Сразу оговорюсь, речь пойдет о Гжели, Императорском фарфоровом заводе и Жостово, а не о всех народных промыслах. Почему именно эти три? Все просто — они расположены в центре Москвы, сразу на одной улице, недалеко от станции метро Новокузнецкая.
В прошлой статье мы с вами прогулялись по центру Москвы.
ГЖЕЛЬ это вид русского народного искусства. Впервые народный промысел Гжель упоминается в 1339 году в духовной грамоте Ивана Калиты. Изначально, мастера расписывали разноцветными красками изготовленные предметы, но ситуация в корне изменилась в 1800 году, когда визитной карточкой Гжели стали роспись синей краской — кобальтом . Гжельские артели, мануфактуры, заводы стали производить фаянсовые изделия , в том числе и керамическую плитку применяя новые технологии. Но настоящий расцвет Гжель получила только после 1945 года, так как в конце 19 и начало 20 века все предприятия пришли в упадок, и данным видом искусства занимались лишь частные мастера, которые и не дали сгинуть промыслу в небытие. Мастера начали работу в добровольческом объедение, их работу отправляли на всесоюзные и зарубежные выставки.
На сегодняшний день существует несколько разных предприятий которые занимаются народным промыслом гжели, производя различные предметы: посуда, статуэтки, термостаканы, часы, женская бижутерия , керамическая плитка , сувениры, тематические предметы к праздникам и многое другое.
Ценовая политика данного предприятия Гжели поражает своей «доступностью». Например на выставке Ладья, которая проходила в декабре 2024 года чайную пару можно было взять за 450₽, а здесь чайный сервиз почти за 65000₽ рублей.
А теперь перейдем к плюсам. Современное производство гжели ориентировано на нынешние реалии.
Например термостакан, я думаю это очень круто — гуляешь с младенцем, а в подстаканнике коляски стоит термостакан с изображением народного промысла, и греешься как физически так и душевно. Причем стоит отметить, что изабражены не только народные промыслы, но и города Золотого кольца России. И опять можно подметить, что нынешние предприятия вернулись к цветной росписи. Честно говоря не могу сказать, что мне больше нравится бело-синяя роспись или цветная, но в любом случае сами по себе эти работы работы выглядят достойно и заслуживают уважения.
Сувенирная продукция в честь годовщины 80-летия Победы над фашисткой Германией, я бы хотела такую тарелку приобрести, оба моих прадеда участвовали в Великой Отечественной войне.
Керамическая плитка гжели прекрасно иллюстрирует как можно вписать народный промысел в современный интерьер, чтобы при этом не выглядеть как престарелый мамонт.
Сервировка стола также демонстрирует, как народный промысел органично вписывается в современные реалии.
Не забыли и женщинах, которые хотят быть красивыми: серьги и броши.
Адрес: Москва, метро Новокузнецкая, улица Пятницкая д.10/1
Императорский фарфоровый завод, далее ифз и лфз (Ленинградский фарфоровый завод) — основан в 1774 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, и является одним из самых старинных в России. Во время правления Екатерины Великой, завод стал именоваться императорским, и вскоре завоевал славу в Европе благодаря своим роскошным предметам сервизов. После социалистической революции ифз национализировали и переименовали в лфз — Ленинградский фарфоровый завод. ЛФ3 стал одним из советских лидеров производящих фарфоровую продукцию для населения, а также регулярно производил предметы для всесоюзных и зарубежных выставок. Одна из таких советских работ «вьюнок» лфз нынешний ифз выпускает и в наше время. Автор формы: Яковлева Серафима Евгеньевна
Автор росписи: Славина Нина Павловна
Эту зарубежную работу лфз как и другие, мы рассматривали в Чумадане👇
После развала СССР, ЛФЗ переименовали заново в ИФЗ.
ИФЗ демонстрирует различные «демократичные» цены на свою продукцию — например 235.100₽ на сервиз «Флора», форма Айседора.
ИФЗ демонстрирует приверженность старым формам и выдержкам росписи как советского так и имперского периода.
Так и новые современные решения
Адрес: Москва, метро Новокузнецкая, улица Пятницкая д.6/1
ЖОСТОВО история этого народного промысла началась 1825 году, когда в Подмосковной деревне Жостово , бывшие крепостные братья открыли мастерскую по производству и росписи изделий из папье-маше, портсигаров, металлических сухарниц и подносов, и через 5 лет только одни подносы в деле и остались.
После социалистической революции , мастера стали работать в добровольном объединении артели «Металлподнос». В 1960-х годах Жостовская роспись получила поистине народную любовь и популярность в СССР за русские мотивы в росписи.
Основной мотив это яркий букет цветов на темном фоне символизирующий благополучие. Однако, бывают светлые фоны или изображения православных храмов или животных, например кошка, петух, белочка.
В наше время, Жостово расширили ассортимент продукции с народным промыслом: Самовары, подстаканники, елочные шары, зонты, пазлы, журнальные столики, столы для детей дошкольного возраста, часы, лошадки-качалки, кепки, шапки, стеклянная посуда, ну и конечно подносы.
Ценовая политика разная, за журнальный стол просят 5000₽, а за елочную игрушку 18000₽.
Адрес: Москва, метро Новокузнецкая, улица Пятницкая д.5
На этом я заканчиваю свою статью
Мирного неба над головой 🙏🇷🇺