Найти в Дзене
Auto People

Mazda приобретает премиальный статус и увеличивает объемы продаж: что это значит для MX-5 Miata?

Оглавление

Mazda переживает эпоху перемен. В 2024 году японский бренд показал рекордный рост продаж, укрепив свои позиции на рынке благодаря стратегическому продвижению в премиальный сегмент. Но как эти амбиции отражаются на культовом спортивном автомобиле Mazda MX-5 Miata, который десятилетиями остается символом доступного удовольствия от вождения? Давайте разберемся, что значит «премиум» для Mazda, как это влияет на Miata и что ждет легендарный родстер в будущем.

Оригинальный дизайн – MX-5 можно узнать даже по деталям экстерьера, без поясняющих шильдиков
Оригинальный дизайн – MX-5 можно узнать даже по деталям экстерьера, без поясняющих шильдиков

Премиум, но не роскошь: философия Mazda

Рынок автомобилей класса люкс переживает настоящий бум. За последние пять лет такие бренды, как Bentley, Ferrari, Lamborghini и Rolls-Royce, зафиксировали рекордные продажи. Даже «доступные» люксовые марки, такие как Genesis или Lexus, расширяют свое влияние, выходя за рамки автопрома – в моду, элитную недвижимость и lifestyle-продукты. Роскошь продается, и Mazda это заметила еще три года назад, объявив о намерении стать «традиционным массовым брендом премиум-класса».

Оснащение места водителя в актуальной версии Mazda MX-5 Miata
Оснащение места водителя в актуальной версии Mazda MX-5 Miata

Но что именно означает «премиум» для Mazda? Джон Леверетт, менеджер проекта Mazda по стратегическому планированию и интеграции, объясняет: «Мы не отказываемся от массового сегмента, но хотим расширить наши возможности в топовом сегменте, особенно с моделями CX-70 и CX-90. «Премиум» для нас – это не про роскошь в традиционном смысле. Это про ценность автомобиля, про то, что он дает владельцу. У нас хорошая цена – не самая низкая, но и не самая высокая. Однако то, что мы вкладываем в машину, того стоит».

Mazda CX-70
Mazda CX-70

Иными словами, Mazda не стремится конкурировать с Porsche или Mercedes-Benz в сегменте ультра-роскоши. Вместо этого бренд делает ставку на уникальность, качество и ценность. Внедорожники CX-70 и CX-90 – яркие примеры этой философии. Полностью укомплектованный CX-70 Turbo S Premium Plus, например, может соперничать с BMW X5 среднего уровня, предлагая премиальные материалы, продуманный дизайн и конкурентоспособную цену.

В качестве справки приведем основные параметры Mazda CX-70 (на рынке США, «мягкий» гибрид):

  • Габариты – 5121х2156х1754 мм;
  • Колесная база – 3119 мм;
  • Трансмиссия – 8-ступенчатый «автомат»;
  • Привод – полный;
  • Клиренс – 206 мм;
  • Двигатель – R6, 3283 см куб., 340 л.с., 500 Н*м;
  • Электромотор – 13 кВт, 153 Н*м;
  • Расход бензина в городском режиме на 100 км пробега – 10,2 л;
  • Цена – от 40 445 долларов или около 3,48 млн руб. по курсу на дату подготовки обзора.
Интерьер Mazda CX-70
Интерьер Mazda CX-70

Рекордный рост Mazda: успех внедорожников и спад продаж Miata

Стратегия Mazda уже приносит плоды. В 2024 году бренд продал рекордные 424 382 автомобиля, что на 16,8% больше, чем в 2023-м. Локомотивом роста стал CX-5, а старт 2025 года оказался еще более впечатляющим: в январе Mazda реализовала более 33 000 автомобилей, что стало лучшим результатом за всю историю бренда.

Mazda CX-5
Mazda CX-5

Однако не все модели Mazda разделяют этот успех. Продажи MX-5 Miata в 2024 году упали на 9,7% – всего 8 103 проданных автомобиля. Для сравнения, Subaru BRZ и Toyota GR86 также не показали значительного роста, но это неудивительно: спортивные автомобили – нишевый сегмент, где продажи не всегда отражают успех модели. Miata остается культовой, но вопрос в другом: как она вписывается в новую, более премиальную стратегию Mazda?

Исходные условия для Miata: в мире уже достаточно «премиума»?

Автопроизводители класса люкс не славятся доступными спортивными автомобилями. BMW Z4 стоит от $55 000 в США (и дороже с механической коробкой передач), Porsche 718 Boxster и Cayman начинаются от $76 000, а базовый Mercedes-Benz SL обойдется в $113 000. В этом контексте Miata с ценником около $30 000 выглядит аномалией. Но Mazda не пытается играть по правилам немцев.

Mazda MX-5 Miata (ND) – 3915 х 1735 х 1235 мм
Mazda MX-5 Miata (ND) – 3915 х 1735 х 1235 мм

«Мы по-прежнему считаем MX-5 ореолом бренда, – говорит Леверетт. – Это интересно, потому что Miata не самая дорогая модель в нашей линейке, как это обычно бывает у других производителей. Но несмотря на ценник, мы считаем MX-5 премиальной из-за уникальности продукта. Все в этом автомобиле – от качества сборки до ощущений от вождения – уже премиальное. Опыт вождения настолько уникален, что конкурентов у Miata почти нет».

С двигателем 2.0 (184 л.с.) и МКПП Mazda MX-5 разгоняется до «сотни» за 6,8 секунды
С двигателем 2.0 (184 л.с.) и МКПП Mazda MX-5 разгоняется до «сотни» за 6,8 секунды

Действительно, Miata ND (четвертое поколение, дебютировавшее в 2015 году) остается верной своей философии: легкий вес, задний привод, идеальный баланс и доступность. За последние годы модель получила обновленный двигатель (в 2019-м) и небольшие визуальные изменения (в 2023-м). Но ей уже почти 10 лет, и это долгий срок для любого автомобиля. Mazda пока молчит о деталях следующего поколения, но слухи и концепты дают пищу для размышлений.

Атмосферник Миаты
Атмосферник Миаты

Iconic SP: намек на будущее Miata или новый флагман?

В 2023 году Mazda представила концепт Iconic SP, который многие восприняли как предвестник следующей Miata. Этот автомобиль с элегантными линиями, высококлассным интерьером и 365-сильной роторной гибридной силовой установкой выглядит как шаг в премиальный сегмент.

Концепт Mazda Iconic SP
Концепт Mazda Iconic SP

Однако Iconic SP крупнее и тяжелее текущей Miata: на 254 мм длиннее, на 102 мм шире и на 386 кг тяжелее. Дизайнер Масаси Накаяма отметил, что концепт «можно легко уменьшить до пропорций Miata», а руководители Mazda в Японии подтвердили, что Iconic SP «разработан с реальным намерением стать серийной моделью в будущем».

Тщательная проработка деталей свидетельствует о скором старте производства серийной модели
Тщательная проработка деталей свидетельствует о скором старте производства серийной модели

Но что это значит для Miata? Возможно, Iconic SP – это не замена MX-5, а новый спортивный автомобиль выше по классу. Леверетт подтверждает: «Мы всегда мечтали о втором спортивном автомобиле в линейке. Исторически у Mazda было несколько спортивных моделей, и это наши корни. Идеальное состояние – иметь спортивный автомобиль более высокого класса, возможно, выше MX-5. Но пока мы сосредоточены на росте продаж внедорожников, чтобы позволить себе такой проект».

Электрификация и роторные двигатели: что ждет Miata?

Mazda не скрывает, что будущее спортивных автомобилей связано с электрификацией. Генеральный директор Масахиро Моро заявил в прошлом году: «Родстер – икона бренда Mazda, а роторный электромобиль – концепция будущей культовой модели». Iconic SP с роторной гибридной трансмиссией – намек на то, что следующая Miata может стать частично электрической. Однако пока официальных подтверждений нет.

Интерьер концепта
Интерьер концепта

Согласно данным с сайта Car and Driver, Mazda активно инвестирует в разработку гибридных и электрических технологий, но при этом стремится сохранить «душу» своих автомобилей. Для Miata это означает, что электрификация не должна убить ее характер: легкость, маневренность и удовольствие от вождения. Возможно, мы увидим гибридную Miata с небольшим электродвигателем для увеличения мощности, но без значительного роста веса.

Miata в будущем: эволюция или революция?

Mazda уверена, что спортивные автомобили, особенно родстеры, остаются неотъемлемой частью ее ДНК. Miata никуда не денется, но через 10 лет она, скорее всего, изменится. Электрификация, премиальные материалы и, возможно, более высокая цена – это неизбежные шаги в контексте новой стратегии бренда. Однако Mazda не хочет терять ядро своей аудитории – энтузиастов, которые ценят MX-5 за доступность и простоту.

Концепт демонстрировали рядом с легендарной Mazda MX-5 (1990)
Концепт демонстрировали рядом с легендарной Mazda MX-5 (1990)

Согласно Automotive News, Mazda планирует сохранить баланс между массовым и премиальным сегментами, чтобы не отпугнуть лояльных клиентов. Это значит, что следующая Miata, скорее всего, останется относительно доступной, но получит больше премиальных опций: улучшенные материалы салона, современные технологии и, возможно, гибридную трансмиссию.

Итог: Miata останется собой, но станет чуть «премиальнее»

Mazda движется в более престижный сегмент рынка, но не теряет своей идентичности. Miata уже сейчас соответствует философии «премиум» благодаря уникальному опыту вождения и качеству сборки. В будущем она, вероятно, станет технологичнее и дороже, но Mazda сделает все, чтобы сохранить ее характер. Iconic SP может стать новым флагманом, но MX-5 останется иконой бренда.

Для поклонников Miata это хорошие новости: легендарный родстер никуда не денется
Для поклонников Miata это хорошие новости: легендарный родстер никуда не денется

Но эволюция неизбежна, и нам остается ждать, как Mazda сбалансирует традиции и инновации. Одно можно сказать точно: Miata продолжит дарить радость от вождения, даже если станет чуть «премиальнее».

А что вы думаете о направлении развития японского бренда, обозначенного его руководителями? Сообщите свое мнение в комментариях.