Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

В РЖД настаивают, что ВСМ построят вовремя. Осталось три года

Оглавление

Глава РЖД Олег Белозеров сообщил, что создание поезда для ВСМ идет по плану, а вице-премьер Виталий Савельев пообещал сертификацию поезда к 2027-2028 гг. При этом производитель поездов компания «Уральские локомотивы» еще недавно заявляла, что только к концу 2026 года построит здание для производства поездов, а саму линию еще даже не начали прокладывать.

«Сегодня мы констатировали, что график – очень напряженный – выполняется вовремя. Срывов и рисков по исполнению графика по поезду нет», – цитирует ТАСС главу РЖД Олега Белозерова.

По его словам, в настоящее время ведутся дискуссии по уточнению некоторых параметров поезда. Конструкторские решения, разработанные российскими инженерами для поездов ВСМ, – это новый шаг в инженерном искусстве России, отметил Белозеров. В то же время, следующие российские высокоскоростные поезда будут еще более высокого качества.

Вице-премьер Виталий Савельев, в свою очередь, подтвердил сроки.

«Ввод скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург состоится в 2028 году, первые поезда мы должны будем получить и сертифицировать, первые два поезда – это 2027 год и начало 2028 года. И дальше мы уже должны выходить на режим работы ВСМ», – сказал он.

Фото: РЖД с завода «Уральские локомотивы»
Фото: РЖД с завода «Уральские локомотивы»

Начали оценку квартир

Тем временем, на днях в Петербурге стало известно, что к жителям домов, попавших в зону сноса ради строительства ВСМ, начали проходить оценщики жилья, пишет «Фонтанка».

Одна из петербурженок рассказала изданию, что к ней уже приходили представители аккредитованной компании смотреть квартиру. Кроме того, с ней связывался Росжелдор.

«Как обухом по голове. Могли бы устроить собрание, пояснить, и ответить на наши вопросы. <…> Люди просят собрание — это надо совсем пожилым людям, бабушкам, которые одинокие. Для них это очень сложно пережить», – говорит собеседница издания.

-3

«Несколько домов Фарфоровского поста попали в контур «достопримечательного места», то есть их нельзя сносить, но можно двигать. Другие не защищены от демонтажа. Кроме того, под снос пойдут еще два дома — на Днепропетровской и в Транспортном переулке», – отмечает «Фонтанка».

Свое название квартал Фарфоровского поста берет от Императорского фарфорового завода, который был основан здесь в 1744 году. Со временем вокруг завода возникло поселение – Фарфоровская слобода. В 1851 году через эту местность была проложена Николаевская железная дорога. А в 1892 году на ней открылась железнодорожная станция Фарфоровский пост, позже переименованная в Фарфоровскую.

Что делать с «Сапсаном»

ВСМ еще не построили, а в Минтрансе уже рассуждают, куда в будущем деть «Сапсаны».

«Поезда "Сапсан" могут быть использованы на направлениях Нижнего Новгорода, Воронежа, Белгорода и других», – сказал не так давно министр транспорта Роман Старовойт.

-4

На сегодняшний день в парке РЖД числятся 20 поездов «Сапсан» производства немецкой компании Siemens. Из них 16 поездов предназначены для работы исключительно на линиях с постоянным током, а лишь 4 состава являются двухсистемными и могут эксплуатироваться как на линиях с постоянным, так и с переменным током.

Это обстоятельство делает использование большинства «Сапсанов» невозможным на направлениях, упомянутых министром. Дело в том, что линии до Воронежа и Нижнего Новгорода электрифицированы частично постоянным, но по большей части переменным током, который несовместим с техническими характеристиками подавляющего числа этих поездов.

Российская железнодорожная сеть разделена на участки, работающие на постоянном и переменном токе. Различия обусловлены техническими решениями, принятыми при электрификации.

Например, в центральной части России и на линии Москва – Санкт-Петербург используется постоянный ток, а в регионах на юге и востоке – переменный.

В парке РЖД есть четыре двухсистемных «Сапсана», которые работали на маршрутах Москва – Нижний Новгород и Петербург – Нижний Новгород. Их теоретически можно использовать на маршрутах до Воронежа и Нижнего Новгорода. Однако их количества явно недостаточно для полноценного обслуживания нескольких направлений.

Линия на Белгород электрифицирована постоянным током. Но нужно ли этому направлению 16 скоростных поездов?

Модернизация поездов с целью установки оборудования для работы на переменном токе – вариант, который позволит расширить возможности их использования. Однако это может быть нерешаемой задачей с учетом разрыва отношений с производителем.

Что не так с «Финистом»?

Наблюдателей больше всего настораживает, что единственный пока поезд, созданный «Уральскими локомотивами» самостоятельно – это «Финист», импортозамещенная «Ласточка». И с ним есть проблемы.

-5

Электропоезда «Финист» начали поступать на сеть РЖД в конце 2023 года. Прошлой зимой поезда столкнулись с трудностями эксплуатации. К лету в РЖД заявили, что проблемы были решены. Однако этой зимой электрички вдруг начали ходить... с электровозами.

-6

В соцсетях это объясняли так:

«Попадает снег в двигатель, тает и застывает, из-за этого двигатель не может вращаться. <…> Ну, не тянут Финисты у нас в горах! Вторую зиму проблемы, хотя и летом тоже вставали на перегонах у нас и не раз! С Ласточками таких казусов не припомню», – пишет Владислав на сайте фотогалереи «Паровоз».

В РЖД поспешили заявить, что эксплуатацию «Финистов» с электровозами планируется завершить во 2 квартале 2025 года.

Перевозчик сообщил, что эксплуатация некоторых электропоездов вместе с электровозом осуществляется в рамках мероприятий по проверке корректности работы оборудования «Финистов».

«Для проверки корректной работы оборудования электропоезда ЭС104 некоторые составы на межрегиональных маршрутах эксплуатируются с электровозами. Эксплуатацию с локомотивом планируется завершить во 2 квартале 2025 года – по завершению выполнения заводом-изготовителем всех мероприятий, направленных на повышение надежности составов», – рассказали в РЖД.