Найти в Дзене

Таврическая лестница, или Как сохранить облик Севастополя

Исторические тексты дополнять своими пространными рассуждениями – только портить: они прекрасны сами по себе. Хотя... хотя с текстами, написанными в советское врмя работать достаточно сложно – они одновременно конкретны, но зачастую без указания дат, мест и чрезвычайно многословны не по существу. Поэтому для рассказа об истории Таврической лестницы в Севастополе использовала исторические тексты, несколько урезав их и оставив то, что мне показалось существенным. Особенно в связке с текущей ситуацией. Но предисловие должно быть у всего, поэтому обращу внимание на причину такой публикации: после только вот закончившегося ремонта лестницы она вдруг позеленела. Почему? Да потому что очень далеки проектировщики и строители от понимания того, с каким объектом и с какими материалами они работают. Еще дальше от любви к Севастополю и его уникальному облику. На самом деле и в современной строительной отрасли известны методы, технологии и средства работы с известковыми породами и на известковых по
Оглавление

Исторические тексты дополнять своими пространными рассуждениями – только портить: они прекрасны сами по себе. Хотя... хотя с текстами, написанными в советское врмя работать достаточно сложно – они одновременно конкретны, но зачастую без указания дат, мест и чрезвычайно многословны не по существу. Поэтому для рассказа об истории Таврической лестницы в Севастополе использовала исторические тексты, несколько урезав их и оставив то, что мне показалось существенным. Особенно в связке с текущей ситуацией.

Но предисловие должно быть у всего, поэтому обращу внимание на причину такой публикации: после только вот закончившегося ремонта лестницы она вдруг позеленела. Почему? Да потому что очень далеки проектировщики и строители от понимания того, с каким объектом и с какими материалами они работают. Еще дальше от любви к Севастополю и его уникальному облику. На самом деле и в современной строительной отрасли известны методы, технологии и средства работы с известковыми породами и на известковых почвах. О приемах, которыми пользовался еще в начале 20 в. строитель Ливадийского дворца Н. П. Краснов, промолчу. Лучше опубликую меры защиты известняка, которыми пользовались строители Севастополя в тех же 1950-х годах. Конечно, наружной гидрофобной защитой не решить проблему цветения, потому что еще необходимо помнить об устройстве дренажа. Оф коз. Знание – это все-таки сила! А любовь и неравнодушие должны спасти наш город!

Итак, заметки из газеты «Слава Севастополя» за 1953-54 гг. Обратите внимание, что называют всех участников поименно! Кто испортил нашу Таврическую лестницу в 2020-х мы вряд ли узнаем))

Огни на Таврическом спуске

«Накануне всенародного праздника засветились огни на Таврическом спуске. На месте, где было прежде темно и неуютно, а узкая и крутая лестница имела много неудобств при восхождении на холм и спуске с него, теперь построено красивое сооружение, озаренное мягким светом матовых плафонов. Таврическая лестница сегодня обновляется: по ее просторным маршам, плавно нисходящим от вершины до основания холма, движутся навстречу друг другу потоки избирателей. Люди задерживаются на мостовых, чтобы лучше рассмотреть новую лестницу, удачно введенную авторами проекта тт. Швабауэром и Кумпаном в общий архитектурный ансамбль центральной магистрали города - Большой Морской улицы. По замыслу архитекторов, новая лестница будет иметь свое продолжение и в нижней части Таврической улицы, вплоть до бывшего Одесского оврага.

С большим патриотическим подъемом трудились здесь люди различных профессий, от инженера до разнорабочего. Образцы стахановского труда и высокую сознательность показали бригады каменщиков тт. Плужникова и Какова, облицовщиков т. Кокорева и Григорьева, плотников т. Левина и Голубева, штукатуров тт. Кленина и Школьняева, разнорабочих тт. Зинченко и Станкевичус, электрики тг. Долин, Старченко, Лютиков. Не считаясь со временем работали электросварщик т. Макаров, облицовщики тт. Руденко и Волощенко.

Отлично потрудился коллектив завода строительных деталей, где главным инженером т. Кротов, бесперебойно обеспечивший новостройку архитектурными изделиями.

Работами на строительстве лестницы умело руководили начальник участка т. Алмазова, прораб т. Семиохин, строительный мастер т. Павлов, инструктор стахановских методов- труда т. Торопов, механик т. Николаевский. Коллектив строительства, возглавляемый т. Волковым и Моториным, и все другие участники этих работ сдержали свое слово, выполнили социалистическое обязательство, принятое ими в честь выборов в местные Советы, завершив сооружение Таврической лестницы ко дню всенародного праздника». A. ОСИНЦЕВА.

ТОлько что открытая и освещенная Таврическая лестница. И те самые матовые плафоны.
ТОлько что открытая и освещенная Таврическая лестница. И те самые матовые плафоны.

Озеленить цветники вдоль Таврической лестницы

«В прошлом году на Таврическом спуске была построена новая лестница. По проекту по обеим сторонам лестницы должны быть разбиты цветники. Строители завезли для них чернозем, но цветы до сих пор не высажены. В этом повинны работники коммунального хозяйства и в первую очередь коллектив треста «Зеленхоз», который не позаботился об озеленении этих цветников.

Не позаботились коммунальники и о создании удобств для трудящихся. Необходимо установить на лестничных площадках скамейки, где можно было бы отдохнуть при подъеме на лестницу». М. ТУКАЛЕВСКИЙ.

Камень становится долговечным

«Рабочий при помощи краскопульта нанес на фасад каменного здания тонкий слой эмульсии. На другой день пошел сильный дождь. Когда оп прекратился стена осталась совершенно сухой, в то время как соседние дома потемнели от дождя. Что же защитило здание от ливня? Почему его стены как-будто потеряли способность воспринимать влагу?

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним, что мы знаем о долговечности камня. С древних времен люди применяют камень для сооружения зданий как самый прочный строительный материал. Однако даже камни стареют и разрушаются. Особенно недолговечны осадочные породы - известняки, песчаники, доломиты. Исследуя различные горные породы, ученые пришли к выводу, что прочность камня зависит от его структуры. Известняки быстро разрушаются от того, что поверхность у них неплотная, пористая. Поэтому они впитывают воду, как губка. Часто можно видеть, как струйки дождя, попадая на сложенную из известняка стену, не стекают на землю, а мгновенно поглощаются. Стены от этого сыреют, в доме заводится плесень. Проникая, в поры и трещины камня, вода таит в себе большую опасность, Зимой, замерзая, она расширяется и давит с силою до двух тысяч атмосфер - камень трескается и разрушается. Сохранить такие стены на длительное время можно лишь при одном условии -- защитить их от проникновения воды.

Издавна ученые пытались найти решение этой задачи. Пробовали пропитывать стены смолой или битумом, но от этого они приобретали грязно-темный цвет. Обработка стен солями кремнефтористоводородной кислоты также не дала нужных результатов: образующаяся пои этом сплошная, непроницаемая для воды пленка препятствуетвала циркуляции воздуха, и стены от этого сырели.

Нельзя ли найти более эффективный способ защиты камня от воды? Мысль об этом уже давно занимала научных сотрудников лабораторий каменных конструкций научно-исследовательского института Министерства строительства Михаила Ивановича Субботина и Татьяну Николаевну Ливчак. Не раз наблюдали они в природе удивительную способность растений защищаться от воды…

Внимание исследователей привлекли металлические мыла нафтеновых кислот - цинковое, алюминиевое и кальциевое. В отличие от обычного, натриевого, они не смачиваются и не растворяются в воде. Но твердым металлическим мылом камень обрабатывать нельзя. Необходимо приготовить из него раствор. Какой же для этого нужен растворитель? Обычно металлические мыла растворяют в бензине или бензоле. Однако эти продукты очень дефицитны. Надо было придумать другой, более дешевый способ пропитки камня.

Известно, что алюминиевое мыло получают из натриевого или мылонафта, являющегося дешевым отходом нефтяной промышленности. Вот это-то вещество и было решено использовать в качестве растворителя. В подогретое до шестидесяти градусов натриевое мыло добавили раствор алюминиевой соли - квасцов. В результате химической реакции получилось нерастворимое в воде алюминиевое мыло. Поверхность камня обработали раствором алюминиевых квасцов, а затем водным раствором обычного мыла. В результате камень покрылся тонкой пленкой, которая обволакивала лишь устья пор, оставляя поры свободными. Этого было вполне достаточно, чтобы поверхность камня не пропускала влагу.

Плиты из инкерманского камня, пропитанные гидрофобным веществом, подвергли испытанию. Их поливали струей воды непрерывно в течение шести часов, но вес их почти не увеличился. Такие же ничем не обработанные плиты за пять минут почти полностью пропитались водой.

Гидрофобная эмульсия наносится на поверхность стены краскопультом или кистью. Расход материала незначителен: на один квадратный метр поверхности стены затрачивается всего десять граммов пропиточного материала.

Новый метод увеличения долговечности заданий, разработанный М. И. Субботкиным и Т. Н. Ливчак, находит применение на стройках пятой пятилетки. Гидрофобными составами уже обработаны многие здания в городах Советского Союза, Особенно широкие возможности открываются при использовании таких водопроницаемых стройматериалов, как известняки и доломиты. Благодаря гидрофобизации здание становится невосприимчивым к сырости и не разрушается от морозов.

Обработка эмульсией фасадов здания библиотеки

«В «Славе Севастополя» был опубликован ряд статей по вопросам обработки поверхностей зданий и сооружений гидрофобными эмульсиями, придающими им свойство несмачиваемости водой. Обработка по этому методу удлиняет срок службы зданий и сооружений, предохраняет их от загрязнения. Интерес к новому методу продолжает расти и ценность его подкрепляется практикой работы строителей.

В мае коллектив строителей, руководимый М. Тараховским, под наблюдением автора этого метода кандидата технических наук М. Субботкина и начальника производственно-технического отдела строительства П. Иванова произвел гидрофобизацию каменной облицовки фасадов нового здания городской библиотеки по улице Ленина.

Все четыре фасада здания библиотеки, облицованные инкерманским камнем, после очистки были обработаны при помощи обычного краскопульта специальным раствором - парафиновой эмульсией. Такой раствор может быть приготовлен на основе плавящихся гидрофобных веществ (парафина, перезина, стеарина) и органических растворителей (бензина, бензода, уайт-опирита, керосина, зеленого масла и других испаряющихся органических жидкостей), которые образуют в воде эмульсню.

Для обработки фасадов здания библиотеки в качестве растворителя гидрофобного вещества - парафина - был применен бензин. Процесс приготовления эмульсии протекал следующим образом. В чистую металлическую посуду было налито 150 литров воды, которая подогревалась на обычном костре до температуры 60-80 градусов, с добавлением в нее 3-х килограммов предварительно измельченного кускового мыла. Далее раствор перемешивался веслами до полного растворения мыла. Параллельно в отдельной посуде было расплавлено 7,5 килограмма белого парафина. В отдельной посуде расплавленный парафин был растворен в 30 литрах бензина. Расплавленный парафин, при постоянном перемешивании, вливался в бензин. В процессе изготовления этого раствора соблюдались правила безопасности: растворение парафина изводилась вдали от огня. Раствор парафина в бензине струей вливался в горячий мыльный раствор также при непрерывном перемешивании. Для получения равномерной и хорошей эмульсии перемешивание веслами водилось в течение 45 минут. Затем эмульсия подавалась к месту работ и при помощи краскопульта наносилась на поверхность фасадов плотным слоем до стекания.

Характерно, что благодаря хорошей работке облицовки и высокого качества эмульсии покрытие производилось за один раз.

«Руководство по гидрофобизации каменных строительных материалов для каменных строительных материалов для повышения их долговечности», выпущенное в свет коллективом работников, руководимых кандидатом технических наук т. Васильевым, рекомендует для обработки эмульсиями каминной облицовки поверхность ее предварительно пропитать раствором алюминиевой или цинковой соли (алюминиево-калиевые квасцы или хлористый цинк). Однако такая подготовка фасадов здания библиотеки не делалась. Несмотря на это, удалось добиться отличных результатов - полного водоотталкивания и несмачиваемости камня водой.

Непосредственное исполнение работ по гидрофобизации каменной облицовки было возложено на бригаду т. Кисунина, которая в полном составе предварительно прошла инструктаж и хорошо освоила последовательность операций всего производственного цикла. Бригада т. Кисунина работала четко и слаженно, что обеспечило отличное качество обработки фасадов эмульсией». Д. Яценко, инженер-строитель

«Гидрофобная обработка ограды кинотеатра «Победа»

Недавно севастопольцы наблюдали интересный способ производства работ: каменная ограда у кинотеатра «Победа» окрашивалась совершенно бесцветным раствором. Цвет камня при этом не изменяется.

Перед тем, как производить «покраску», строители очистили камень от пыли и грязи, а наиболее трудно поддающиеся части ограды побелили известковым составом.

Что же это за бесцветные растворы и каково их назначение? Каменная ограда, состоящая из десяти столбов, была обработана по методу кандидата технических наук - М. Субботкина так называемыми гидрофобными составами, обладающими свойством отталкивать воду, препятствуя увлажнению камня во время дождей.

Часть столбов для контроля была оставлена непокрашенными. Гидрофобный состав сам по себе является бесцветным и по внешнему виду сразу после работы нельзя сказать, какие части ограды окрашены и какие оставлены без обработки для контроля. Однако разницу между ними легко было определить после первых дождей: обработанные части ограды (столбы) остались чистыми, светлого тона, а необработанные, контрольные столбы увлажнились с поверхности, они имеют более темный тон и покрылись потеками грязи. Таким образом гидрофобная обработка предохраняет камень от его загрязнения, сохраняя ему первоначально чистый белый тон.

Такими составами в Севастополе уже обработаны многие здания".

Ну и в заключении в тему о защите каменных стен, но теперь уже от личной инициативы жителей, стремящихся облагородить и приукрасить фасад отдельно взятой квартиры. Эта история стала массовым явлением и трагедией исторического центра при Украине. Побелка, покраска… Короче, кто во что горазд! И опять к реставраторам и ремонтникам: договоритесь о том, какими красящими составами пользоваться и какой оттенок будет единым для всех! «Обидно, что мимо таких фактов проходит горисполком и главный архитектор города!»

Ненужная побелка

"В связи с наступлением весны домохозяйки приводят в порядок свои квартиры, производят побелку и покраску стену, белят фасады. Многие жители коммунальных домов делают наружную побелку фасадов в пределах своих квартир, причем каждый делает это по-своему. Так, в домах жил комбината со стороны улиц Большой Морской и Шмидта, в доме № 7 на улице Ленина, домах на углу Суворовской и Большой Морской улиц на фоне белых фасадов появились голубые и зеленые пятна над балконами, в лоджиях и вокруг окон. К сожалению, некоторые граждане производят частичную побелку фасадов, облицованных инкерманским камнем.

Такая побелка никому не нужна. Она нарушает общий вид зданий и создает неприятное впечатление. Обидно, что мимо таких фактов проходит горисполком и главный архитектор города». A. ШАЙДЕВИЧ.