Найти в Дзене
Из личного опыта

И ранней порой мелькнëт за кормой...

Морской порт Усть-Луга появился на северо-западе нашей страны в связи с потребностью в расширении портовых мощностей на Балтике и в ответ на недружественные действия прибалтийских государств, на чьей территории после развала Советского Союза оказались большинство крупных некогда советских портов на Балтийском море. Через порт Усть-Луга мне довелось отправляться семь лет назад по действующей паромной линии Усть-Луга - Балтийск, фактически соединяющей Калининградскую область с остальной Россией. В 2018 году по данному маршруту курсировали три теплохода соответствующего класса: "Петербург", "Балтийск" и "Амбал". Мне предстояло путешествие на пароме "Петербург" построенным в далëком 1985 году и на тот момент являющийся самым большим в мире судном подобного класса. У этого теплохода была своя история, за свою жизнь он успел походить под флагами ГДР и Либерии, пока в 2011 году на его флагштоке не поднялся российский триколор. После присоединения Крыма к России в 2014 году паром "Петербург"

Вид с борта парома "Петербург" на покрытое льдинами море.
Вид с борта парома "Петербург" на покрытое льдинами море.

Морской порт Усть-Луга появился на северо-западе нашей страны в связи с потребностью в расширении портовых мощностей на Балтике и в ответ на недружественные действия прибалтийских государств, на чьей территории после развала Советского Союза оказались большинство крупных некогда советских портов на Балтийском море. Через порт Усть-Луга мне довелось отправляться семь лет назад по действующей паромной линии Усть-Луга - Балтийск, фактически соединяющей Калининградскую область с остальной Россией.

В 2018 году по данному маршруту курсировали три теплохода соответствующего класса: "Петербург", "Балтийск" и "Амбал". Мне предстояло путешествие на пароме "Петербург" построенным в далëком 1985 году и на тот момент являющийся самым большим в мире судном подобного класса. У этого теплохода была своя история, за свою жизнь он успел походить под флагами ГДР и Либерии, пока в 2011 году на его флагштоке не поднялся российский триколор. После присоединения Крыма к России в 2014 году паром "Петербург" курсировал на линии Новороссийск - Севастополь соединяя вернувшийся в родную гавань полуостров с материковой Россией.

Поскольку Усть-Луга это грузовой порт, варианты доставки туда пассажиров не были предусмотрены от слова совсем. Даже автомобильно-железнодорожная паромная линия предназначена в первую очередь для транспортировки техники и грузов, а пассажирские каюты предусмотрены для водителей перемещаемых на пароме транспортных средств и лиц сопровождающих грузы. Однако и безлошадных пассажиров на борт тоже брали.

От Санкт-Петербурга до Усть-Луги пришлось добираться на перекладных. Сначала до Кингисеппа на междугороднем автобусе отправляющемся от автовокзала на Обводном канале, а в Кингисеппе уже вызывать такси чтобы преодолеть ещë 50 км отделяющих этот город от морского порта. По прибытию в порт проходишь КПП транспортной безопасности и потом уже с сопровождением следуешь в офис морского перевозчика. Кроме меня обычных (не сопровождающих технику) пассажиров было всего два. И если быть точнее то подобное определение к ним не очень-то подходило, поскольку это были как раз водители-дальнобойщики которые переправляли морским путëм свой большегрузный автомобиль. Но их автопоезд отодвинули в очереди в связи с погрузкой на "Петербург" техники войск Росгвардии. Военные заказы являются первоочередными к исполнению и мужики отнеслись к этому с пониманием. В итоге их грузовик был перераспределëн на отправку следующим паромом "Балтийск", а дальнобойщикам дабы не терять время в ожидании было предложено отправиться домой пассажирами на борту "Петербурга" чтобы потом встретить свою фуру на месте по факту еë прибытия.

До причала паромного терминала нас довезли на легковом автомобиле после чего мы поднялись на борт теплохода "Петербург". С размещением мне в тот раз повезло, оплатив себе место в трëхместной каюте я фактически получил в своë распоряжение целую каюту оборудованную душевой кабиной и санузлом, поскольку ко мне так никого и не подселили. Погрузка техники на борт заняла более суток. На нижнюю палубу загнали целый железнодорожный состав из нескольких десятков вагонов и несколько единиц спецтехники: трактора, асфальтоукладчики. На второй палубе были размещены несколько десятков автомобилей, по большей части тяжëлой техники, и полуприцепов. Преобладали фуры дальнобойщиков, грузовая и специальная техника, были также и легковые автомобили с хозяевами на борту, ну и упомянутая выше военная техника: бронеавтомобили "Тигр", военные грузовики, топливозаправщики.

Подъëм техники по аппарели.
Подъëм техники по аппарели.
Броневик Росгвардии затерявшийся среди большегрузов.
Броневик Росгвардии затерявшийся среди большегрузов.

И вот ранним утром якорь был поднят и паром "Петербург" медленно отошëл от берега и направился в сторону открытого моря. В окнах кают-компании замелькали проплывающие мимо контейнерный, угольный, наливной и прочие терминалы морского порта, очертания портальных кранов, судов с флагами разных стран: рудовозы, лесовозы, контейнеровозы, сухогрузы и танкеры. В апреле месяцы воды Финского залива ещë скованы льдами, но это не препятствие для больших океанских теплоходов. В акватории порта целого льда практически нет, так как курсирующие по своим делам буксиры постоянно расталкивают плавающий лëд по водной поверхности кроша его в мелкие обломки. Дальше поверхность Лужской губы уже полностью затянута льдом кроме пробитого крепкими корпусами теплоходов фарватера морских судов.

На льду то там то здесь мелькают фигуры рыбаков. При этом бесстрашных любителей зимней рыбалки не пугает даже близость проходящих совсем рядом с ними исполинских корпусов океанских судов. Со слов матросов из команды парома этих рыбаков практически каждый год уносит на оторвавшейся льдине в открытое море. Другое дело что за редким исключением их почти всегда удаëтся спасти. Как никак скорость и направление ветра и морских течений известны и район поиска определяется довольно быстро. И после спасения рыбаков с оторвавшейся льдины с них всегда взыскивают через суд все расходы потраченные на спасательную операцию. Но тем не менее любителей зимней рыбной ловли из года в год меньше не становится.

Рыбаки на льдине прямо у самого фарватера морских судов.
Рыбаки на льдине прямо у самого фарватера морских судов.

Покинув Лужскую губу теплоход продолжает свой путь разрезая лëд как нож плавленный сыр. После выхода в открытое море к нашему борту подошëл лоцманский катер который забрал участвующего в выводе из порта нашего парома лоцмана. Но вскоре я заметил ещë один катер который пришëл со стороны сопредельной Эстонии и некоторое время следовал за кормой "Петербурга". По поводу данного катера я задал вопрос одному из пассажиров парома, старому и опытному моряку, бывшему капитану рыболовецкого флота на Тихом океане, который в данный момент вместе с семьëй возвращался на своëм джипе домой в Калининград. Он рассказал что это очередная провокация эстонской стороны. Экипаж катера собирает пробы воды следуя за русским теплоходом в нейтральных водах чтобы потом обвинять российскую сторону в загрязнении морской среды и всех своих бедах. А ещë он поведал что подобный манëвр эстонского катера в принципе противоречит правилам международного судоходства, поскольку заходя с кормы он даëт капитану парома основание воспринимать это как подготовку к нападению на вверенное ему судно. Но пиратов на Балтике нет и потому на это все смотрят сквозь пальцы.

Сквозь льды Финского залива.
Сквозь льды Финского залива.
Холодные воды Балтийского моря.
Холодные воды Балтийского моря.

Вообще народ на борту подобрался интересный. Среди пассажиров преобладали водители-дальнобойщики травившие шофëрские байки вечерами в кают-компании, также на пароме следовал один бизнесмен занимающийся коммунальным обслуживанием города и транспортирующий очередную единицу спецтехники в автопарк своей фирмы, водитель фургона перевозящий мебель из Новосибирска в Калининград, жители региона переправляющие авто в отделëнную от территории остальной России землями недружественных государств область, люди следующие на своих личных автомобилях на работу в Калининградскую область.

Льды закончились после того как паром "Петербург" покинул воды Финского залива. Выйдя из российских территориальных вод наш теплоход шëл исключительно в пределах нейтральных вод не заходя в акватории сопредельных государств. Однако сотовый оператор очень чувствительно реагировал на близость государственных границ. Сначала мне пришло СМС "Добро пожаловать в Финляндию", потом оператор поочерëдно поприветствовал меня в Эстонии, Латвии и Литве. Ну а когда мы вернулись в территориальные воды РФ на подходе к Балтийску он поздравил меня с возвращением домой и поблагодарил что я пользовался их услугами в поездках за границей. Хотя юридически я и не покидал территорию нашей страны, поскольку все гражданские суда под флагом России во время их пребывания в нейтральных водах находятся под российской юрисдикцией.

За четыре дня перехода из Усть-Луги в Балтийск землю мы увидели лишь однажды - это был русский остров Гогланд, от которого ближе до материковой Финляндии чем до российского берега. На острове расположены два маяка, которые предупреждают проходящие корабли об опасных банках и отмелях вблизи данного острова.

В моей родной Сибири противостояние между Россией и Западом до недавнего времени можно было ощутить лишь в виртуальном пространстве, но на Балтийском море оно уже тогда проявлялось очень даже наглядно. Кроме указанной выше пакости эстонской стороны имевшей место вскоре после выхода парома из порта Усть-Луга, подобный момент был отмечен во время прохождения нашего судна вблизи латвийских территориальных вод. Когда мы следовали вблизи оных, параллельным с нами курсом, хоть и на некотором удалении, постоянно шëл военный катер ВМС Латвии. При этом его интересовал только русский паром и он полностью игнорировал проходящие рядом суда других стран. Лëг на обратный курс он только когда латвийские воды остались для нас позади по левому борту и теплоход "Петербург" ушëл дальше.

Ближе к российскому берегу, который некогда являлся берегом Восточной Пруссии, море преобразилось и стало выглядеть совсем по другому чем на всëм протяжении пути, а тем более в самом его начале в водах Финского залива. Водная поверхность приобрела какой-то нежный жемчужный цвет в лучах заходящего солнца. По мере приближения к конечной точке нашего пути стали появляться морские нефтедобывающие платформы.

Закат на Балтийском море.
Закат на Балтийском море.

В город Балтийск мы прибыли уже глубокой ночью. Нам долго не давали разрешения зайти в порт, поскольку там происходила буксировка и швартовка огромного контейнеровоза, с которым в узкой гавани нашему парому было просто не разойтись. Наконец с капитанского мостика по громкой связи поступило указание для швартовой команды приготовиться и занять свои места. В порту нас встретили два буксира, которые аккуратно пришвартовали наш теплоход к причалу. На соседнем причале уже происходила разгрузка прибывшего ранее контейнеровоза. Данный процесс напоминал муравейник. Кран снимал с палубы теплохода контейнер за контейнером и спускал его вниз на поджидающий тягач с полуприцепом. Взамен убывшего трала тут же подъезжал следующий и процесс повторялся.

Если лицам сопровождающим технику ещë предстояло дожидаться своей очереди на разгрузку, то мне и двоим дальнобойщикам, чей грузовик прибывал только следующим паромом, было сразу предложено сойти на берег. Пройдя через первую палубу вдоль грузовых железнодорожных вагонов мы впервые за четверо суток ступили на землю. В отличии от Усть-Луги здесь нас никто не встречал и не сопровождал. Из экипажа теплохода нас никто проводить не мог, так как у них были свои заботы. Им надо было проконтролировать процесс разгрузки и готовиться к обратному рейсу, который им предстояло идти в условиях надвигающегося шторма. Поэтому мы наугад пошли вдоль готовящегося к погрузке на паром грузового железнодорожного состава, на платформах которого кроме всего прочего стояла боевая техника - несколько БМП. Очевидно к отправке морским путëм готовился воинский эшелон. Пройдя вдоль поезда от начала до конца мы уткнулись в ворота, грозные таблицы на которых извещали о том что мы находимся в запретной зоне. Матерясь и чертыхаясь мы вернулись назад, где наконец-то встретили в ночи одного из работников порта, которая к тому же оказалась девушкой. Девушка нас отчитала за то что мы самовольно передвигаемся по погранзоне и указала нам направление в сторону КПП.

Для того чтобы пройти к контрольно-пропускному пункту необходимо было пересечь заставленную контейнерами площадку, по которой постоянно передвигались козловые краны на колëсном ходу, а над твоей головой проплывали тяжëлые контейнеры. Но так или иначе мы всë же добрались до КПП, где водителей-дальнобойщиков уже встречал родственник одного из них. Там я попрощался со своими попутчиками и вызвал такси.

Друзья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте свои комментарии!