Найти в Дзене

Там, где оживает история: Советские тяжеловозы и Починковский конный завод

Часть 1. Экстерьер породы Зимний день, хруст снега под ногами, а перед нами – Починковский конный завод, уникальное место, хранящее и приумножающее наследие советских тяжеловозов. Здесь мы встретились с Верой Алексеевной Кузнецовой, живой историей завода, работающей с 1986 года. Она помнит времена, когда поголовье тяжеловозов достигало 340 голов. Потом были трудные годы, поголовье сокращалось, но сейчас мы снова на подъеме. Сегодня на заводе содержатся более 150 лошадей советской тяжеловозной породы, и недавно к ним присоединились пять кобыл и три жеребца донской породы – свежее пополнение, обещающее новые перспективы. Для Веры Алексеевны советские тяжеловозы – это не просто лошади, а самые прекрасные животные. Спокойные по характеру, но очень умные и хитрые, невероятно душевные. Порода, выведенная на основе брабансонов в середине 1920-х годов, отличается преимущественно рыжей мастью, от светло-рыжей до темно-рыжей, встречаются и гнедые особи. Но завод хранит и настоящую генетическ

Часть 1.

Экстерьер породы

Зимний день, хруст снега под ногами, а перед нами – Починковский конный завод, уникальное место, хранящее и приумножающее наследие советских тяжеловозов. Здесь мы встретились с Верой Алексеевной Кузнецовой, живой историей завода, работающей с 1986 года. Она помнит времена, когда поголовье тяжеловозов достигало 340 голов.

Потом были трудные годы, поголовье сокращалось, но сейчас мы снова на подъеме.

Сегодня на заводе содержатся более 150 лошадей советской тяжеловозной породы, и недавно к ним присоединились пять кобыл и три жеребца донской породы – свежее пополнение, обещающее новые перспективы.

Для Веры Алексеевны советские тяжеловозы – это не просто лошади, а самые прекрасные животные.

Спокойные по характеру, но очень умные и хитрые, невероятно душевные.

Порода, выведенная на основе брабансонов в середине 1920-х годов, отличается преимущественно рыжей мастью, от светло-рыжей до темно-рыжей, встречаются и гнедые особи. Но завод хранит и настоящую генетическую загадку: вороная кобыла Марта, родившаяся от рыжих родителей, уже подарила жизнь жеребёнку той же редкой масти – настоящее исключение из правил.

Размеры этой породы поражают воображение. Взрослые жеребцы-производители достигают веса до тонны, кобылы – 800-900 килограммов, молодняк – около 600 кг. А новорожденные жеребята уже весят 60-70 килограммов – настоящие гиганты с первых дней жизни.

Применение и особенности тяжеловозов

Содержание таких крупных животных требует соответствующего подхода. Ежедневный рацион – это 15 килограммов сена и 6-8 килограммов зерна, преимущественно овса, плюс солома. И по внешнему виду лошадей видно – они сыты и прекрасно ухожены.
Сейчас на Починковском конном заводе – горячая пора: сезон выжеребки.

Основной пик приходится на февраль-март, немного захватывает апрель. Завод практикует ручную случку, что делает процесс рождения жеребят сезонным. У нас есть специальный манеж. Сначала выводят жеребца-пробника, затем кобылу. Если кобыла готова, главный зоотехник Ольга Геннадьевна Мельникова подбирает ей подходящего жеребца-производителя, тщательно избегая родственного спаривания. После случки мы внимательно следим за развитием жеребости и контролируем состояние кобылы, – рассказывает Вера Алексеевна.

Сегодня основное применение советских тяжеловозов – участие в выставках и соревнованиях.

Раньше мы постоянно участвовали в различных мероприятиях. Недавно на совещании в Мордовском конном заводе обсуждалась идея возрождения испытаний на тяговую силу, что, несомненно, придаст новый импульс развитию породы.

Соревнования проводятся в формате выводки и испытаний на тяговую силу, где лошади демонстрируют различные аллюры – рысь, шаг, – и способность тянуть груз. Сейчас на заводе тренеры готовят кобыл к этим испытаниям, используя специальные сани для тренировок с грузом.

-2

Обитатели конного завода

Особенное внимание привлекает жеребец Рябчик. Его необычный загривок – следствие неправильного кормления на другом заводе. Несмотря на этот дефект, Рябчик отличный производитель, дающий прекрасное потомство. А вот Расстрел – настоящая звезда. Двенадцатилетний чемпион, ростом 170 сантиметров, дарит радость всем посетителям необычным трюком: за кусочек сахара он "благодарит" характерным движением головы.

Среди новых обитателей – донские лошади, приобретённые Олегом Вирховым. Один из жеребцов несёт клеймо уже не существующего Буденновского конного завода – буква "Б" на крупе – настоящая историческая ценность.

А в тёплом маточном отделении, где каждая кобыла знает свой денник, царит удивительный порядок. Лошади, по словам Веры Алексеевны, никогда не путают свои места.

Наше знакомство с обитателями конюшни завершилось встречей с молодым жеребцом, уже прошедшим заездку, копыта которого впечатляют своими размерами – примерно десятый размер подковы! И с Рефактором, жеребцом 2023 года рождения, отобранным для племенной работы, за которым ухаживает специальный конюх, работающий только с жеребцами-производителями.

"Это очень важно, чтобы лошадь хорошо знала своего хозяина и слушалась его", – поясняет Вера Алексеевна.

Еще на конном заводе есть система попечительства над лошадьми. Особенно трогательная история связана с одним из подопечных: к нему регулярно приходит Сергей, человек, перенесший инсульт. Он не просто финансово поддерживает содержание животного – между ними сложились настоящие дружеские отношения. Сергей навещает своего четвероногого друга, общается с ним, приносит гостинцы – морковку, яйца, заботится об его потребностях.

-3

Особенности породы

История советских тяжеловозов тесно переплетена с историей страны. Выведенные в послевоенные годы, эти лошади были незаменимы в сельском хозяйстве, способные заменить трактора в трудные времена. Они могут сдвинуть груз до 23 тонн – вес гружёного КАМАЗа! Работа по созданию породы велась путем скрещивания брабансонов с местными лошадьми, чтобы получить животное, выносливое и приспособленное к российскому климату.

Но уникальность советских тяжеловозов не ограничивается их впечатляющими размерами. Как отмечает Вера Алексеевна, селекционная работа, проводившаяся на протяжении многих лет, позволила практически полностью устранить характерный для многих пород недостаток – длинную щетинистую шерсть на ногах (щётки). Этот генетический успех, по словам Веры Алексеевны, позволил избежать проблем с мокрецом.

"Конь-машина" – именно так называется проект по разведению породы, ведь эти лошади идеально подходят для работы, лишённые многих проблем, свойственных другим тяжеловозам. Даже горные лошади, часто страдающие от проблем с лёгкими, в этом смысле уступают советским тяжеловозам.

Но не только физические качества делают этих животных особенными.

Они невероятно умные и хитрые, как люди!, – смеётся Вера Алексеевна.

Это особенно заметно во время визитов гостей. Так, лошади, прекрасно понимая, что посетители часто приносят угощения, выстраиваются вдоль забора в ожидании лакомства.

В следующем части расскажем об истории Починковского конного завода старейшего в России. Оставайтесь с нами!