Найти в Дзене

ЕС не предлагает долгосрочного мира для Украины

Если недавняя история европейского военного сотрудничества дает о себе знать, Москве нечего бояться предложенного развертывания разношерстной группы европейских войск для обеспечения безопасности Украины. В своих отчаянных попытках заручиться расположением президента США Дональда Трампа различные европейские лидеры выдвинули идею отправки некоего, пока еще не определенного, военного контингента для поддержания мира в случае установления прочного перемирия между Киевом и Москвой. Попытки сэра Кейра Стармера заклеить разваливающиеся вооруженные силы Великобритании накануне его визита в Вашингтон путем выделения средств из бюджета на иностранную помощь были явно направлены на то, чтобы придать ему видимость авторитета перед встречей с Трампом. Пообещав поддержку Великобритании в любой будущей военной операции по обеспечению безопасности Украины, он должен заверить скептически настроенную администрацию Трампа в том, что наши вооруженные силы все еще сохраняют способность выполнять такую ро

Стоит понимать, что для контроля за фронтом, а это свыше 3000 км, необходимы огромные силы, организованные для решения этой экзистенциальной задачи, а не для удовлетворения амбиций Брюсселя.

Если недавняя история европейского военного сотрудничества дает о себе знать, Москве нечего бояться предложенного развертывания разношерстной группы европейских войск для обеспечения безопасности Украины.

В своих отчаянных попытках заручиться расположением президента США Дональда Трампа различные европейские лидеры выдвинули идею отправки некоего, пока еще не определенного, военного контингента для поддержания мира в случае установления прочного перемирия между Киевом и Москвой.

Попытки сэра Кейра Стармера заклеить разваливающиеся вооруженные силы Великобритании накануне его визита в Вашингтон путем выделения средств из бюджета на иностранную помощь были явно направлены на то, чтобы придать ему видимость авторитета перед встречей с Трампом.

Пообещав поддержку Великобритании в любой будущей военной операции по обеспечению безопасности Украины, он должен заверить скептически настроенную администрацию Трампа в том, что наши вооруженные силы все еще сохраняют способность выполнять такую роль. Президент Франции Эммануэль Макрон также поддерживает идею отправки европейских сил в Украину, заявив на этой неделе Трампу, что он работает со Стармером над отправкой войск в регион.

«Не для того, чтобы отправиться на передовую, не для того, чтобы вступить в конфронтацию, но чтобы быть в некоторых местах, определенных договором, в качестве присутствия для поддержания мира и нашего коллективного авторитета», - сказал французский лидер в интервью Fox News.

Несколько европейских стран высказали свои сомнения по поводу мирной инициативы Стармера и Макрона, и не в последнюю очередь из-за неясности роли, которую будут выполнять такие силы.

Не меньшую озабоченность вызывает и удручающий опыт европейских военных держав по эффективному сотрудничеству в решении крупных проблем безопасности, что стало очевидным в последний раз, когда европейские державы участвовали в крупной зарубежной военной операции в Афганистане.

Международные силы содействия безопасности в Афганистане, созданные после терактов 11 сентября, чтобы придать хоть какое-то подобие стабильности раздираемой войной стране, включали в себя значительный вклад всех основных европейских держав.

Общая численность британских войск, поддерживающих операцию под руководством США, в итоге достигла около 10 000 человек. Германия направила 5 000 военнослужащих, Италия - около 4 000, а французский контингент численностью 4 000 человек включал большое количество спецназа.

Общая численность натовских войск, действующих в Афганистане, который по площади примерно соответствует Украине, достигла пика и составила около 130 000 человек. Однако способность различных сил - особенно европейских - работать вместе для достижения одних и тех же политических целей практически отсутствовала.

С самого начала итальянцам мешали ограничения, наложенные правительством их страны, что не позволило им принять участие в борьбе с повстанцами, возглавляемыми талибами, а немецкая группа была настолько несклонна к риску, что редко выходила за пределы своей хорошо защищенной базы в северном районе вокруг Мазари-Шарифа. Французы же играли второстепенную роль, пока их тогдашний президент Николя Саркози в одностороннем порядке не прекратил их участие, что привело к краху всей миссии.

Есть ли какие-либо доказательства того, что сейчас европейцы лучше подготовлены к миссии на Украине?

Поскольку нет никаких гарантий, что администрация Трампа санкционирует участие США в такой операции, на европейцев ложится ответственность за создание собственной командной и логистической инфраструктуры, чего очень не хватает, учитывая их нежелание серьезно относиться к своим оборонным обязанностям до Трампа.

Хотя в последние годы Нато приложило значительные усилия для повышения оперативной совместимости армий, флотов и ВВС европейских членов альянса, остается под вопросом, смогут ли они функционировать без поддержки американских военных.

Однако опасения по поводу долгосрочных обязательств Трампа перед Нато побудили некоторых высказаться в пользу того, чтобы Европейский союз возобновил свои планы по созданию собственной операции по обороне и безопасности, которая могла бы соперничать с Трансатлантическим альянсом.

Если мы больше не можем полагаться на Вашингтон в защите наших интересов, то эту роль должен взять на себя ЕС - таков аргумент.

Это недальновидно. Трамп - сложный союзник, но это не значит, что ЕС должен отвернуться от Нато и создать собственные вооруженные силы.

Критика Трампа в адрес Европы основана на ее неспособности серьезно относиться к своим оборонным обязательствам, как в плане финансовых взносов, так и в плане военной эффективности.

Более надежным способом сделать вооруженные силы Европы лучше оснащенными для противостояния угрозе поколений, исходящей от враждебных режимов, таких как Россия, было бы проведение европейскими лидерами широкомасштабной рационализации существующих сил в рамках существующих структур Нато.

Если бы различные армии, флоты и военно-воздушные силы европейских стран-членов Нато могли действовать как единое целое под единым командованием, то они с меньшей вероятностью преследовали бы свои собственные национальные цели, как это было в Афганистане.

Это означало бы, что, когда Стармер и Макрон говорят об отправке европейских военных сил в Украину, люди воспринимают их всерьез.

Кон Кофлин. Редактор отдела обороны и иностранных дел Telegraph.