Зимнее трансферное окно 2025 года стало едва ли не рекордным для российских футбольных клубов. Давно такого не было, чтобы клубы РПЛ готовы были выкладывать десятки миллионов евро за футболистов, причем, сразу за нескольких. Раньше было так: одна громкая дорогая покупка на все трансферное окно (как правило, в Зените) - гарантированный хайп вокруг сделки на несколько месяцев.
Сейчас же открыт ящик Пандоры: бразильские, прочие латиноамериканские и некоторые европейские клубы поняли, что в условиях ограничений привезти иностранного игрока для клубов РПЛ стало проблемой, а следовательно, можно гнуть свои условия по трансферам в Россию. Они и гнут: за условного Леви Гарсию в Европе вряд ли кто-то в здравом уме предложил бы более 7-8 млн евро. Для российского же клуба выставили ценник в 20 млн. И это лишь единичный пример. Такая практика этой зимой вошла в норму. Теперь для российских клубов любой легионер стоит очень дорого, несмотря на его квалификацию и ликвидность.
В виду того, что серьезные бюджеты есть только у Зенита и Спартака, эти клубы и играли первые скрипки в этом трансферном спектакле. Разберем кампанию каждого клуба подробнее.
Спартак
Москвичам, набравшим уверенный ход в первой половине чемпионата, требовалось усиление, чтобы бороться за самые высокие места весной. Трансферная кампания для красно-белых началась с избавления от балласта: ушли вечные лавочники Селихов и Шамар, перспективный Зорин и бесперспективный Зиньковский отправились по арендам, Мелешин отправился в свободное плавание, став игроком Сочи.
Освободившиеся слоты нужно было заполнять более качественными игроками и Франсис Кахигао взялся за дело. На правый фланг атаки пришел партнер Барко по Ривер Плейт Солари - классный игрок, со скиллами, на уровне самого Барко. На подмену Угальде (или, все-таки, на фланг?) взяли Гарсию, и вот тут уже есть вопросики: игрок из откровенно слабого чемпионата, который на протяжении карьеры звезд с неба не хватал, обошелся Спартаку в два десятка миллионов евро. Вот тут случай, когда игрок может не заиграть, и получится, что деньги выброшены на ветер. Но тут ответственность Кахигао, он пусть и отдувается за этот трансфер в случае чего. Но вероятность того, что Леви заиграет, все же есть, всё-таки, это не бестолковый Шамар, определенный скилл у парня есть, хоть и весьма средний.
Ну и на десерт, был подписан Помазун из ЦСКА на замену Мелихову. Тут к трансферу претензий быть не может, ибо по футбольным меркам трансфер обошелся чуть дороже миски риса, а вратарь, все-таки, толковый.
Эпопея с Иличем, которого всего переломанного пытались пристроить то за 25, то за 20, то за 17 млн евро, для Спартака ничем не закончилась, и это только плюс для москвичей. Привезти в Россию ещё одного Маркизио, на солидную зарплату - перспектива, мягко говоря, сомнительная.
С Салазаром, по-моему, сразу было понятно, что трансфер маловероятен. Если бы переход был возможен, то Зенит не пожалел бы никаких денег и купил его раньше, ибо питерцы первыми начали переговоры со стороной игрока. И тут вопрос даже не в деньгах, точнее, не в их количестве. Европейцы сейчас боятся связываться с клубами из России по причине того, что эти самые деньги за футболиста очень сложно получить, ибо с переводами из России в Европу очень большие проблемы. Если бы их не было, то Брага перевязала бы Салазара красной ленточкой и первым же самолетом отправила его в подарочной упаковке в любой российский клуб, кто готов дать условные 20-25 млн евро.
Несмотря на срыв переходов Илича и Салазара, трансферная кампания Спартака выглядит на твердую 4: избавились от балласта, взяли второго форварда на подмену Угальде, взяли классного игрока на левый фланг атаки. Клуб больше усилился, нежели ослаб, поэтому кампанию можно считать положительной.
Зенит
А вот с питерцами все не так однозначно. С одной стороны, взяли мощного (на бумаге) Луиса Энрике, с другой - потеряли Клаудиньо, который даже в нынешнем своем расхлябанном и немотивированном состоянии был одним из ключевых игроков команды.
После Энрике у питерцев с трансферами совсем не задалось: они готовы были платить по 30 млн евро даже за далеко не самых топовых бразильцев, но даже на таких условиях подписать никого не удалось. Если с Салазаром все понятно - Европа, то с бразильцами творится нечто удивительное. Если года два-три назад из условного Ривер Плейт в Россию можно было взять добротного игрока до 15-20 млн евро, то в это трансферное окно все круто поменялось. Даже оффер в 30 млн совсем не гарантирует клубу РПЛ покупку качественного усиления. Дело в том, что в Бразилии поняли 2 вещи: во-первых, их лига стала сильнее, игроки - квалифицированнее, а соответственно, дороже. А во-вторых, в условиях, когда другие рынки для россиян практически закрыты, можно гнуть свою цену, чем бразильские (да и в целом, латиноамериканские) клубы активно и занимались. Потому и не отдали в Зенит того же Жерсона даже за 30 млн, понимая, что при удачном стечении обстоятельств за него можно было выручить еще больше.
Кроме Энрике, удалось лишь взять в аренду Мимовича (понять, что это за игрок, можно будет только по ходу сезона, если он получит время на поле, пока это футболист-загадка) и ненужного даже ЦСКА Зделара. Такое себе усиление, согласитесь.
Итоги
Итак, если Спартаку за трансферную кампанию ставим твердую 4, то Зенит провел ее на троечку с минусом. Судите сами: да, усилились Энрике, но потеряли Клаудиньо, а летом уйдет и Вендел, Мимович и Зделар погоды команде не сделают. Да и у Зенита гораздо выше ставки. Если Спартак и до этого сезона звезд с неба не хватал, а потому даже попадание в тройку по итогам сезона будет считаться успехом, то Зенит уже много лет - гегемон РПЛ, и упустить очередной титул, да еще и в год 100-летия - нетпросто провал, это катастрофа. Поэтому, как ни крути, а в зимнее трансферное окно Спартак сработал на порядок лучше.