Найти в Дзене

Путем призраков

Верить или не верить в неприкаянные души, которые не нашли покоя и бродят по земле – дело сугубо каждого. Но отрицать наличие потусторонней силы, выглядывающей из темных углов на свет божий, думается, вряд ли кто осмелится. Как не крути, но даже в столь продвинутое время в нас всё еще живет первобытное суеверие. Тропа смерти на Хамар-Дабане прямое тому подтверждение. Многочисленные свидетельства очевидцев, а также проводимые парапсихологами исследования доказывают, что привидения – это, возможно, не плод воображения и не обычные галлюцинации. Они действительно существуют. Неприкаянными бесплотными духами чаще всего становятся самоубийцы, убитые злодеи, а также погибшие грешники разных мастей, над могилами которых вольно или невольно было совершено надругательство. Есть и такие, которые вовсе не имеют нормального пристанища для своих бренных останков. Эта, окутанная тайнами история, как раз о таких несчастных. Тропа смерти Существует множество рассказов о бесчисленных дорогах войны, где

Верить или не верить в неприкаянные души, которые не нашли покоя и бродят по земле – дело сугубо каждого. Но отрицать наличие потусторонней силы, выглядывающей из темных углов на свет божий, думается, вряд ли кто осмелится.

Как не крути, но даже в столь продвинутое время в нас всё еще живет первобытное суеверие. Тропа смерти на Хамар-Дабане прямое тому подтверждение.

Многочисленные свидетельства очевидцев, а также проводимые парапсихологами исследования доказывают, что привидения – это, возможно, не плод воображения и не обычные галлюцинации. Они действительно существуют. Неприкаянными бесплотными духами чаще всего становятся самоубийцы, убитые злодеи, а также погибшие грешники разных мастей, над могилами которых вольно или невольно было совершено надругательство. Есть и такие, которые вовсе не имеют нормального пристанища для своих бренных останков. Эта, окутанная тайнами история, как раз о таких несчастных.

Тропа смерти

Существует множество рассказов о бесчисленных дорогах войны, где по обочинам умирали люди. Их тела, едва присыпав землей, а в некоторых случаях и вовсе бросив, оставались на попечение матушки-природы. А как известно, где непогребенные тела, погибших в муках людей, там и привидения.

На границе Бурятии с Иркутской областью есть хребет Хамар-Дабан. Жителям Бурятии он хорошо знаком, как одно из сакральных мест, где природа преподнесла человеку лучшие свои дары. Славятся эти места и своими аномалиями.

Одна из них – тропа через хребет к городу Байкальск (по всей видимости речь идет о тропе с выходом на Игумновскую дорогу. Она шла через Култук берегом Байкала до устья реки Хара-Мурин и оттуда на юг через горные хребты, где потом выходила па старую Хамар-Дабанскую дорогу - см. схему). У местных жителей она пользуется дурной славой — ее называют тропой смерти, или тропой Чингисхана.

(Во время гражданской войны ни какого Байкальска, разумеется не было. Байкальск основан в 1961 году как посёлок строителей Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.)

Дела давно минувших дней

Во время гражданской войны, в январе 1920 года, через Байкал на Мысовск, отступали остатки разгромленного корпуса генерала Владимира Каппеля. По некоторым сведениям в переходе участвовало от 30 до 35 тысяч человек.

Сибирская зима сурова, еще суровей она в горах. Многие из отрядов армии погибли прямо на льду Байкала, а затем и в горах от голода и обморожения. Ко всему среди утомленных военных буйствовал тиф. Тела умерших никто не хоронил. Живые мало отличались от мертвых, и бездыханные тела бросали тут же вдоль тропы. Пропитанная смертью и болью, тропа и сегодня напоминает о страшных людских безумствах. Души погибших солдат нет-нет, да являются взору туристов.

Наедине со страхом

- В этот поход мы собирались всю весну, - рассказал мне мой приятель, турист со стажем и путешественник Игорь Захаров.

- Я уже облазил весь Хамар-Дабан, и когда узнал про эту тропу, непременно решил побывать там. Группа небольшая, всего из шести человек, поэтому двигались мы быстро, к тому же располагала погода. Только вот не ладилось почему-то ничего. То горелка газовая переставала работать, то фонари разом все отказали. Это уже потом, дома я сопоставил все наши несчастья с аномалией этой тропы.

- Все началось на четвертую ночь. Так вышло, что часть группы (4 человека) ушли с ночевки раньше, а мы с моей девушкой отстали. Я иду впереди, она за мной. Вроде всё, как всегда, но никак не покидает чувство тревоги. Да и по сторонам, то тут что-то шепнет, то в другой стороне вроде как стон послышится. В общем весь день нас сопровождали темные силы и проклятые души. Что самое странное, учитывая то, что шли мы довольно быстро, догнать основную группу мы не могли. К вечеру, местность заволокло туманом.

Я принял решение, останавливаться на ночлег. Эта была самая жуткая ночь в моей жизни. Сначала звуки с нарастающей силой как будто проникали внутрь. Снаружи палатки слышались стоны, крики, даже как будто выстрелы. Потом появились тени. Темными пятнами они проплывали по стенкам палатки. Мы с подругой прижались друг к другу. Когда палатка стала шевелиться всё сильнее и сильнее, моя подруга не вытерпела и истошно закричала. После этого всё стихло, но спать мы так и не смогли. На удивление группу свою мы встретили в 300 метрах дальше. Ничего необычного они, к сожалению или к счастью, не слышали.

Останавливающиеся здесь туристы нередко видят возле палаток какие-то тени. Местные говорят, это призраки погибших и незахороненных солдат Каппеля. Иногда люди находят в окрестностях тропы воинское оружие и ордена. Но тех, кто подбирает их и уносит с собой, начинают преследовать несчастья

Пояснение

Для отхода на юг отряды белой армии использовали все возможные пути, в том числе был и Удунгинский тракт: Тракт начинался от станции Мысовой, шел правым берегом реки одноименного названия, где в верховьях была построена первая почтовая станция — Уляты. Следующий переход — до станции Гуджирка — был знаменателен тем, что в районе зимовий Дунаева и Федорова тракт раздваивался и вскоре вновь. Сходился, делая огромное кольцо.

Третья станция именовалась. Удунга, путь к которой пролегал левым берегом реки Хасурты и выходил к верховьям реки Удунги. Далее левым же берегом этой реки тракт выходил из гольцов Хамар-Дабана в долину реки Темник, где на правом берегу находилась крупная станция одноименного названия.

От последней дорога шла Боргойской степью через постоялый двор к берегу реки Иро. От станции Новоборгойской до станции Джида путь пролегал через улусы бурят. Затем дорога вела правым берегом реки Джиды на село Зарубино, пересекала Селенгу и шла правым берегом вплоть до Усть-Кяхты и далее в Троицкосавск и Кяхту. Многие участки этой дороги исправно служат и в наше время.

Что касается легенды о «последнем» отряде Каппеля, не сумевшем пробиться к Верхнеудинску, и поэтому решившем отступать по горнотаежному бездорожью Хамар-Дабана, то измученные, все 350 человек погибли на Удунгинской дороге, где до сих пор находят проржавевшее оружие и белогвардейские ордена с истлевшими лентами. И будто там же по ночам бродят духи незахороненных бойцов, не нашедшие покоя. По мнению краеведа Игоря Шумакова, каппелевцы шли с Гусиного озера к Байкалу, хотя на самом деле все происходило наоборот.

Алексей Анин Новости РБ "8 от 15 марта 2014 года