Найти в Дзене

Иван Грозный в феврале. К 495-летию со Дня рождения. 27 февраля 1549 года прошел первый Земский собор («Примирительный»).

В «Продолжении «Хронографа редакции 1512 года» говорится: Т[ого] же месяца февраля, в 27 день, царь и ве[ли]кий князь Иван Васильевичь всея Р[уси] в своих царьских полатах перед отцем своим Макарьем митрополитом и передо всем освященным собором говорил бояром своим князю Дмитрею Феодоровичю Бельскому, князю Юрью Михайловичу Булгакову, князю Фео[дору] Андреевичу Булгакову, князю [Пе]тру Михайловичю Щеняте[ву], князю Дмитрею Феодоровичю [Палец]кому, Василию Дмитреевичю [Ше]ину, князю Данилу Дмитрее[вичю] Пронскому, князю Александру Бо[ри]совичю Горбатому и иным своим бояром, и околничим и двор[ецким] и казначеем, что до его царьского возраста от них и от их людей [д]етем боярским и христьяном [ч]инилися силы и продажи и обиды великие в землях и в холопех и в ыных во многих делех, и они бы вперед так не чинили, детем бы боярьским и христьяном от них и от их людей силы и продажи и обиды во всяких делех не было никоторые, а хто вперед кому учинит силу или продажу и обиду, и тем от ца[ря] и
Лебедев К.В. Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью
Лебедев К.В. Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью

В «Продолжении «Хронографа редакции 1512 года» говорится: Т[ого] же месяца февраля, в 27 день, царь и ве[ли]кий князь Иван Васильевичь всея Р[уси] в своих царьских полатах перед отцем своим Макарьем митрополитом и передо всем освященным собором говорил бояром своим князю Дмитрею Феодоровичю Бельскому, князю Юрью Михайловичу Булгакову, князю Фео[дору] Андреевичу Булгакову, князю [Пе]тру Михайловичю Щеняте[ву], князю Дмитрею Феодоровичю [Палец]кому, Василию Дмитреевичю [Ше]ину, князю Данилу Дмитрее[вичю] Пронскому, князю Александру Бо[ри]совичю Горбатому и иным своим бояром, и околничим и двор[ецким] и казначеем, что до его царьского возраста от них и от их людей [д]етем боярским и христьяном [ч]инилися силы и продажи и обиды великие в землях и в холопех и в ыных во многих делех, и они бы вперед так не чинили, детем бы боярьским и христьяном от них и от их людей силы и продажи и обиды во всяких делех не было никоторые, а хто вперед кому учинит силу или продажу и обиду, и тем от ца[ря] и великого князя быти в опале и в ка[зни]. И бояре все били челом государю [цар]ю и великому князю, чтобы государь [их] в том пожаловал, сердца на них [не дер]ьжал и опалы им не учинил [ни]которые, а они хотят служити [ему] государю царю и великому князю, и до[бра х]отети ему и его людем во всем вправду, безо всякия хитрости п[о то]му же, как служили и добра хотели [го]сподарю своему, отцу его, велик[ому князю] Василию Ивановичю всея Руси..., и деду его, великому князю Ивану Васи[ль]евичю всея Руси.

А которые будут дети боярьские и христьяне на них и на их людец учнут бити челом о каких делех ни буди, государь бы их пожаловал, давал им и их людем с теми детми боярьскими и со христьяны суд. И царь и великий князь Иван Васильевичь всея Руси пе[ред] отцом свои[м] Макарьем митрополитом и пе[ред] всем освященным собором бо[яр] своих всех пожаловал с ве[ликим] благочестием и усердием, нака[зав] их, умилне говорил им: «по [се вре]мя сердца на вас в тех делех н[е дер]жу и опалы на вас ни на кого [не] [поло]жу, а вы бе вперед так не чинили». [Да] и воеводам и княжатам и боярь[ски]м детем и дворяном болшим [т]о же говорил; и пожаловал их наказал всех с благочестием умилне. Того же месяца февраля в 29 [Так в тексте.] день, царь и великий князь Иван со отцем своим Макарьем митрополитом и з бояры уложил, что во всех городех Московьские земли наместником детей боярьских не судити [н]и в чем, опричь душегубства и тать[бы] и розбоя с поличным; да и грамо[ты с]вои жаловальные о том во все городы детем боярьским послал. [Тое ж]е зимы, февраля в 30 день

Комментируя это событие, А.А. Зимин, А.Л. Хорошкевич пишут: «27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовали Боярская дума в полном составе, Освященный Собор во главе с митрополитом Макарием, дворецкие и казначеи, воеводы, дети боярские и московские дворяне (государев двор). Фактически это был первый Земский собор. Иван IV выступил с широкой программой консолидации господствующего класса и проведения внутренних реформ. Царь торжественно объявил, что намерен положить конец бесправию, «продажам (штрафам. — Авт.) и обидам великим в землях и в холопех», которые «до его царьского возраста» «чинились» от бояр и дворцовых чинов «детем боярским и всем христьянам». Царь то обвинял бояр, то грозил им опалами; они в ответ каялись и били челом, чтобы он «опалы им не учинил никоторые», но настаивали на том, чтобы все жалобы местного населения рассматривались царским судом. «Умильные» ответы царя свидетельствуют о том, что главным вопросом политической жизни были отношения правящей верхушки общества — боярства с уездным дворянством и «христианством», под которыми имелось в виду тяглое население города и деревни — крестьяне и посадские люди, не участвовавшие в заседаниях собора. Но борьба народных масс за свои права обусловила позицию царя, который вынужден был упомянуть о них наравне с детьми боярскими.

Созыв собора 1549 г., получившего в литературе название «собора примирения», свидетельствовал о создании центрального сословно-представительного учреждения, о превращении Русского государства в сословно-представительную монархию. При всем различии прав сословий, их взаимоотношений с верховной светской властью создание института сословного представительства в форме Земского собора, именуемого иностранцами на свой манер то сеймом, то риксдагом, то ландтагом, роднило, как подчеркнул Л. В. Черепнин, Российское государство со всеми иными европейскими сословно-представительными монархиями (Францией, Англией, Испанией, Швецией, Речью Посполитой и т.д.).

Земский собор был (по мысли Н. И. Павленко) тем органом, который позволил верховной власти лавировать между дворянством и боярством. Он ограничил права крупных феодалов, расширив права дворянства. 28 февраля был принят приговор, согласно которому в ведении наместников остался суд над детьми боярскими только по самым главным уголовным преступлениям (убийству, краже и разбою с поличным). По всем остальным вопросам дети боярские освобождались от суда наместников. Этим временем можно датировать начало оформления сословных привилегий дворянства.

Значение «собора примирения» не исчерпывается приговором о прерогативах наместничьего суда. Была выдвинута широкая программа реформ управления, таможенной и земельной политики, в согласии с нею был составлен Судебник, проведены земская и другие реформы».

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.