо признан ответственным за все свои действия, включая должностные действия, вы ошибаетесь. Президенты большинства стран мира не несут ответственности за свои действия, за исключением ряда очень серьезных преступлений. Например, Президент Италии «не ответственен за действия, совершенные во время исполнения своих функций, исключая государственную измену или посягательство на Конституцию» (ст. 90 Конституции Италии). Это перед вами «срочная должностная безответственность». Президент Греции «не несет никакой ответственности за действия, совершенные при выполнении им своих обязанностей, за исключением государственной измены или предумышленного нарушения Конституции. Преследование за действия, не связанные с выполнением им своих обязанностей, откладывается до истечения срока его президентских полномочий» и т.д. (ст. 49 Конституции Греции). Вот пример «срочной должностной безответственности» и «отложенной должностной ответственности» и т.д.

Рис. 1. Президент Российской Федерации Путин В.В. (1952 г.р.)
Рис. 1. Президент Российской Федерации Путин В.В. (1952 г.р.)

Конституция РФ не предусматривает контрассигнации подписи Президента РФ. Соответственно, по умолчанию Конституция РФ признает ответственность Президента РФ за все подписанные им акты. Только Президент РФ отвечает за все, что подписывает, и его ответственность не переходит на Председателя Правительства РФ, на его многочисленных заместителей и федеральных министров. Тем не менее, Конституция РФ в ч. 1 ст. 93 признает ответственность Президента РФ за «государственную измену или совершение иного тяжкого преступления» Если действующий Президент РФ может быть обвинен в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он должен быть ответственен за эти самые уголовные преступления. Не так ли?

Итак, Конституция РФ не содержит прямых (!) указаний на то, что Президент РФ несет юридическую ответственность, в том числе за свои должностные действия. Однако по умолчанию из Конституции РФ следует, что Президент РФ все-таки несет юридическую ответственность – уголовную, административную и даже имущественную (гражданско-правовую), причем без специальных ограничений. Но он может быть привлечен к юридической ответственности только в обычном, внеконституционном порядке, предусмотренном соответствующей отраслью федерального законодательства (УПК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ), и это возможно только в том случае, если он будет отстранен от должности или прекратит исполнение своих полномочий и будет лишен неприкосновенности, которой его щедро наделила Конституция РФ. Говоря иными словами, Президент РФ может быть привлечен к юридической ответственности только тогда, когда он превратится в обычного гражданина Российской Федерации, не имеющего ни высокой должности, ни связанных с ней привилегий и иммунитетов.

Рис. 2. Судейский молоток – символ судебной власти
Рис. 2. Судейский молоток – символ судебной власти

Дополнить проведенное нами изучение Конституции в поиске норм права, устанавливающих ответственность или безответственность Президента РФ, изучением федеральных конституционных или федеральных законов мы не сможем, т.к. федерального конституционного или федерального закона «О Президенте Российской Федерации» не существует. Конституция РФ не требует издания такого закона, хотя Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» принят и действует. Этот Закон предусмотрен ч. 2 ст. 921 Конституции РФ. Но тут есть интересный нюанс – Закон о гарантиях Президенту РФ принят в 2001 году, а статья 921 появилась в Конституции РФ в 2020 году. Получается, что Закон о гарантиях Президенту РФ приняли после того, как первый Президент РФ Ельцин Б.Н. ушел в отставку, а спустя почти 20 лет под уже действующий Закон в Конституцию РФ внесли положение, санкционирующее его издание. Так вот, точно так же можно поступить и с федеральным законом «О Президенте Российской Федерации». Кстати, в него можно полностью инкорпорировать Закон о гарантиях Президенту РФ. Позднее, при случае, в Конституцию РФ можно внести соответствующие дополнения, заодно подняв статус федерального закона «О Президенте Российской Федерации» до федерального конституционного закона.

Гражданско-правовая ответственность Президента РФ

С административной и уголовной ответственностью вроде бы все ясно: отстраняйте Президента РФ от должности и привлекайте «прикосновенного» Президента РФ к ответственности. Хотя привлекать отстраненного от должности Президента РФ к административной ответственности – это как-то мелочно и даже подло. Судить – так по обвинению в уголовных преступлениях. На этом фоне тема гражданско-правовой (имущественной) ответственности Президента РФ выглядит как-то мудрено. Основанием для привлечения Президента РФ к гражданско-правовой (имущественной) ответственности является принесение им имущественного вреда частным лицам либо российскому государству как хозяйствующему субъекту, т.е. как участнику гражданско-правовых и коммерческо-правовых отношений. Причем этот ущерб должен быть принесен не политическими или регулятивными решениями Президента РФ, а, например, теми административно- или уголовно-наказуемыми и иными виновными действиями, которые привели государственные или частные коммерческие организации к убыткам. Не думаю, что судебные процессы подобного рода ждут нас в ближайшем будущем, но непризнание Конституцией РФ гражданско-правовой безответственности Президента РФ делает их возможными. И уже сама возможность подобных процессов ставит на повестку для вопрос о реальных размерах имущества Президента РФ и их официальной оценке.

Рис. 3. Без комментариев
Рис. 3. Без комментариев

Самое смешное в том, что для общественного признания своей имущественной состоятельности сам (!) Президент РФ должен продемонстрировать, что обладает не потасканным автомобилем и хрущевской квартирой, а крупным состоянием, которое способно компенсировать какие-то значимые убытки частных лиц и государства. Получается, что при такой Конституции, как наша, нищий не может быть Президентом РФ.

Дисциплинарная ответственность Президента РФ

Упоминая виды юридической ответственности Президента РФ, я не назвал дисциплинарную ответственность. Что это такое? Дисциплинарная ответственность – это ключевой институт дисциплинарного права. Дисциплинарное право – это отрасль права, родственная уголовному и административному праву. Авторитетные правоведы считали и считают, что дисциплинарное право – это древнейшая догосударственная отрасль права, в рамках которой сформировалось, а затем, с появлением государства, и вышло за его пределы уголовное, а потом и административное право. Дисциплинарное право – это внутрикорпоративное право, право, существующее в каждом устойчивом коллективе. Оно есть в каждой семье; оно есть в детских садиках, в школах, ВУЗах; оно есть в Газпроме и Роснефти; оно есть на предприятиях ООО «Ромашка». Дисциплинарное право является правом общежития и правом совместной деятельности. Наиболее развитым является дисциплинарное право «хозяйствующих субъектов» и органов публичной власти. Поэтому у обычного гражданина словосочетание «дисциплинарная ответственность» обычно ассоциируются с дисциплинарными взысканиями за нарушения трудовой или служебной дисциплины: за прогулы, за отсутствие на рабочем (служебном) месте в рабочее время, за опоздания на работу или на службу, за явку на работу или на службу в нетрезвом виде и т.д.

Как вы понимаете, разговор о дисциплинарной ответственности Президента РФ – это вопрос об исполнении Президентом РФ некоего распорядка его служебной деятельности. Но Конституция РФ такого распорядка не устанавливает. Федерального конституционного или федерального закона «О Президенте Российской Федерации» не существует. Поэтому Президент РФ не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности до тех пор, пока не появится распорядок его служебной деятельности и не будут установлены меры дисциплинарного взыскания за его нарушения. А пока такой распорядок не появился и пока не установлены меры дисциплинарного взыскания за его нарушения Президент РФ – сам себе начальник и сам определяет распорядок своей служебной деятельности. Но это неправильно. Президент РФ работает и должен работать в тесном взаимодействии с Администрацией Президента РФ и Правительством РФ. Соответственно, распорядок его служебной деятельности должен соответствовать распорядку деятельности Администрации Президента РФ и Правительства РФ. В противном случае будет, как при Сталине И.В., который предпочитал работать ночами, и наркомы, отработав световой день в своих ведомствах, ночью ехали на доклад к «хозяину». Но Сталин И.В. по крайней мере не выезжал из Москвы (из Кремля и Кунцевской дачи). Но ведь безответственный глава государства может пропадать неизвестно где. Что в этом случае делать всем остальным? Ждать, когда он приедет из «командировки» или выйдет из запоя.

Рис. 4. Первый Президент Российской Федерации Ельцин Б.Н. (1931-2007 гг.) не был образцом служебной дисциплины
Рис. 4. Первый Президент Российской Федерации Ельцин Б.Н. (1931-2007 гг.) не был образцом служебной дисциплины

Конечно, вопрос конституционного и (или) законодательного определения распорядка служебной деятельности главы государства и установления мер дисциплинарного взыскания за его нарушение – это очень деликатный, но очень важный вопрос. Примеров присутствия в конституциях Европы и Мира норм дисциплинарного права немного, и они, как правило, касаются парламентариев, а не президентов и тем более монархов. Однако это не снижает важности конституционного и (или) законодательного определения распорядка служебной деятельности главы государства и установления мер дисциплинарного взыскания за его нарушение. Мы с вами понимаем, что деятельность Президента РФ нельзя регулировать так, как регулируется деятельность, например, рядового чиновника, но какие-то принципы и немногочисленные запреты должны быть установлены, причем в обозримом будущем.

Вы конечно же уже задаете себе вопрос о том, как и кто может наказать самого Президента РФ за неявку на свое рабочее место. Кстати, где оно – рабочее место Президента РФ? Конечно, например, Государственная Дума может сделать Президенту РФ публичное замечание или даже выговор. Но главное в том, что вопрос систематического нарушения главой государства установленного распорядка его служебной деятельности – это вопрос о его временной или даже «стойкой неспособности» исполнять принадлежащие ему полномочия. Конституция РФ признает «стойкую неспособность» Президента РФ осуществлять свои полномочия только по состоянию здоровья (ст. 92 Конституции РФ). О систематическом нарушении Президентом РФ распорядка его служебной деятельности, о самом распорядке служебной деятельности Президента РФ в Конституции РФ нет ни слова, но это пока.

Рис. 5. Президент США Байден Дж. (1942 г.р.) во внеочередном отпуске
Рис. 5. Президент США Байден Дж. (1942 г.р.) во внеочередном отпуске

Что же нужно делать для того, чтобы создать президентское дисциплинарное право? Для этого наиболее принципиальные положения президентского дисциплинарного права необходимо внести в главу 4 «Президент Российской Федерации» Конституции РФ, но основной массив норм президентского дисциплинарного права следует поместить в федеральный (конституционный) закон «О Президенте Российской Федерации». Для того, чтобы соблюсти должное уважение к должности Президента РФ, необходимо, чтобы инициатором принятия федерального (конституционного) закона «О Президенте Российской Федерации» и внесения необходимых поправок в Конституцию РФ выступил сам Президент РФ. А до принятия такого закона и внесения поправок в Конституцию РФ распорядок служебной деятельности Президента РФ и основные нормы президентского дисциплинарного права можно определить указом Президента РФ. Такой указ станет не только жестом доброй воли Президента РФ, но и хорошим прецедентом на будущее, а также поводом навести должный порядок в работе верхних эшелонов российской власти.

Неприкосновенность Президента РФ

Конституция РФ в ст. 91 гласит о том, что Президент РФ «обладает неприкосновенностью», не разъясняя того, что следует понимать под «неприкосновенностью Президента РФ». Неприкосновенен и все тут! Важно еще и то, что неприкосновенность сохраняется за Президентом РФ даже после того, как он прекратит исполнение своих полномочий «в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» (ч. 1 ст. 921 Конституции РФ). Короче, неприкосновенность Президента РФ, однажды возникнув, действует непрерывно и бессрочно. И действующий Президент РФ не может быть лишен неприкосновенности, пока он не будет отстранен от должности или, грубо говоря, не свергнут. Президент РФ, прекративший исполнение полномочий, может быть лишен неприкосновенности решением Совета Федерации, который вправе принять такое решение только на основании обвинения бывшего Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Такое обвинение вправе выдвинуть только Государственная Дума (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Рис. 6. Знак «Не прикасаться!»
Рис. 6. Знак «Не прикасаться!»

Однако самое интересное начнется после того, как Президент РФ будет отстранен от должности или прекратит исполнение своих должностных полномочий и будет лишен неприкосновенности. Важно понимать, что Конституция РФ предусматривает единовременное и полное лишение Президента РФ неприкосновенности. Благодаря чему бывший Президент РФ в мановение ока лишается вообще всякой защиты от юридической ответственности, и на него обрушится шквал обвинений и исков «пострадавших» от его политики и «репрессий». Таким образом, неприкосновенность, не сопровождаемая безответственностью, хотя бы должностной – это отложенное судебное растерзание Президента РФ.

Выше я сказал, что Конституция РФ не предусматривает издания федерального конституционного или федерального закона «О Президенте Российской Федерации», однако ч. 2 ст. 921 Конституции РФ предусматривает издание федерального закона, который бы установил гарантии Президенту РФ, «прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». Как я уже отметил, такой закон издан и действует. Это тот самый Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». В п. 1 ст. 3 Закон гласит: «Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью». Далее во втором предложении этой части ст. 3 Закон конкретизирует понятие «неприкосновенность», устанавливая, что Президент РФ «не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру». В п. 2 той же статьи Закон гласит: «неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку».

Рис. 7. Третий Президент Российской Федерации Медведев Д.А. (1965 г.р.), «прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности»
Рис. 7. Третий Президент Российской Федерации Медведев Д.А. (1965 г.р.), «прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности»

Такая детализации лаконичного положения ч. 1 ст. 921 Конституции РФ в Федеральном законе – явление не типичное для отечественного законодательства. Обычно федеральный законодатель позволяет себе только дословное цитирование Конституции РФ, не допуская конкретизации или развития конституционных положений, а тут – дополнение Конституции РФ сразу в двух пунктах одной статьи Федерального закона. Однако подобное не только возможно, но и необходимо. Иначе зачем нужны законы? Другое дело в том, что станет с бывшим Президентом РФ, защищаемым Федеральный законом «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», как только он будет лишен неприкосновенности?

Политическая ответственность Президента РФ

Мы рассмотрели юридическую ответственность Президента РФ. Но действующий Президент РФ несет и политическую ответственность, и этому посвящена ч. 1 ст. 93 Конституции РФ. Напомню: политическая ответственность Президента РФ – это ответственность перед Парламентом РФ. В мире применяется всего одна мера политической ответственности – отстранение от должности. Президент РФ ответственен перед Парламентом РФ, а его отстранение от должности в Конституции РФ называется «отрешением от должности».

Итак, «отрешение» действующего Президента РФ от должности – это мера его политической ответственности, но применена эта мера может быть лишь в случае обвинения Президента РФ в государственной измене и совершении иных тяжких уголовных преступлений. Такое обвинение, как вы уже знаете, должно быть выдвинуто Государственной Думой, а решение об отрешение действующего Президента РФ от должности должно быть принято Советом Федерации. Но и это еще не все. Обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ibid.). Внутри Парламента РФ бывший Президент РФ не может быть привлечен к уголовной ответственность. Его уголовное преследование в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ может быть начато только за стенами Государственной Думы и Федерального собрания и только после его «отрешения» от должности. Напомню: отрешение о должности подразумевает и лишение свергнутого Президента РФ неприкосновенности.

Рис. 8. Фото конца 90-х годов прошлого века. Москва, ул. Охотный ряд
Рис. 8. Фото конца 90-х годов прошлого века. Москва, ул. Охотный ряд

Наша пресса, падкая до иностранных слов, обычно называет процедуру «отрешения» Президента РФ от должности «импичментом». «Импичмент» – это старофранцузское слово, попавшее в английский язык (анг. impeachment). В современном английском языке это слово используется в следующих значениях – «порицание», «обвинение», «недоверие», «отстранение», «привлечение к суду», «осуждение». Импичмент как особая квазисудебная процедура находится вне уголовного и гражданского процессуального права. Импичмент – это особый «парламентский» судебный процесс. Он рожден в Англии XIV века как средство привлечения к ответственности королевских министров. Из Англии он попал на Северо-Американский континент как процедура привлечения к политической ответственности Президента США и должностных лиц федеральной администрации. Положения Конституции США, касающиеся импичмента, очень информативны и убедительны, что не всегда скажешь о нашей Конституции. Например, согласно разд. 3 ст. I Конституции США «осуждение в порядке импичмента не должно предусматривать иных наказаний, кроме отстранения от должности и лишения права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную либо приносящую доход должность на службе Соединенных Штатов». Вот она – политическая ответственность Президента США. Что касается его юридической ответственности, то он и вообще любое должностное лицо федеральной администрации, осужденное в порядке импичмента, может быть привлечено к уголовной или гражданской ответственности в обычном порядке в обычном суде, и в этом случае «обвинение, судебное разбирательство, приговор и наказание должны соответствовать Закону» (там же).

Из США импичмент как средство привлечения к политической ответственности главы государства и главы исполнительной власти распространился по всему миру. При этом американский импичмент стал хрестоматийным образцом подобного процесса, но в настоящее время существует довольно большое количество вариантов импичмента, о которых я расскажу вам отдельно в статье, посвященной только импичменту.

Рис. 9. Билеты на 14 и 15 января 1999 года на заседание Сената США в рамках процесса по делу об импичменте президента Клинтона Б. (1946 г.р.)
Рис. 9. Билеты на 14 и 15 января 1999 года на заседание Сената США в рамках процесса по делу об импичменте президента Клинтона Б. (1946 г.р.)

Когда мы говорим об импичменте, необходимо помнить, что не существует общепризнанного стандарта импичмента. В мире столько импичментов, сколько существует стран, конституции которых его предусматривают. Национальные процедуры импичмента объединяет то, что все они берут свое начало в парламенте страны. Именно в парламенте происходит возбуждение дела об импичменте, проводится предварительное расследование и формулируется обвинение, после чего выдвигается и предъявляется обвинение в импичменте. Все эти процессуальные действия, как правило, производятся в одной из палат парламента. Обычно этой палатой является нижняя палата парламента, но есть и примеры инициирования процесса импичмента верхней или обеими палатами парламента. В однопалатных парламентах сосредотачиваются все или почти все стадии импичмента. Вывод такой: российскую процедуру «отрешения» Президента РФ от должности можно называть «импичментом». Но нужно ли? Российская процедура отрешения Президента РФ от должности имеет свои специфические особенности. Имеет ли она право на существование? Трудно утверждать что-либо с полной уверенностью. Для этого необходимо, чтобы хотя бы один Президент РФ был таким образом отстранен от должности, а затем подвергся уголовному преследованию и был осужден за совершенные им преступления. Пока ничего подобного и близко не было.

Прекращение Президентом РФ исполнения своих полномочий

Конституция РФ в ч. 2 ст. 92 оговаривает всего три варианта прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий. Это: (1) «отставка», что очевидно означает добровольную отставку Президента РФ, (2) «стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия» и (3) «отрешение от должности», которое мы с вами уже рассмотрели.

Как Президент РФ уходит в добровольную отставку, Конституция РФ умалчивает. Со «стойкой неспособностью» дела обстоят не лучше. По-видимому, Конституция РФ предусматривает «стойкую неспособность» Президента РФ добровольно подать в отставку. Кто в этом случае решает, что Президент РФ уже прекратил «осуществлять принадлежащие ему полномочия», в конституции РФ нет ни слова, ни намека. Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» краток и интересующих нас вопросов не касается вообще. Соответственно, когда действительно возникнет первая или вторая ситуация, участники событий начнут лихорадочно экспериментировать, накаляя политическую напряженность.

Должен еще раз обратить внимание уважаемых читателей на то, что в 2020 году Конституция РФ была дополнена ст. 921, которая посвящена неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Тогда, в 2020 году, была возможность дополнить Конституцию РФ положениями, определяющими порядок ухода Президента РФ в отставку, а также порядок официального признания «стойкой неспособности» Президента РФ «по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». Однако это, как и многое другое, почему-то не было сделано. Но не стоит отчаиваться: конституционная реформа 2020 года убеждает нас в том, что возможна следующая конституционная реформа –лучше подготовленная, лучше продуманная и более последовательная, и эта реформа рано или поздно будет проведена, если конечно на смену действующей Конституции РФ не придет совершенно новая Конституция России. Я уверен, что новая редакция действующей Конституции РФ и тем более новая Конституция России установит и порядок ухода Президента РФ в отставку, и порядок официального признания «стойкой неспособности» Президента РФ осуществлять принадлежащие ему полномочия по состоянию здоровья, определит основы распорядка служебной деятельности Президента РФ и установит порядок официального признания неспособности Президента РФ «осуществлять принадлежащие ему полномочия» в случае систематического нарушения им распорядка его служебной деятельности и т.д.

Чего нет в Конституции РФ

В первой части этой статьи я говорил о древнем конституционном принципе – совещательном принципе принятия решений главами государств. Этот принцип имеет много следствий, и определение этих следствий и определение самого принципа встречается в некоторых европейских конституциях. Рассмотрим монархический пример, т.к. в монархиях совещательный принцип принятия решений обычно реализуется наиболее наглядно и контрастно. Вот, например, Король Норвегии все свои решения принимает в Государственном совете (т.е. в Правительстве Норвегии) после консультации с его членами. При этом «каждый участвующий в заседании Государственного совета обязан высказать свое мнение откровенно, и Король должен выслушать его. Однако Королю предоставляется право принимать решение по своему усмотрению». (ст. 30). В следующей статье Конституции Норвегии уже идет речь о контрассигнации подписи Короля: «Все принятые Королем решения для своей действительности нуждаются в контрасигнации. Решения по вопросам военного командования контрассигнуются докладчиком по этому вопросу; решения по другим вопросам – премьер-министром, а в случае его отсутствия – первоприсутствующим членом Государственного совета» (ст. 31). Итак, мы видим, что контрассигнация подписи Короля Норвегии на принятых им актах – это одна из внутренних процедур Государственного совета Норвегии, завершающая и подтверждающая факт предварительного обсуждения принятого решения. Нечто подобное было и в недемократической Российской Империи. Кстати, «при царях» в России существовал особый тип Указа Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского – «Указ… из Правительствующего Сената».

Рис. 10. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского Александра II (1818-1881 гг.) из Правительствующего Сената Императорскому Московскому Университету
Рис. 10. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского Александра II (1818-1881 гг.) из Правительствующего Сената Императорскому Московскому Университету

Президент РФ, в отличие от многих и многих президентов полупрезидентских (парламентско-президентских) республик, наделен правом издания собственных актов. В ч. 1 ст. 90 Конституция РФ гласит: «Президент РФ издает указы и распоряжения». Это все. О том, где и как Президент РФ издает свои указы и распоряжения, Конституция РФ умалчивает. Тем не менее Президент РФ «вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ» (п. «б» ст. 83 Конституции РФ). Согласно Конституции РФ, Президент РФ формирует Государственный Совет РФ (п. «е5» ст. 83) и Совет Безопасности РФ (п. «ж» ст. 83). Президент РФ по должности является председателем и Государственного Света РФ, и Совета Безопасности РФ. Оба совета являются экспертными и совещательными органами при Президенте РФ. Кроме этого, Президент РФ обязан консультироваться с Советом Федерации по предложенным им кандидатурам федеральных министров и руководителей федеральных органов исполнительной власти «силового» блока (п. «к» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Итого в распоряжении Президента РФ целых четыре коллегиальных органа, которые он мог бы использовать для обсуждения принимаемых им решений, которые он вправе облекать в форму указов и распоряжений.

Рис. 11. Заседание Государственного Совета в присутствии Императора Николая II
Рис. 11. Заседание Государственного Совета в присутствии Императора Николая II

Конституция РФ не обязывает Президента РФ делать это, но и без этого все указы и распоряжения Президента РФ могли бы содержать указание на тот коллегиальный орган, в котором обсуждался проект этого указа и распоряжения так, как это было в Российской Империи: «Указ Президента РФ из Правительства РФ», «Указ из Государственного Света РФ», «Указ из Совета Безопасности РФ», «Указ из Совета Федерации». Соответственно, подпись Президента РФ должна контрассигноваться Председателем Правительства РФ и профильными федеральными министрами, заместителями и докладчиками (!) Государственного Света РФ и Совета Безопасности РФ, Председателем Совета Федерации и председателями профильных комитетов Совета Федерации.

Завершая тему совещательного принятия решений Президентом РФ, скажу, что порядок принятия решений Президентом РФ должен быть определен, и он должен быть известен всем. Причем, беря в руки очередной указ или очередное распоряжение Президента РФ, мы должны видеть, где и когда обсуждались их проекты. Мы должны видеть контрасигнатуру или контрасигнатуры тех должностных лиц, которые приняли на себя ответственность за их содержание. Короче, в этом вопросе нужна предельная ясность. И тут снова приходится говорить о необходимости внесения изменений в Конституцию РФ, которые предусматривали бы обязательность принятия Президентом РФ своих решений в Правительстве РФ, в Совете Федерации и специальных совещательных органах при Президенте РФ, а также обязательность контрассигнации подписи Президента РФ.

Вот и все, что можно сказать об ответственности, безответственности и неприкосновенности Президента РФ. Последняя часть этой статьи будет посвящена ответственности, безответственности и неприкосновенности членов Правительства РФ.

Все фотографии из общедоступных источников

Продолжение следует