Найти в Дзене
KinoGeek

Все лауреаты премии "Оскар" за лучший фильм: от худшего к лучшему

Оглавление

Состоялась 97-я церемония награждения премией "Оскар", где сокрушительную победу одержала "Анора" Шона Бэйкера: картина выиграла пять из шести золотых статуэток, в том числе - за лучший фильм года. А какие ещё картины получали заветные награды с самого зарождения этой церемонии? В сегодняшней большой статье как раз поговорим о девяносто семи (!) кинолентах с 1927-го по 2024-й, что смогли закрепиться на пьедестала премии и войти в историю мирового кинопрома, проранжировав их от худшей к лучшей при помощи подсчёта среднего балла с таких кино-агрегаторов, как Кинопоиск, IMDb, Letterboxd, Rotten Tomatoes и Metacritic. Приятного прочтения!

97. "Бродвейская мелодия" (1929)

Средний балл - 53,1%

Первый звуковой фильм в истории кино, получивший главную премию "Оскар" - "Бродвейская мелодия" 1929-го года, что погрузила публику на задворки одной из ведущих театральных сцен в мире. Любовные перипетия, интрижки и измены, разрывающее допустимые нити рациональности чувство любви: в 1929-м году ни один зритель не был готов к столь шокирующему и, нельзя побояться этого слова, провокативному декадансу американской культуры. И пускай дебютная вариация "Мелодии" не снискала в глазах аудитории широкой славы, дальнейшие итерации этой истории помогли версии Гарри Бомонта пройти проверку временем

-2

96. "Симаррон" (1931)

Средний балл - 57,4%

Первый вестерн (в те времена жанр лишь набирал свои обороты), победивший на премии "Оскар": история о троице закадычных друзей, отправляющихся на поиски счастья и денежного обогащения в Оклахому, накануне первых Земельных Гонок. Как и прочие выходивший в те времена вестерны "Симаррон" попытался найти свою долю индивидуальности, миксуя классическую любовную историю и жестокую притчу о последствиях человеческой жадности. Определённо один из главных фильмов в истории церемонии, что определил весь следующий вектор направления жанра

-3

95. "Кавалькада" (1933)

Средний балл - 58,6%

Ввод в историческую хронику Лондона XX-го века, переживающего процесс перестройки: трагическая смерть королевы Виктории, трагедия на "Титанике," события и последствия Первой Мировой войны - "Кавалькада" переворачивает страницы истории Британии подобно учебнику по истории. Подобный взгляд на "маленьких" людей, наблюдающих за разрушением и последующим восстановлением своей родины, пришёлся по вкусу академикам настолько, что лента Фрэнка Ллойда получила ещё и дополнительные статуэтки за лучшую режиссуру и лучшее художественное оформление

-4

94 . "Величайшее шоу мира" (1952)

Средний балл - 64%

В 1950-х американская цирковая индустрия медленно затухала: последствия многих провальных идей преследовали генеральных директоров и артистов слишком долго. Воскресить же её славу помогло "Величайшее шоу мира" - доподлинное введение в историю становления уже легендарного американского цирка "Ringlins Bros. and Barnum & Bailey Circus" (к слову, по мотивам его создателя, Финеаса Барнума, в 2018-м году сняли байопик "Величайший шоумен"). Картина продемонстрировала публике все основные постулаты цирка, как одного из первых в истории развлекательных шоу, за что прославилась в публике и стала одной из самых кассовых в истории проката США и Канады (на то время)

-5

93. "Великий Зигфелд" (1936)

Средний балл - 64,5%

И вновь байопик про известнейшего мирового шоумена, на этот раз - не циркового, но бродвейского. Доподлинно воссозданная история жизни Флоренца Зигфилда, бродвейского антрепрёнера, пускай и не привлекла в свою сторону значительную часть заинтересованных зрительских лиц, но удостоилась аж трёх номинаций на премии "Оскар". В те времена Бродвей переживал пожалуй лучшие времена за всю историю своего длительного существования

-6

92. "Вокруг Света за 80 дней" (1956)

Средний балл - 67,1%

Важнейшая экранизация классического романа Жюля Верна, которая полноценно внедрила приключенческий жанр в сердцевину киноиндустрии. Излишне гротескный и карикатурный "Вокруг Света за 80 дней" махом руки поменял все голливудские правила, приравняв дорогостоящее зрительское кино к лауреату самой премии "Оскар". Некоторыми считается, что именно лента Майкла Андерсона запустила в американской индустрии тренд на дальнейшие осовременивания культовых литературных произведений для широкого читательского круга

-7

91. "Том Джонс" (1963)

Средний балл - 68,1%

Экранизация одноимённого романа Генри Филдинга стала одной из самых успешных кинокомедий своего времени, успешно приравнённых к премии "Оскар". Двухчасовое погружение в личину мошенника и прохвоста Томми Джонса, ломающего браки и презирающего британский закон, стало одной из немногих зрительских картин, удостоенных главной золотой статуэткой. Тем и знаменательнее, что "Том Джонс" стал последним фильмом в карьере легендарного американского кинопродюсера Майкла Бэлкона

-8

90. "Жизнь Эмиля Золя" (1937)

Средний балл - 70,2%

Байопики о выдающихся художественных личностях пользовались широким зрительским спросом именно в 1930-х. Тогда же очередной "Оскар" взяла лента про историю и невзгоды на пути известного французского писателя Эмиля Золя: его закадычной дружбе с Полем Сезанном, участии в деле Дрейфуса, увлечении своей будущей женой и зарождении литературного стиля - натурализма, впоследствии ставшего одной из самых весомых книжных вех в истории

-9

89. "Жижи" (1958)

Средний балл - 70,5%

В сердцевине XX-го века "Оскар" не осмеливался пропускать на церемонию фильмы с ярко выраженным бунтарским подтекстом. Одним из немногих исключений здесь стала дурашливая история про молодую француженку, ведущую беззаботный образ жизни на улочках перестраивающегося Парижа. В народе считается, что выиграть статуэтку "Жижи" помог именно нарочито вплетённый в повествование мюзикл, другие же предпочитают иной взгляд: якобы, именно в 1958-м году "Оскар" начал планомерное отступление от консервативных норм

-10

88. "Гранд Отель" (1932)

Средний балл - 71,8%

В своё время "Гранд Отель" вызвал массовое отторжение зрителей от экранов по одной простой причине: отсутствии линейного повествования. Лента представляет на обозрение несколько дней из внутренней кухни одного британского отеля, заселяющего к себе в апартаменты представителей брюзжащей аристократии, музыкальных прим, скромных бухгалтеров и сломленных работников. Впрочем, академики смогли разглядеть в фильме Эдмунда Голдинга нотки анархизма, попытки противостояния нормам кинематографа: за что и вручили "Гранд Отелю" главную статуэтку

-11

87. "Джентльменское соглашение" (1947)

Средний балл - 71,9%

Обличение антисемитизма в послевоенном американском обществе - как символ перестройки человеческой морали, переживающей кризис идентичности на фоне восстановления крупных европейских городов. "Джентльменское соглашение" открыто посылает куда подальше всех расистов и шовинистов, искореняет из повествования ненависть по национальному или религиозному признаку, а заодно соотносит прошлую нравственность с настоящей: "Оскар" не столько за фильм, сколько за его внутренний посыл - политизированный, но от того не менее гуманный

-12

86. "Из Африки" (1985)

Средний балл - 72,1%

Колониальная Африка, творческое выгорание, человек в поисках иллюзорного счастья: "Из Африки" эксплуатирует все важные для номинации на "Оскар" постулаты, но делает это с особенным шармом и блеском в глазах. Вдобавок, история ленты практически целиком основана на автобиографии датской писательницы Карен Бликсен, а заодно предоставляет на зрительское обозрение ещё один выдающийся перформанс Мэрил Стрип. И как тут не вручить главную золотую статуэтку?

-13

85. "Столкновение" (2005)

Средний балл - 72,7%

2005-й год так и останется вкраплённым в историю всего "Оскара", поскольку тогда золотую статуэтку отдали сценарно слабому "Столкновению" Пола Хаггиса, обойдя в наградной гонке зрительского фаворита - "Горбатую гору" Энга Ли. Остросоциальное высказывание, показывающее дестабилизированное после сентябрьской трагедии 2001-го года американское общество, сплело в гигантскую паутину жизни сразу нескольких потерянностей: кажется, для академиков это стало намного большим откровением, чем переплетение судеб из "Магнолии" Пола Томаса Андерсона. Осуждаем ли мы подобное? Каждый ответит как хочет

-14

84. "Огненные колесницы" (1981)

Средний балл - 73%

Легендарный электронный саундтрек Вангелиса, наложенный поверх консервативной истории, что противопоставляет спортивные состязания исконной вере в Бога и всевышнее милосердие. "Огненные колесницы" боятся ступить выше шаблона, но противостоят ненависти и предвзятости так открыто и человечно, что растрогали даже брюзжащих академиков. Впрочем, никто не будет спорить с тем, что в 1982-м году "Колесницы" открыто проигрывали в наградной гонке многим из своих выносливых конкурентов

-15

83. "Крылья" (1927)

Средний балл - 73,5%

В историю кино "Крылья" прежде всего войдут, как первый удостоенный "Оскара" фильм. 1928-й стал определяющим годом для дальнейшего развития индустрии, а масштабный немой эпос, сталкивающий антивоенный посыл с трогательным любовным треугольником, с размаху разбил оскомину консервативных порядков кинематографа. К слову, и без "Оскара" "Крылья" считаются одним из важнейших фильмов за историю недолгого существования немого кино

-16

82. "Идти своим путём" (1944)

Средний балл - 73,6%

Комедия про хорошего священника - сегодня кино с подобной историей не пройдёт даже на питчинге. А во времена Второй Мировой картины с таким посылом были нужны аудитории, как никогда прежде. Вот и "Идти своим путём", что проводит через путь искупления недуховных людей и искореняет из воздуха ненависть, стал определяющим фактором в преломлении зрительской ненависти к излишнему гротеску

-17

81. "Оливер!" (1968)

Средний балл - 74,3%

Публика безгранично любит и уважает произведения Чарльза Диккенса, а ещё больше - адаптации его произведений. "Оливер!" отказывается слепо следовать фабуле классического "Оливера Твиста", пуская детей и подростков через не боль и страдания Лондона XIX-го века, а безудержный смех, танцы и пляски. И пускай задымленная и опустошённая столица Англии не слишком сильно подходит для исполнения всех акробатических приёмов Кэрола Рида, его экранизация Диккенса стала одной из самых значимых в истории книжных переиначиваний. За что и удостоилась премии "Оскар"

-18

80. "Вся королевская рать" (1949)

Средний балл - 74,4%

Политика съедает заживо душу каждого незачерствевшего человека, намеренно взобраться на карьерную вершину и при этом на оступиться на выбранной дорожке. "Вся королевская рать" хлёстко осуждает кишащую в политической системе западных стран коррупцию и заставляет своего протагониста лгать во благо зрительского смеха. Можно лишь представить, сколько брюзжащих политиков и жадных бюрократов в своё время вывел из равновесия манифест Роберта Россена

-19

79. "Американец в Париже" (1951)

Средний балл - 74,5%

Провокативный, сексуализированный (в те времена злополучный кодекс Хейса съедал подобные картины заживо) и пёстрый "Американец в Париже" стал вехой мюзиклов 1950-х. Соотношение американской и европейской культуры, искусства и любви, невинности и раскрепощения, сентиментальности и провокации - всё это про ленту Винсента Миннелли, давшего хлёсткую пощёчину всем консерваторам из офиса Уильяма Хейса, осуждавших проникновение экстрима в зрительское кино. Получение "Оскара" за лучший фильм года же здесь - как завязка всей будущей перестройки американской киноиндустрии

-20

78. "Шофёр мисс Дэйзи" (1989)

Средний балл - 74,8%

История невинной дружбы между пожилой белой вдовой (Джессика Тэнди) и её чернокожим шофёром (Морган Фриман), начавшаяся с милой беседы за рулём автомобиля, а продолжившейся на улицах расово предвзятой Америки. "Шофёр мисс Дэйзи" искореняет расистские склонности зрителя, ломает наши предубеждения и внутривенно вводит препарат от ненависти к людям по одному лишь этническому признаку. На те времена подобные фильмы - единственная культурная составляющая, что хоть как-то могла заставить людей из разных национальных прослоек подружиться

-21

77. "Миссис Минивер" (1942)

Средний балл - 75,4%

Первое кино на тему Второй Мировой, получившее главную премию "Оскар". "Миссис Минивер" вытащила преимущественную половину американских зрителей из их зоны комфорта, рассказав, что военные сражения протекают не только на европейских территориях, но и в нашем разуме. В 1943-м году именно неукротимая сила работы Уильяма Уайлера заставила публику взглянуть на бесчеловечные деяния фашистов под несколько иным углом: фактически, именно "Минивер" западная публика должна быть благодарна за раскрытие глаз. Всё-таки кино несёт в себе функцию не столько развлекательную, сколько идейную

-22

76. "Влюблённый Шекспир" (1998)

Средний балл - 75,5%

В своё время ленте Джона Мэддена досталось от многих всего по одной причине: "Влюблённый Шекспир" умудрился обскакать всех конкурентов в наградной гонке (на стороне остались даже культовые антивоенные манифесты - "Спасти рядового Райана" Стивена Спилберга и "Тонкая красная линия" Терренса Малика). Причины подобного - неизвестны широкому зрителю и по сей день: скорее всего, влияние на победу пост-модернистской мелодрамы на главной киноцеремонии оказал Харви Вайнштейн, презиравший маскулинную серьёзность и идейные составляющие сценария. Впрочем, все эти события не помешали байопику про Шекспира пройти проверку временем

-23

75. "Форма воды" (2017)

Средний балл - 75,8%

Гильермо дель Торо - мастер готических фантазий и тёмных сказок для взрослых, что довёл пик своего мастерства в "оскароносной" "Форме воды". Переиначивание классической легенды об ихтиандре и советского "Человека-амфибии" на современный лад, с примесью тем послевоенных потрясений и националистических предубеждений, а до кучи всего прочего - на фоне разгорающейся Холодной войны, продемонстрировало зрителю неразрушимое чувство любви, сломать которое не могут никакие внешние факторы. Даже если любовь эта противоречит всем привычным человеческим нормам о морали и нравственности. Точно один из самых необычных лауреатов "Оскара" за историю существования церемонии

-24

74. "Человек на все времена" (1966)

Средний балл - 76%

Консервативный британский байопик, что сталкивает лбами религиозные ценности с королевскими: как раз то, что было нужно академикам на фоне подходящего к своему падению кодекса Хейса. "Человек на все времена" ловко обходит стороной все провокативные вводные типичных костюмированных драм, но не съезжает с тропы нравственности, показывая гибель одного скромного человека за его нерушимые предубеждения. В 1966-м Фред Циннеман доказал, что веру во всевышнее счастье не удастся сломить ни одному кровожадному узурпатору власти

-25

73. "Как зелена была моя долина" (1941)

Средний балл - 76,5%

В 1942-м году картина Джона Форда была обречена на зрительское непринятие: всё дело в том, что "Как зелена была моя долина" обошла в наградной гонке такие общепринятые мировые шедевры, как "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса и "Мальтийский сокол" Джона Хьюстона. На их фоне "Долина" действительно меркнет, но это не отбирает у ленты всех её животрепещущих достоинств: вдохновения традиционными ценностями Америки и сентиментальной оды классическому любовному кино-роману. Пускай в дальнейшем Форд создаст намного более значимые и культурно важные работы в своей карьере

-26

72. "Язык нежности" (1983)

Средний балл - 76,6%

Телесный язык американских мелодрам 1980-х - то звено, что отпугивает одну часть аудитории и притягивает в свою сторону другую. "Слова нежности" доказали, что классические любовные истории никогда не исчезнут с голливудских периферий, а на сентиментальных взаимоотношениях матери и ребёнка строится преимущественная часть кино-культуры наших лет. Трогательно и столь же весело, приторно и смешно: что ещё требовалось академикам, чтоб вручить "Оскар" за лучший фильм года столь простой и исключительно локальной драме?

-27

71. "Храброе сердце" (1995)

Средний балл - 77,1%

Восстание шотландских воинов против деспотичного британского правления приводит к кровопролитной войне: по ту сторону армию возглавляет безжалостный и неукротимый Уильям Уоллес, намеренный отомстить англичанам за убийство своей возлюбленной. "Храброе сердце" стало пиком в жанре военного эпоса, детально сконструировало аутентику Шотландии XIII-го века, отказалось от любых сентиментальных позывов к рациональности и столкнуло в жестокости несколько армий по разные стороны баррикады. Публика узнала обо всём величии "Храброго сердца" только после получения Мэлом Гибсоном заветного "Оскара"

-28

70. "Отныне и во веки веков" (1953)

Средний балл - 77,5%

Будни американских солдат накануне нападения японцев на Перл-Харбор - как одна из точнейших полу-документальных хроник кровопролитных событий тех лет. Тем не менее, "Отныне и во веки веков" не рассматривает бой за морскую базу в качестве движимой силы патриотизма: Фред Циннеман активно критикует армию своей же страны, ссылаясь на безалаберность многих офицеров и предвзятое отношение к противнику. В начале 1950-х публика отчаянно нуждалась в подобных антивоенных историях

-29

69. "Марти" (1955)

Средний балл - 77,6%

Один из немногих американских лауреатов "Золотой пальмовой ветви" на Каннском кинофестивале и триумфатор "Оскара" заодно. "Марти" - традиционная, но не лишённая всех прелестей жанра работа, сталкивающая холостяцкую жизнь с женатой, а ребяческий образ жизни - с серьёзным. Никаких откровений или провокационных вводных, лишь заимствование идей Школы кухонной раковины и детальный анализ настроения рабочего класса Америки тех лет. Большего для получения золотой статуэтки и не требовалось, ведь так?

-30

68. "Земля кочевников" (2020)

Средний балл - 77,7%

Устремлённый в американские пустоши взгляд Хлои Чжао, что проводит через дорожные автобаны и раскинутые зелёные равнины нескольких кочевников, во главе с разочаровавшейся в своей жизни героиней Фрэнсис МакДорманд. "Земля кочевников" погружает публику в жизнь странствующих путников, лишённых смысла существования, но отчаянно пытающихся отыскать способ эту самой жизни не лишиться. Свобода - закладываемое в историю Чжао звено, благодаря которому её работа ощущается не столько как фестивальный арт-объект, сколько кино о ценности индивидуальной личности. Вдобавок, для "Оскара" 2021-го года "Земля кочевников" - лучший фильм пост-ковидного периода. Что идеально вписывается в его же фабулу

-31

67. "Титаник" (1997)

Средний балл - 77,8%

Эпическая притча Джеймса Кэмерона о непреломляемой силе любви, которой не страшны любые человеческие предубеждения и природные катаклизмы. Разворачивающаяся на фоне страстного романа Джека и Розы катастрофа уносит жизни сотни людей, разрушает судьбы тысяч и даже лишает молодых героев шанса на совместное счастливое будущее. "Титаник" объединил народы и поколения, нации и континенты перед единым чувством - сентиментальностью, покрытой обломками потонувшего круизного лайнера. За что и был награждён главной статуэткой на первой кино-церемонии мира

-32

66. "Чикаго" (2002)

Средний балл - 77,9%

До 2002-го года публике казалось, что жанр мюзикла навсегда канул в лету, однако "Чикаго" смог доказать обратное: пышные музыкальные постановки всё ещё держатся на плаву и могут завоёвывать признание как зрительское, так и академическое. А всего-то требуется облачить в грациозную форму провокативную историю об убийстве, ставшую бы в 1950-х типичной детективной драмой о судебном следствии. И пускай победа "Чикаго" на "Оскаре" не признаётся многими зрителями и по сей день, его неукротимая сила вовсе не в золотой статуэтке, а в экранной экспрессии, что сочится на публику динамично и бесцеремонно

-33

65. "С собой не унесёшь" (1938)

Средний балл - 78%

В первую очередь, Фрэнк Капра всегда был известен в индустрии, как основатель прочного кино-гуманизма и светлой наивности. Убеждения режиссёра не смог сломать ни один мировой катаклизм, что и подтвердила его очередная эксцентричная комедия на тему запретной любви и финансовой наживы. И вновь те же самые авторские постулаты: деньги - не главное, чувства и семья - спасут этот мир от зла. Перед идеализмом Капры не смогли устоять даже академики, одарив его "С собой не унесёшь" заветной золотой статуэткой

-34

64. "Английский пациент" (1996)

Средний балл - 78,1%

В 1997-м году "Оскар" у гротескного "Фарго" и величайшего "На игле" отобрала более классический и сглаженный кино-роман, облачающий в трёхчасовой хронометраж балладу о странствиях потерявшегося в мыслях венгерского графа. После получения страшных травм герой блуждает в своих же фантазиях, вспоминая несчастные романы с грациозными женщинами и все дорожки, что вели его к столь злополучной трагедии. "Английский пациент" и не думает сходить с шаблонных рельс: а сами академики 1990-х ещё не осознали, насколько велика сила зрительских фильмов и их поддержки со стороны публики

-35

63. "CODA: Ребёнок глухих родителей" (2021)

Средний балл - 78,4%

Конфликт мечты и обязанностей, родителей и детей, старших и младших, творчества и работы - основополагающие элементы сегодняшних взаимоотношений между людьми из разных поколений. Поэтому и победа "Ребёнка глухих родителей" сначала на кинофестивале "Сандэнс", а после - и на церемонии "Оскар" смотрится сейчас более выгодной и удобной для всех зрительских прослоек. В конце концов, новаторские эксперименты будут присутствовать в индустрии всегда, а консервативные и излишне сентиментальные драмы медленно уходят в небытие

-36

62. "Зелёная книга" (2018)

Средний балл - 78,5%

В ряду СНГ-поклонников авторского кино "Зелёная книга" - лучший "оскароносный" лауреат в современной истории церемонии. С ними трудно поспорить: "Зелёная книга" тоже рассматривает проблематику расизма, но выворачивает её в неожиданных формах, благодаря умелой сценарной эклектике и умилительными взаимоотношениями между членами нашего дуэта. Картина Питера Фаррелли не внедряет в наши головы кардинально новую информацию, но остаётся в сугубо заданной зоне комфорта: неограненной, традиционной и излишне американизированной. И чем это плохо?

-37

61. "Мятеж на Баунти" (1935)

Средний балл - 78,6%

Один из самых успешных фильмов 1930-х для кинокомпании Metro Goldwyn Mayer, величайший эпос, жанровые потомки которого во многом подражают своему начинателю. "Мятеж на Баунти" покорил аудиторию своим эпическим масштабом, грациозным художественным оформлением и зрелым мотивом про проблемы угнетения и тиранизма, за что и был награждён заветным "Оскаром". Пускай поклонники Сергея Эйзенштейна и до последнего осуждали ленту Фрэнка Ллойда, считая её посредственной эксплуатаций приёмов из "Броненосца Потёмкина"

-38

60. "Рокки" (1976)

Средний балл - 78,7%

Победа "Рокки" на "Оскаре" 1977-го года оказалась неожиданной и для публики, и для самого Сильвестра Сталлоне, что проснулся знаменитым аккурат после создания своего именитого образа. Сила духа и воли Рокки Бальбоа, бросающего вызов консервативным устоям спорта и собственному эго, оказалась настолько неприкосновенной и вдохновляющей, что в экстазе от посылов Джона Г. Эвилдсена остались сами академики. В свою очередь, "Рокки" стал ещё и одним из немногих зрительских фильмов XX-го века, что был удостоен главной золотой статуэтки

-39

59. "Человек дождя" (1988)

Средний балл - 78,8%

На эгоистичного молодого парня выпадает доля ответственности за жизнь старшего брата, страдающего от аутизма на протяжении львиной доли своего существования. "Человек дождя" выворачивает формулу взаимоотношений между родственниками на новый лад, имитируя конфликт между родителями и детьми. Только теперь родитель - не консервативный офисный клерк, а обнаглевший от безнаказанности плут, в то время, как ребёнок - наивный и от природы добрый гуманист, болезнь которого закрывает ему глаза на все грехи нашего общества. Пожалуй, один из самых трогательных лауреатов "Оскара" за историю существования церемонии

-40

58. "Последний император" (1987)

Средний балл - 78,9%

Великий кино-роман Бернардо Бертолуччи, перевернувшего правила игра вверх тормашками. Доподлинное изучение китайского социума и политических конъюнктур страны тех лет, где власть переходит от императора к диктатору, а уже от него - к полноправному фашисту. "Последний император" рассматривает жизнь Пу И от его детства и восхождения на престол до преломления бывшей государственной идеологии и измен своим же принципам. История одного крохотного человечка, лишившегося детства и счастливого, беззаботного существования по воле случая. А заодно - пожалуй, самая отполированная и точная работа Бертолуччи, умудрившаяся не разозлить ни одну зрительскую прослойку

-41

57. "Игры разума" (2001)

Средний балл - 79%

Джон Форбс Нэш-младший - математический гений, приступы шизофрении которого лишили его права безбедного существования. Именно о болезни великого математика рассказывает байопик Рона Ховарда: автор проводит параллели между реальностью и фантазиями, суровой жизнью и фантомными мечтами, превращая Нэша-младшего не в научную икону, но простого человека со своими сложностями. Сегодня награждение подобных работ считается в обществе выходящим за пределы нравственности нонсенсом, но в 2002-м "Играм разума" по праву принадлежало звание лучшего фильма ушедшего года

-42

56. "Анора" (2024)

Средний балл - 79,1%

Пройдут годы, сменятся поколения, кино несколько раз изменит свою переменчивую форму, но эпатажный стиль Шона Бэйкера так и останется неизменным: он продолжит рассматривать самые низшие социальные прослойки под оптимистичной лупой, направляющей на персонажей маленькие лучики солнечного света. Вот и "Анора" продолжает заниматься излюбленным для Бэйкера действием: давать под дых главным героям и разбивать им розовые очки, но не отказывать в уверенности в том, что в конечном итоге всё будет хорошо. А вдобавок, один только Шон смог раскрыть русскую душу так, как этого не смог сделать ещё никто из западных постановщиков: кино, объединяющее нации с помощью щепотки своей неореалистической магии, - тот формат искусства, который сегодня нужен каждому зрителю. Как нужен и отважный защитник в исполнении Юры Борисова, который сможет обнять, протянуть вторую сигарету и угостить бокальчиком в момент тяжёлого жизненного потрясения

-43

55. "Гамлет" (1948)

Средний балл - 79,2%

Самое точное воспроизведение классической трагедии Гамлета на больших экранах - адаптация Лоренса Оливье, разыгранная в аристократических и излишне театральных формах. Его "Гамлет" не сворачивает с проложенной поэтом тропы, слепо следуя идеям Шекспира. И на те времена это, пожалуй, действительно лучшая вариация великого произведения за историю существования кино: за все эти факторы "Гамлет" Оливье и был высоко отмечен на премии "Оскар"

-44

54. "Вестсайдская история" (1961)

Средний балл - 79,3%

Киноверсия одноимённого бродвейского мюзикла, косо поглядывающего в сторону истории "Ромео и Джульетты", но отталкивающегося от своих вводных: уличного противостояния на задворках перестраивающегося Нью-Йорка, что ломает судьбы нескольких влюблённостей с разных сторон баррикады. Мюзикл соотносится с трагедией, а фееричный юмор - с жестокой схваткой уличных групп, намеренных получить городское господство. И хоть оригинал "Вестсайдской истории" получил заветный "Оскар", невероятно обидно за то, что с золотой статуэткой прокатили уже Стивена Спилберга с его современной вариацией этой истории

-45

53. "Танцующий с волками" (1990)

Средний балл - 79,4%

Гигантский кино-роман Кевина Костнера, что принёс режиссёру-дебютанту заветный "Оскар". Масштабная сага длиною в три часа, охватывающая перестраивающийся путь Дикого Запада, от воплощения древних преданий и старых историй до разрыва шаблонов и разрушения стереотипов. Пожалуй, были у "Танцующего с волками" конкуренты и посильнее, но после своей победы Костнер не усомнился в собственном режиссёрском таланте, после чего отправился создавать ту самую дилогию "Горизонтов", первая часть которой вышла в прокат в прошлом году

-46

52. "Гладиатор" (2000)

Средний балл - 79,5%

Единственный "Оскар" в карьере Ридли Скотта принёс постановщику первый "Гладиатор" - эпическая веха исторической хроники, что провела зрителя в экскурс кровопролитных гладиаторских поединков на арене римского Колизея. Неукротимый Рассел Кроу в образе бывшего генерала-полководца Максимуса - образ настолько нарицательный, что спустя время картина Скотта превратилась в полноправное культовое достояние. Весьма приятно, что талант этот смогли прочувствовать и академики, вручив Скотту в 2001-м году заветную золотую статуэтку

-47

51. "Операция "Арго"" (2012)

Средний балл - 79,6%

Первый в современной истории церемонии фильм, получивший "Оскар" за свою излишнюю политизированность. В 2013-м году победа "Арго" вызвала широкий дискурс в кругах поклонников авторского кино: одни отмечали у фильма Бена Аффлека неопровержимые визуальные и режиссёрские достоинства, другие - считали его вторую картину эксплуатацией и танцем на могиле реально существовавших ЦРУшников. Тем не менее, именно "Арго" академики должны быть "благодарны" за то, что с того времени политика полноценно проникла в нишу наградных церемоний

-48

50. "Полуночная жара" (1967)

Средний балл - 79,7%

В XX-м веке победа остросоциальных высказываний на церемонии "Оскар" считалась нонсенсом: этот стереотип смогла разбить "Полуночная жара", фабула которой строится на искоренении расовых предрассудков. Атмосферный полицейский боевик, проникающий в сердцевину криминогенного общества Америки, зацепил не столько публику, сколько академиков: недаром расизм в Соединённых Штатах был навсегда вытеснен из общества именно под конец 1960-х. Во многом за это стоит благодарить успех "Полуночной жары" в наградной гонке

-49

49. "Повелитель бури" (2009)

Средний балл - 79,8%

Впрочем, перед "Арго" был на "Оскаре" и ещё один лауреат, который вызвал у публики подозрение в намеренной ангажированности. "Повелитель бури" Кэтрин Бигелоу продемонстрировал кровопролитную схватку американской армии против багдадских террористов в 2004-м году, но показал односторонне и излишне патриотично. Кто знает, за что именно академия наградила "Повелителя" столь значимой наградой, но этот факт навсегда вошёл в историю мирового кино. К слову, фильм Бигелоу стал одним из немногих военных фильмов с золотой статуэткой под рукой

-50

48. "Лунный свет" (2016)

Средний балл - 79,9%

Премию 2017-го года точно запомнили все: тогда, если кто забыл, произошла путаница в конвертах, а вышедшим на получение "Оскара" членам производственного состава "Ла-Ла Ленда" объявили об ошибке организаторов. Статуэтку получила драма жизни Барри Дженкинса, "Лунный свет", что рассказывает о подрастающем подростке в окружении маргиналов и прочих сомнительных личностей из Майами. Провокативность, множественные откровенные сцены и открытый вопрос об ориентации главного героя подстегнул публику. Но если абстрагироваться от произошедшего на сцене конфуза, "Лунный свет" - достойный "оскароносный" лауреат, победа которого уже была несколько раз обоснована в высших зрительских кругах

-51

47. "Обыкновенные люди" (1980)

Средний балл - 80%

Классическая американская драма, если бы не одно конкретное "но" - авторское высказывание режиссёра-дебютанта Роберта Редфорда насчёт преемственности поколений и чувства коллективной ответственности за произошедшую трагедию. "Обыкновенные люди" проникают в механизм посторонней семьи, переживающей самоубийство одного из своих сыновей, делая это медитативно, отчуждённо и весьма жестоко. Слом академических правил был произведён и в 1981-м году, во время награждения картины заветным "Оскаром"

-52

46. "Звуки музыки" (1965)

Средний балл - 80,1%

Кажется, война рано или поздно вторгнется в жизнеутверждающую атмосферу "Звуков музыки", но авторы так и не позволяют этому случиться. Балом в картине заправляют фееричные музыкальные номера и любовь протагонистки к музыке, её звучанию и влиянию на окружающих людей. Раскинутые просторы зелёных Альп вкупе с классическими аккомпанементами, разыгранными под рукой со счастливыми детьми, точно отпечатались в памяти академиков на долгое время. Безусловно традиционный мюзикл, который не выходит за допустимые грани провокаций - и чем это плохо?

-53

45. "Потерянный уик-энд" (1945)

Средний балл - 80,4%

После успеха "Двойной рокировки" Билли Уайлдер подключился к производству противоположной по настроению картины - притчи о нравственно сломавшемся алкоголике, тяга к спиртному которого рушит всю личную жизнь. "Потерянный уик-энд" отчётливо показывает грань между счастливой реальностью и несчастной утопией под алкогольным опьянением, где все главные страхи протагониста воплощаются в реальность. Согласитесь, для 1940-х - тема очень спорная и провокационная. От того же и прекрасно, что в том году академики отдали "Оскар" творению Уайлдера: одному из главных режиссёров раннего американского кино

-54

44. "Всё везде и сразу" (2022)

Средний балл - 80,5%

Не только первый фильм А24 с премией "Оскар", но и первый зрительской блокбастер с премией "Оскар" в принципе. "Всё везде и сразу" - мультижанровый микс сразу из всех драматических и комедийных компонентов вместе: здесь вам и сумасбродная фантасмагория, и мультивселенные, и конфликт поколений, и экзистенциальные мотивы, и рассмотрение собственной жизни под противоположным углом, и безудержный боевик с тонной самых экстраординарных визуальных эффектов. Кажется, что такому фильму "Оскар" даже и не светил: пока в 2023-м году академики не решили отдать статуэтку именно ему. Действительно поворотное событие для всего зрительского кинематографа, как и для самой студии А24

-55

43. "Бёрдмэн" (2014)

Средний балл - 80,6%

Главная работа в карьере Иньярриту - тяжёлая притча про потерянного актёра, в прошлом - узника самого известного супергеройского образа в истории. "Бёрдмэн" проводит героя Майкла Китона через призму сюрреалистичных фантазий, совмещая сны и реальность: и как здесь догадаться, что является правдой, а что - лишь сухие остатки воспалённого воображения протагониста? Кажется, именно творение мексиканского режиссёра смогло открыть публике глаза на последствия эскапизма и внутреннего/творческого выгорания: прекрасно, что работа столь зыбкого и актуального для кинематографистов характера получила ту самую золотую статуэтку

-56

42. "Крамер против Крамера" (1979)

Средний балл - 80,7%

Традиционный институт брака разрушается под гнётом внешних обстоятельств: отец пребывает в перманентном конфликте с матерью из-за своей тяги к построению карьеры, мать - решает не церемониться и исчезнуть из семьи восвояси, сын - неспешно наблюдает за ссорами родителей. Две точки зрения на происходящие событие - родителя и ребёнка, три морали и посыла - каждый с индивидуальной чертой и своим отношением к зрителю. До "Крамер против Крамера" ещё никогда в истории американского кинематографа брак не подвергался такой неописуемой угрозе. Заслуженный "Оскар", который послужил перестановкой для жанровых обновлений

-57

41. "Ганди" (1982)

Средний балл - 81%

Масштаб защиты коренных индийцев от британских колонизаторов был передан в "Ганди" так правдоподобно и уверенно, что байопик о жизни известного юриста с британским образованием не оставил в стороне и мнение академиков. Три часа бесшовного внедрения в оболочку Махатмы (потрясающий перформанс Бена Кингсли) - как подведение итогов колониализма, запрета на инакомыслие в несвободных странах и последствия тоталитарной политики захватчиков в отношении коренного народа. Кажется, что получение "Оскара" для этого фильма являлось лишь вопросом времени

-58

40. "Полуночный ковбой" (1969)

Средний балл - 81,1%

После упразднения кодекса Хейса в американский кинематограф пришли все самые запретные темы, на которые авторы боялись говорить четыре десятилетия подряд. "Полуночный ковбой" стал первым фильмом на ЛГБТ-тематику в истории, выигравшим "Оскар", и причины тому просты - в первую очередь, это картина о поиске самоидентичности, свободы в дестабилизированном обществе, пропитанном озабоченностью, развратом и маргинальностью. А путь к обретению свободы всегда нелёгок: даже если стать для этого придётся самым настоящим жиголо. Пожалуй, именно "Полуночного ковбоя" мы должны благодарить за первое в истории кино освещение столь деликатной темы

-59

39. "Паттон" (1970)

Средний балл - 81,2%

Генерал Джордж С. Паттон - фигура настолько неординарная и неоднозначная для всей истории американской армии, что и байопик по мотивам его насыщенной жизни пропитан этим неоднозначным настроением. Картина рассматривает весь путь генерала, с низов до вершины, с покорения Северной Африки до активного участия во Второй Мировой войне. Излишне слащавая, излишне патриотичная биография, пропитанная иллюзорной верой в утопическое счастливое будущее: достойный ли это претендент для получения "Оскара"? Академики посчитали, что достойный

-60

38. "Миллионер из трущоб" (2008)

Средний балл - 81,3%

Из всех претендующих на обсуждение фильмов Дэнни Бойла киноакадемики решили выбрать "Миллионера из трущоб" - буквального погружения в личину индийского подростка, сбегающего из бывшего дома в столицу страны, воссоединяющегося с первой любовью по прошествии нескольких лет и вынуждённого участвовать в популярнейшем реалити-шоу ради неназванной выгоды. Коалиция кинематографистов из Америки и Индии показала и ещё раз доказала публике, что настолько розовые, приторные и излишне романтизированные проекты нужны нам сегодня, как никогда прежде. Что доказало и вручение Бойлу заветного "Оскара"

-61

37. "Моя прекрасная леди" (1964)

Средний балл - 82%

Артистичный мюзикл длительностью в три часа, не претендующий на становление классикой, но увлёкший академиков традиционным нарративом. Пышный представитель буржуазной аристократии хочет воспитать из нищей цветочницы роковую женщину для выхода в высший свет. В ход идут любые средства - даже самые отъявленные музыкальные номера, что посматривают в сторону более классических американских мюзиклов. Кажется, что весь этот жанр в 1960-х переживал лучшее время за недлительный период своего существования

-62

36. "Артист" (2011)

Средний балл - 82,1%

Фильм-ретроспектива ушедших лет, имитирующий эпоху немого кино 1920-х. Отсутствие живых диалогов, беззвучное повествование, проносящаяся сквозь эхо история, осуждающая культуру тех лет: "Артист" воспитан на старомодных американских и французских фильмах, и от того же высоко кланяется в их сторону. Очевидно, что перед такой экранной ностальгией не смогли устоять ни поклонники кино тех лет, ни академики, традиционно лелеющие фильмы из ушедшей эпохи. Абсолютно оправданная победа революционной картины, выход каждой из которых - своеобразное событие и культурное чудо для целых поколений

-63

35. "Французский связной" (1971)

Средний балл - 82,4%

Знаковый стиль Уильяма Фридкина отзывается эхом и в сегодняшнем кинопроме. В особенности, вытекающие его "Французского связного", где режиссёр собрался поставить одну из лучших погонь в истории кино и неординарную детективную притчу заодно: американские копы выслеживают французских наркоторговцев, что приводит их к кровопролитной стычке и смертям невинных. Редко когда "Оскар" вручают столь зрительским и жанровым фильмам: "Французский связной" стал исключением из череды общих правил

-64

34. "Малышка на миллион" (2004)

Средний балл - 82,7%

Прорывной бенефис Клинта Иствуда, как режиссёра-консерватора, горящего идеей делать старомодное кино. Но "Малышка на миллион" вовсе не кажется старомодной: это хлёсткая пощёчина всем нарративным элементам "Рокки", что восхваляли силу духа и преодолевали предвзятость ради взятия долгожданной победы. "Малышка" подобной энергией не обладает, да и не хочет: поворотная кульминация этой истории навсегда укрепилась в учебниках по драматургии. Слёз было пролито немало и у зрителей, и у академиков: а старина Иствуд ещё раз получил полноценное признание со стороны церемонии, укрепившись за звание лучшего режиссёра прошлого поколения

-65

33. "Энни Холл" (1977)

Средний балл - 82,8%

Поворотная эксцентричная комедия Вуди Аллена, которая лишь поглядывает в сторону всех жанровых правил типичных ромкомов: здесь девушка ищет счастье не в любви или долгожданном браке, а комфорте и выстраивании индивидуальной жизни, сам Аллен педалирует темой самоидентичности, а остающийся на фоне Нью-Йорк выглядит персонажем намного более живым и ранимым, чем каждый представленный на экране герой. А после взятия "Оскара" за лучший фильм года все сомнения зрителей насчёт лучшей работы Аллена отпали самостоятельно

-66

32. "Король говорит!" (2010)

Средний балл - 82,9%

Да, победа "Короля" на церемонии 2011-го года всё ещё считается событием слишком консервативным и угрюмым: всё-таки конкуренты у картины были повыносливее. Но это не отменяет всех выдающихся достоинств Тома Хупера, как постановщика с собственным авторским вкусом: комплексы есть не только у люда простого, но и у королей сверхдержав. А преодолеваем мы их одинаково - стоит лишь поднести рот к микрофону: ратуем ли мы за ту или иную тему на глазах у нескольких друзей или многомиллионной публики - не столь важно. Важно лишь то, что оперевшись на близких комплексы можно победить. По-своему простая и чистая, но такая вечная мораль

-67

31. "Афера" (1973)

Средний балл - 83,4%

Ретро-картина, углубляющаяся в центр Великой депрессии: преступления стали для общества неотъемлемой нормой, но главный герой не прощает злодеев за убийство своего близкого друга. Проворачиваемая афера удивляет проработкой своих твистов и сюжетных перипетий, и на этом строится преимущественная часть истории. Очевидно, что для 1970-х работа Роя Хилла стала вершиной фильмов-ограблений, забросив сразу несколько удочек на дальнейшие культовые ленты. "Оскар" очевиден, заслужен и до того же предсказуем

-68

30. "Красота по-американски" (1999)

Средний балл - 83,5%

Красота жизненных мелочей индивидуальна для каждого: кто-то обнаруживает её в подруге собственной дочери, другие - на улицах своего города, третьи - в повседневных вещах, что скрашивают нашу рутину. Это и есть та самая красота по-американски: ей хочется восторгаться от чистого сердца. Особенно в тот момент, когда фильм Сэма Мэндеса, декларирующий постулаты этой красоты, забирает "Оскар" в категории лучшего фильма ушедшего года. Один из главных фильмов 1999-го - важнейшего года в истории современной кинематографии

-69

29. "Взвод"(1986)

Средний балл - 83,6%

Величайший антивоенный манифест в истории американского кино наравне с "Апокалипсисом сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы и "Цельнометаллической оболочкой" Стэнли Кубрика. Безжалостное введение в полный курс дела Вьетнамской войны, где солдаты становятся лишь пушечным мясом во главе эгоистичного командования, готового пустить молодых ребят на смертный бой ради достижения мнимых профессиональных задач. Врагами выступают не столько вьетконговцы, сколько свои же - и это то звено, которое и определило "Взвод", как номинанта за лучший фильм на "Оскаре" 1987-го года

-70

28. "Ребекка" (1940)

Средний балл - 83,7%

Детективный триллер Альфреда Хичкока, заигрывающего с мистификаций впервые за свою карьеру. Богатый аристократ лишается горячо любимой жены, но находит отдушину в простушке из низшего общественного слоя, после чего приводит девушку к себе в поместье. А там, как оно и бывает в фильмах подобного жанра: неумолимый призрак умершей жены (реальный или нет - не столь важно) преследует героиню по пятам. В 1941-м году фильм Хичкока впервые смог напугать публику, напугать ощущением тревоги и назревающей опасности. "Ребекка" - основоположник всех будущих элементов триллеров режиссёра, а заодно - единственный за всю его карьеру проект с золотой статуэткой под рукой

-71

27. "Охотник на оленей" (1978)

Средний балл - 83,8%

Трое солдат русского происхождения записываются добровольцами и уезжают на вьетнамскую войну, не подозревая, как сильно она изменит их жизни. "Охотник на оленей" так и не показывает зрителю реальные боевые действия, но бьёт сильнее, демонстрируя последствия той кровопролитной военной кампании. Ещё никто сильнее Майкла Чимино не смог так правдоподобно погрузить зрителя в посттравматический синдром, преследующий нашу компанию по пятам, и реинтеграцию бывалых солдат обратно в общество. Заслуженный "Оскар", определивший целые поколения

-72

26. "Бен-Гур" (1959)

Средний балл - 83,9%

Эпический пеплум, закрепивший за собой звание главной исторической хроники тех лет. 26-й год до нашей эры, эстетика древнего Иерусалима, кровопролитные бои не на жизнь, на смерть, эпические погони на колесницах под завывающие аккомпанементы Миклоша Рожа: всё это про оригинальный "Бен-Гур", первый и единственный в своём роде эпос, закрепивший несменные кино-правила для следующих поколений. Величайшая кинокартина, отметившаяся как на "Оскаре", так и спустя десятилетия после своей триумфальной отгремевшей в Нью-Йорке премьеры

-73

25. "В центре внимания" (2015)

Средний балл - 84%

Журналистских процедуралов в сегодняшней индустрии катастрофически мало, несмотря на то, что в 2016-м году победу на "Оскаре" одержал как раз фильм подобного жанра - бесцеремонное исследование растления несовершеннолетних обнаглевшими католиками-педофилами. Никаких эксплуатационных приёмов - только вырезка документальных фактов, представляющая миру полную картину о действиях современной католической церкви. Тем и удивительнее, что на церемонии того года победу одержала столь бескомпромиссная лента, главнейшая цель которой - донести публике правду. И она была донесена

-74

24. "В порту" (1954)

Средний балл - 84,1%

Коррупция и преступные деяния американских профсоюзов доводят до ручки представителя простого рабочего класса - бывшего боксёра, намеренного дать обидчикам ответный отпор. "В порту" вероломно следует за своим протагонистом по пятам, но ни в коем случае не скрашивает его действия: вся история картины - это путь "маленького" человека, возомнившего себя карателем божьим по отношению к исконному человеческому злу. Рабочий класс бьётся с буржуазией: и всё это на церемонии "Оскар", где работа Элиа Казана, как и сам Марлон Брандо, отметилась золотой статуэткой за лучший фильм ушедшего года

-75

23. "Непрощённый" (1992)

Средний балл - 84,2%

Нео-вестерн Клинта Иствуда, вестерном не являющийся, ведь "Непрощённый" - картина, ломающая шаблоны жанра как таковые. Дикий Запад здесь - не залитая солнцем пустошь, а дождливый притон, смелые ковбои - не блюстители закона, а кровожадные преступники, в то время как молчаливый герой Иствуда - не отчаянный мститель, но пережиток прошлого, остающийся на границе бывшего мира. "Непрощённым" постановщик доказал, что вестерн, как жанр, пришёл к своей полноценной стагнации, и выдавить из него что-то дельное более не получится. Тем и прекраснее, что этой знаменательной точке был выдан заветный "Оскар"

-76

22. "Это случилось однажды ночью" (1934)

Средний балл - 84,3%

Фрэнк Капра - завсегдатай гуманистических комедий, режиссёр с ярко выраженным наивным стилем, герои которого обитают в собственной утопической реальности. Плохо ли это? Вовсе нет, если действия каждой его картины направлены на получение зрительского удовольствия. Вот и "Это случилось однажды ночью" сталкивает лбами представителей противоположных социальных прослоек, но создаёт на этой почве не драму, а эксцентричный ромком, пестрящий неловкими ситуациями и умилительными взаимоотношениями сбежавшей наследницы и репортёра-мошенника. Ещё один "Оскар" в копилку режиссёра

-77

21. "Форрест Гамп" (1994)

Средний балл - 84,4%

В базе СНГ-зрителей "Форрест Гамп" считается настоящей иконой родного, сентиментального и такого близкого каждому из нас кино, что раскладывает на зрительское обозрение весь путь "маленького" человека, пытающегося найти своё место в этом мире. "Форрест" проводит нас через невинные школьные будни, жестокие военные кампании, счастливые браки и столь же трагические потрясения, но оставляет от просмотра сугубо приятное послевкусие. Сам того не зная, Роберт Земекис создал киноленту для целых поколений: за что и был награждён самой почётной кино-премией мира

-78

20. "Мост через реку Квай" (1957)

Средний балл - 84,5%

Редко когда военные фильмы разделяют мораль на две равноправные частички: "Мост через реку Квай" сталкивает в конфликте уже не американцев и фашистов, но архитекторов и уничтожителей. Строитель того самого моста через реку Квай пытается не дать американской армии осуществить подрыв своего же творения, и это приводит публику к принятию или отторжению дипломатии. И пускай в те времена военный жанр кино всё ещё не рисковал показывать аудитории правдоподобную визуализацию тех трагических событий, Дэвид Лин смог максимально к этому приблизиться. Просто с несколько иной перспективы

-79

19. "На Западном фронте без перемен" (1930)

Средний балл - 84,8%

Важнейший антивоенный манифест, без которого ныне невозможно представить путь сопротивления против любого военного конфликта. Роман Эриха Марии Ремарка был и есть культурно значимым литературным явлением, как и его первая экранизация, вышедшая в свет спустя всего лишь несколько лет. Страх, ужас, боль, закопчённая кровь и перемолотые тела: война не оставляет после себя никаких радостей или счастливых возгласов о победе. Лишь смерть и страдания, что будут передаваться на следующие поколения. Награждение "Оскаром" первой адаптации "Западного фронта" - воистину такое же значимое событие для всей культуры, как и выход в свет оригинального произведения

-80

18. "12 лет рабства" (2013)

Средний балл - 84,9%

Как ярый противник расизма, Стив МакКуин продекларировал публике своё видение относительно ненависти по национальному признаку - "12 лет рабства" промалывают зрителя изнутри, заставляют его нырять в уничижительную жизнь измотанного афроамериканца, принятого за сбежавшего раба, и доподлинно воспроизводят весь тот ужас, что свалился на голову чернокожим в XIX-м веке. Эксплуатация? Пожалуй. Но эксплуатация чрезвычайно мощная, врезающаяся в память: считается, что именно с победы "12 лет" расистские предубеждения академиков навсегда канули в лету

-81

17. "Старикам тут не место" (2007)

Средний балл - 85%

Широко признанный шедевр братьев Коэн, над разбором сюжета которого ломают голову самые матёрые киноведы даже по сей день. Кто такой Антон Чигур? Существовал ли он в реальности? В чём закрадывается коренной посыл ленты? При чём тут вообще конфликт поколений? Каждый найдёт индивидуальные ответы на все заданные вопросы, пока "Старикам тут не место" продолжит покорять зрительские сердца одно за другим. Что и предсказала победа фильма на "Оскаре" в 2008-м году

-82

16. "Лучшие годы нашей жизни" (1946)

Средний балл - 85,3%

Завершение Второй Мировой войны ознаменовало возвращение многих солдат обратно домой: об их реинтеграции в общество и рассказывают "Лучшие годы нашей жизни". Три солдата, каждый - со своей личной жизнью, каждый - со своими принесёнными с поля боя травмами. Каждый надеется поймать сбежавшее от них счастье: и Уильям Уайлер позволяет этому случиться. На момент 1946-го года публика отчаянно нуждалась в антивоенном шедевре, что смоет грязевые пятна самыми базовыми человеческими чувствами: любовью, состраданием и милосердием. Такое событие и произошло

-83

15. "Отступники" (2006)

Средний балл - 85,5%

И по сей день многие зрители бьются в раздумиях над определением лучшего фильма в карьере Мартина Скорсезе, но победа "Отступников" на "Оскаре" (единственная в фильмографии режиссёра), кажется, успела сказать всё за саму картину. Переплетённое в веренице отступлений и второстепенных имён повествование, что сталкивает лбами двух "кротов" по разные стороны баррикады так сильно впечатлило публику, что в стороне не остались и академики. "Отступники" стали триумфальными победителями на "Оскаре" 2007-го года

-84

14. "Оппенгеймер" (2023)

Средний балл - 85,6%

Многие могут критиковать режиссёрский стиль Кристофера Нолана за его пренебрежительное отношение к женским персонажам, рваный монтаж и запутанное повествование, но никто не будет спорить с тем, что "Оппенгеймер" - поистине главный манифест двадцать первого века, с самой актуальной проблематикой современности. С порога же Нолан осуждает создание и применение ядерного оружия, запугивание сверхдержав и насилие в отношении ни в чём не повинных граждан, но не оставляет зрителя перед хэппи-ендом: "Оппенгеймер" опасается за будущую судьбу человечества и делает это бескомпромиссно, тяжело, ультра-реалистично. Победа на "Оскаре" в 2024-м году была столь предсказуема, сколько же и оправдана

-85

13. "Унесённые ветром" (1939)

Средний балл - 85,8%

"Унесённые ветром" давно признаны величайшим американским кино-романом за историю существования кинематографа. И это заявление сложно оспорить: гигантский четырёхчасовой хронометраж, реконструкция американского общества, глобальная гражданская война, что захватывает в неуютные объятья каждого из возлюблённых. Шедевр Виктора Флеминга дал фору всем будущим жанровым представителям, создал для последователей новаторский свод кино-правил и соотнёс бескомпромиссные военные действия с сентиментальными любовными позывами. Для современного кинопрома эта данность уже дорогого стоит

-86

12. "Молчание ягнят" (1991)

Средний балл - 86,4%

В 1991-м году никто не ожидал, что вторая часть из франшизы про неуловимого Ганнибала Лектера окажется столь успешной. "Молчание ягнят" подарило миру не только культовый образ безжалостного злодея в исполнении Энтони Хопкинса, но и выдержанный триллер, сдобренный порцией гнетущего саспенса. По мнению некоторых киноведов - и вовсе лучший триллер в истории существования жанра. С чем согласились и академики, гордо вручив в 1992-м году "Молчанию" золотую статуэтку. Пожалуй, эта одна из немногих побед, что не вызвала каких-либо осуждений в свою сторону

-87

11. "Амадей" (1984)

Средний балл - 86,5%

Противостояние Моцарта и Сальери, как души и безнравственности, творчества и идолопоклонства: всё это про "Амадея", что вывел формулу музыкальных байопиков на совершенно новый уровень. Композиторы сталкиваются здесь в схватке не физической, но моральной, а желание сломить оппонента и привести его к поражению оборачивается боком уже для самого зачинщика ситуации. "Амадей" с лёту влюбил в классическую музыку всю публику единоразово: и старую, поклоняющуюся старомодным костюмированным драмам, и новую, страдающей от типичных для современности проблем самовыгорания. Отсюда же и "Оскар" за лучший фильм

-88

10. "Квартира" (1960)

Средний балл - 86,8%

Многие фанаты творчества Билли Уайлдера дружно признают, что "Квартира" - его карьерный бенефис, недостижимая вышка, добраться до которой так и не удалось его коллегам. Канун Рождества, встреча двух потерянностей, практически не покидающие пределы узкой нью-йоркской квартиры действия - всё это про ещё одну эксцентричную комедию Уайлдера, принёсшую ему дополнительный "Оскар" в карман. Также спорить будет глупо и со следующим фактом: "Квартира" - лучший рождественский фильм за всю историю кинематографа

-89

9. "Пролетая над гнездом кукушки" (1975)

Средний балл - 87,5%

Считается, что движение противников карательной психиатрии зародилось после триумфа "Пролетая над гнездом кукушки" на "Оскаре" 1976-го года. Власть достаётся в руки "маленьким" людям, желающим возмездия за несправедливое отношение к прошлым своим версиям, пока беззащитные пациенты клиники страдают от угнетения и моральных издевательств. Знал ли тогда Милош Форман, что снимет один из самых культовых и известных фильмов Нового Голливуда за всё время? Сильно сомнительно: от того же и вдвойне приятнее, что в "Пролетая..." постановщик вложил всю свою душу, которая затем полностью компенсировалась ему на премии "Оскар"

-90

8. "Властелин колец: Возвращение Короля" (2003)

Средний балл - 87,7%

Самый эпический блокбастер в истории: масштабное девятичасовое приключение, подошедшее к завершению в проницательном и дорогостоящем финале. "Возвращение Короля" по праву ознаменовало сразу несколько постулатов дорогостоящих зрительских фильмов, к которым, в дальнейшем, будут возвращаться многие последователи: гигантская массовка, равноценное использование визуальных и практических эффектов соответственно, сентиментальная история, с героями которой не хочется прощаться до самых титров, создание великого сеттинга, сдавливающего своим масштабом с первой же сцены. Вовсе не удивительно, что перед экспрессией Толкина и Питера Джексона не смогли устоять даже академики

-91

7. "Всё о Еве" (1950)

Средний балл - 88,3%

Шоу-бизнес съедает мораль человека заживо: после ступания на скользкую дорожку же не остаётся ничего, кроме разворошенной эгоистичной души. "Всё о Еве" как раз рассказывает и показывает путь морального падения человека на самое дно пищевой цепочки: помощница именитой бродвейской звезды намерена выбиться из тени своей начальницы, чтоб добиться более сокрушительного успеха на театральной сцене. И это намерение может привести Еву к перевоплощению в самого настоящего монстра. А "Оскар" за лучший фильм картина Джозефа Лео Манкевича получила в 1951-м году, в те времена, когда столь гнусная критика шоу-бизнеса не пропускалась за зрительские кулисы. Действительно прецедент, ставший культовым достоянием для следующих поколений

-92

6. "Лоуренс Аравийский" (1962)

Средний балл - 88,7%

Четыре часа наблюдений за взаимоотношениями британского посланника Лоуренса и арабских племён, что противостоят Османской империи: и в этом вся картина Дэвида Лина. Медитативность, философия, всеобъемлющих размеров масштаб, потерянная пустыня, где неспешные диалоги ведут свои главные герои. Даже без семи "Оскаров" под рукой "Лоуренс Аравийский" навсегда вошёл в историю мирового кинопрома, как масштабное и эпическое зрелище титанических размахов, дающее фору многим современным блокбастерам за сотни миллионов долларов. Это - уже дорогого стоит

-93

5. "Касабланка" (1943)

Средний балл - 89,3%

И пускай любовная линия в "Касабланке" - ведущая, фильм Майкла Кёртица в первую очередь напоминает Соединённым Штатам, что пассивность в отношении любой войны, протекающей "где-то там в Европе" - нигилистское состояние, которое нужно раз и навсегда искоренить. "Касабланка" вошла в историю всего американского кинематографа, как единственная и неповторимая картина любви на фоне бушующих военных действий, где герои перестают быть аморфными к политической ситуации, а у зрителей открываются глаза на происходящие события. Ещё никем не превзойдённая драма, считающаяся поболее культовым произведением, чем "Унесённые ветром" Виктора Флеминга

-94

4. "Паразиты" (2019)

Средний балл - 89,8%

Победа корейского шедевра Пона Джун-хо на "Оскаре" 2020-го года - важнейший прецедент для всей истории церемонии. Ведь первый раз золотую статуэтку за лучший фильм года унесла домой картина не американская, а зарубежная - если точнее, корейская. "Паразиты" словили всеобъемлющий успех, а эклектика режиссёрского стиля Джун-хо, объединяющего триллер и комедию в одну авторскую прослойку, стала достоянием для следующих поколений авторов. А ещё с "Паразитами" "Оскар" впервые за сотню лет признал: иностранные фильмы со спокойной душой могут соревноваться с американскими за звание фильма года. Несмотря на то, что сама эта премия - целиком и полностью американская

-95

3. "Крёстный отец 2" (1974)

Средний балл - 91,2%

Первый и последний сиквел в истории, получивший "Оскар" за лучший фильм года. Хотя второму "Крёстному отцу" подобное позволительно: в конце концов, некоторые считаю вторую часть саги более важным и социальным откровением, чем оригинал. Падение Майкла Корлеоне на самое дно пищевой цепочки происходит молниеносно, бескомпромиссно и тягуче: убийство становится для герой неотъемлемой нормой, лишь ещё одним действием в грязной методике, а любовь и семья спешно отодвигаются на второстепенный план. Можно предать и лишить жизни даже горячо любимого старшего брата, если подозреваешь его в совершении покушения на свою жизнь. В первую очередь, сиквел "Крёстного отца" - подробная иллюстрация развращения человека от жажды влияния и большой ответственности. А уже после - лауреат шести "Оскаров", в том числе - за лучший фильм года

-96

2. "Список Шиндлера" (1993)

Средний балл - 91,3%

Сильнейшая картина про Холокост и его последствия с ярко выраженным гуманистическим подтекстом - всё это про "Список Шиндлера", величайший шедевр в карьере Стивена Спилберга, открывший дорогу новым направлениям и новым звёздам. Три часа монохромного погружения в историю, историю, в которой отбившийся от близких товарищей немец помогает заключённым евреям спастись от безжалостного произвола, трогают так, как никто другой в этом рейтинге. Исповедь же Оскара Шиндлера в кульминации ленты - буквально добивающее звено, благодаря которому картина превращается в полноправный мировой шедевр: шедевр, награждённый сразу семью золотыми статуэтками

-97

1. "Крёстный отец" (1972)

Средний балл - 93,1%

Величайшая криминальная сага Фрэнсиса Форда Копполы, что повествует о династии Корлеоне, преступных мафиози, семья для которой - самое важное и необходимое в жизни звено. Первый "Крёстный отец" прочно закрепился на пьедестале самых громких и полномасштабных фильмов в истории кино, продемонстрировав на одной плёнке сразу несколько параллельных ветвей повествования: отец и сын по разные стороны баррикады, один - лидер семьи, другой - не хочет перенимать зловонное наследие и планирует зажить обычной жизнью. А непредвиденные обстоятельства приводят нас к самому сиквелу, также разжившемуся парочкой "Оскаров". Что же до первой части - в запасе у неё три золотые статуэтки. Немного, но достаточно для того, чтоб отпечататься в мировой киноистории

-98