Найти в Дзене
ИСТОРИЯ РОССИИ 🇷🇺

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Владимир Высоцкий – пожалуй, самый популярный и самый любимый в народе поэт конца советской эпохи. Его узнаваемый хриплый голос и характерный «жегловский» прищур знала вся страна. Его имя обросло легендами, его уважали и ценили люди, в обычной жизни едва ли в чём-то схожие – от простых заводских рабочих до академиков. На песнях Высоцкого росли, постигали жизнь, отводили душу. Кумир своего времени, он до сих пор продолжает оставлять неизгладимое впечатление своими строчками. Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семёна Владимировича и Нины Максимовны Высоцких. Отец, родившийся в Киеве, в 1926 году вместе с родителями перебрался в Москву, окончил техникум связи, после чего избрал военную карьеру и дослужился до полковника. О нём с уважением отзывался в своих мемуарах знаменитый танковый командарм Д.Д. Лелюшенко. Мать происходила из тульских крестьян, выучилась на переводчика-референта с немецкого, долгие годы работала на предприятиях Министерства внешн
Оглавление

Владимир Высоцкий – пожалуй, самый популярный и самый любимый в народе поэт конца советской эпохи. Его узнаваемый хриплый голос и характерный «жегловский» прищур знала вся страна. Его имя обросло легендами, его уважали и ценили люди, в обычной жизни едва ли в чём-то схожие – от простых заводских рабочих до академиков. На песнях Высоцкого росли, постигали жизнь, отводили душу. Кумир своего времени, он до сих пор продолжает оставлять неизгладимое впечатление своими строчками.

📌Детство и юность Владимира Высоцкого

Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семёна Владимировича и Нины Максимовны Высоцких. Отец, родившийся в Киеве, в 1926 году вместе с родителями перебрался в Москву, окончил техникум связи, после чего избрал военную карьеру и дослужился до полковника. О нём с уважением отзывался в своих мемуарах знаменитый танковый командарм Д.Д. Лелюшенко. Мать происходила из тульских крестьян, выучилась на переводчика-референта с немецкого, долгие годы работала на предприятиях Министерства внешней торговли.

-2

Вскоре после рождения сына отношения между супругами разладились. Этому поспособствовали и несходство характеров, и война, и эвакуация, и появление новой женщины у отца семейства. После официального развода, последовавшего в 1943 году, Володя поначалу жил с матерью и отчимом, но в 1946 году его по постановлению суда забрал отец. Хотя расставание с матерью мальчик перенёс тяжело, мачеха Евгения Степановна Лихалатова своей чуткостью и заботой вскоре завоевала расположение пасынка. Она привила ему любовь к музыке, поддержала увлечение театром.

📖Образование Владимира Высоцкого

В первый класс школы Володя пошёл в 1945 году. Проучившись два года в столичной школе №273, с 1947 по 1949 гг. он жил с отцом и мачехой в Германии, где посещал гарнизонную школу для советских детей в Эберсвальде. Германия не нравилась шустрому пареньку, он грустил о Москве. В 1949 году, по возвращении на Родину, Высоцкий стал учеником пятого класса средней школы №186. Феноменальная память помогала мальчику играючи справляться с домашними заданиями: учился он легко, особенно хорошо давались ему литература и французский язык.

-3

Послевоенная Москва была наполнена шпаной, и двор в Большом Каретном переулке, где жили Высоцкие, ни в чём не уступал в этом плане другим. Любознательный подросток находил время и погулять, и пошалить, и послушать рассказы «бывалых». Отец проходил службу в Киеве, мачеха часто уезжала к мужу, и за Володей приглядывала её племянница. Рос он вполне самостоятельным, предпочитая проводить свободное время в обществе парней на три-четыре года старше. Здесь же Высоцкий научился играть на гитаре, заинтересовался театром. Школу он окончил в 1955 году без троек, горя желанием поступать в театральный институт, но отец и дед настаивали на «солидной» профессии. Пришлось уступить старшим – осенью того же года Владимир стал студентом Московского инженерно-строительного института, но уже после первого семестра перестал посещать занятия.

📝Начало творческой деятельности Владимира Высоцкого

Любовь к театру перевесила и мнение отца, и материальные трудности. Зиму и весну 1956 года Высоцкий жил у друзей, дома почти не появлялся, а в июне поступил в школу-студию МХАТ, где постигал тонкости актёрского мастерства под руководством Б.И. Вершилова, А.М. Комиссарова и П.В. Массальского. Тогда же появились первые поэтические опыты, возник интерес к кинематографу. В 1959 году Высоцкий впервые снялся в эпизодической роли в фильме режиссёра В.С. Ордынского «Сверстницы».

-4

В июле 1961 года Высоцкий, по его собственному признанию, написал первую песню «Татуировка». Он нашёл точное сочетание жанров, которое помогло раскрыться таланту – исполнение стихов собственного сочинения под гитару. Поначалу репертуар крутился вокруг блатной романтики, но уже вскоре в незатейливых историях хулиганов и зэков обнаружилась способность Высоцкого в нескольких словах схватывать самое главное и передавать оттенки настроения. Через два года появились первые магнитофонные записи его песен. Широкая интонационная палитра – от пародийно-шутливых зарисовок до исповедальных размышлений – сразу привлекла внимание аудитории. Уже во второй половине 1960-х гг. творчество Высоцкого «ушло в народ».

Свой «второй дом» после недолгой работы в Театре им. Пушкина и Театре миниатюр молодой бард обрёл в 1964 году в Театре на Таганке. В своей третьей ипостаси – киноактёра – Высоцкий не мог реализоваться гораздо дольше. Он регулярно получал роли, но, как правило, второстепенные, затем снявшись в фильмах «Я родом из детства» В.Т. Турова (1966), «Короткие встречи» К.Г. Муратовой (1967), «Вертикаль» С.С. Говорухина (1967). «Альпинистский» цикл песен, написанный Высоцким к последнему фильму, мгновенно стал популярным.

📚Творчество Владимира Высоцкого

Благодаря атмосфере Таганки Высоцкий ощутил востребованность в своём творчестве. Песни артиста регулярно использовались в спектаклях, а их репертуар заметно расширился. Появились военные, лирические, шуточные, бытовые и даже спортивные песни. Доверительная манера исполнения от первого лица, отсутствие фальши и официоза быстро завоевали сердца поклонников из всех слоёв общества. Каждый находил в песнях Высоцкого что-то своё, близкое – искромётный юмор или трагический надрыв, чистоту любовного чувства или философский подтекст.

-5

Однако отражение живой жизни в песнях Высоцкого быстро пришло в противоречие с идеологическими установками. В 1968 году в «Советской России», «Комсомольской правде» и других изданиях поэт с удивлением читал о себе: «Быстрее вируса гриппа распространяется эпидемия пошлых песен», «Высоцкий поёт от имени и во имя алкоголиков» и т.д. Аура полузапретности, возникшая вокруг имени поэта в конце 1960-х гг., отразилась, прежде всего, на его кинематографической карьере – многие режиссёры предпочитали не рисковать. Тем не менее, заметными стали роли в фильмах «Интервенция» Г.И. Полоки (1968), «Служили два товарища» Е.Е. Карелова (1968), «Хозяин тайги» В.А. Назарова (1968), «Плохой хороший человек» И.Е. Хейфица (1973), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» А.Н. Митты (1976) и «Место встречи изменить нельзя» С.С. Говорухина (1979). Последний фильм стал главной кинематографической удачей в биографии Владимира Высоцкого.

На сценических подмостках талант актёра раскрылся намного полнее. «Таганка» благодаря главному режиссёру Ю.В. Любимову вошла в число лучших театров страны. Высоцкий блистал в «Антимирах», «Жизни Галилея», «Пугачёве». В конце ноября 1971 года состоялась премьера «Гамлета», где он исполнил главную роль.

-6

И всё же, Высоцкого более всего ценили как исполнителя собственных песен. В 1970-х гг. его концерты вызывали невиданный ажиотаж. В основном площадки для выступления давали различные институты и дома культуры, а самих концертов набиралось до 50 в год. Двусмысленность положения Высоцкого – власти его не запрещали, но и не приветствовали – отразилась на дискографии. При жизни барда государственная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила лишь семь миньонов и одну полноразмерную пластинку. Главным источником распространения песен стали магнитофонные записи.

Расцвет поэтического творчества Высоцкого пришёлся на 1973–1980 гг., когда его стихи достигли широкого охвата и философского осмысления действительности. В поздней лирике поэта стали преобладать монологи и баллады, усилилась трагическая интонация. Во многом это связано с трудным периодом в жизни самого Владимира Семёновича. В последние годы жизни из-за сумасшедшего графика и «натянутых нервов» у него возникли алкогольная и наркотическая зависимости, приходилось даже ложиться в клинику.

🧑‍🧑‍🧒‍🧒Семья и личная жизнь Владимира Высоцкого

Высоцкий всегда был не обделён вниманием женщин, при этом трижды связывая себя узами официального брака. Первый раз он «лишил себя свободы», как шутил на свадьбе сам жених, 25 апреля 1960 года. Избранницей поэта стала Изольда Жукова. Романтическое увлечение студенткой театральной студии прошло достаточно быстро. Этому способствовала и кочевая жизнь молодой супруги: она редко бывала дома, уезжая на гастроли. Летом 1961 года на съёмках кинофильма «713-й просит посадки» Высоцкий увлёкся Людмилой Абрамовой, через четыре года ставшей его второй женой и матерью его детей – Аркадия (1962) и Никиты (1964).

-7

Большой любовью поэта стала третья супруга – знаменитая француженка Марина Влади (настоящая фамилия Полякова-Байдарова), происходившая из семьи русских эмигрантов. В конце 1950-х гг. актриса стала широко известна в СССР после проката фильма «Колдунья» и наряду с Софи Лорен и Бриджит Бардо заняла место одного из символов «заграничной» красоты. История отношений Высоцкого и Влади описана в книге мемуаров актрисы. Они познакомились в июле 1967 года во время Московского международного кинофестиваля. Высоцкий вдохновенно пел красавице и тут же признался ей в любви. В декабре 1970 года они поженились. Брак дал Высоцкому возможность часто бывать за рубежом, прежде всего в Париже. Марина Влади стала адресатом многих лирических шедевров поэта.

Смерть и похороны Владимира Высоцкого

Азартный, бескомпромиссный характер Владимира Высоцкого проявился и в его вредных привычках. Он не умел что-то делать наполовину, и поэтому, когда начинал пить, уходил в запой. Это сказывалось и на работе, и на отношениях с людьми, и на здоровье. На фоне алкогольной интоксикации развилась почечная недостаточность, начало давать сбои сердце. Попытки избавиться от зависимости с помощью стимуляторов лишь усугубили проблему. С 1975 года бард стал употреблять амфетамин, а вскоре морфий. В 1979 году Высоцкий пережил клиническую смерть. Он понимал, что нужно остановиться, но к тому времени здоровье оказалось расшатано окончательно. В итоге 25 июля 1980 года у него случился обширный инфаркт во сне, в результате которого наступила смерть.

-8

Прощание с поэтом проходило 28 июля в здании театра на Таганке, превратившись во впечатляющее проявление подлинной народной любви. Очередь из десятков тысяч людей, желающих проститься с Высоцким, растянулась на несколько километров. В Москве в те дни проходили Олимпийские игры, но кончина Высоцкого затмила всемирный праздник спорта. Похоронили Владимира Семёновича на Ваганьковском кладбище. В 1985 году над его могилой установили памятник по проекту скульптора А.И. Рукавишникова.

Значение творчества Владимира Высоцкого

В произведениях Высоцкого, как ни у одного другого из творцов-современников, отразился мир гражданина позднего СССР – со всеми его чаяниями, тревогами и надеждами. С помощью гитары и голоса поэт смог передать все грани существования простого человека – через профессию, увлечение, подвиг, но также через быт, повседневность и шутку. Его военные песни («Черные бушлаты», «Песня о погибшем друге», «Мы вращаем землю» и др.) стали данью великого уважения к павшим героям, а жанровые зарисовки («Диалог у телевизора», «Дорогая передача», «Товарищи учёные», «Милицейский протокол» и др.) – великолепными сатирическими документами эпохи.

Известные работы Владимира Высоцкого

Библиография произведений Высоцкого насчитывает, по разным оценкам, от 400 до 600 песен – в зависимости от текстологического подхода, порой трудно определить, что считать песней, а что экспромтом для театрального капустника или стихотворной пародией. Некоторые тексты имеют несколько вариантов, порой весьма отличных друг от друга.

-9

Творчество Высоцкого и сегодня привлекает миллионы слушателей. Если проанализировать данные всевозможных интернет-платформ, то к самым известным и любимым песням можно отнести следующие – «Кони привередливые», «Он не вернулся из боя», «Дом хрустальный», «Баллада о любви», «Охота на волков», «Я не люблю», «Песня о друге», «Большой Каретный», «На братских могилах», «Моя цыганская», «Банька по-белому» и другие.