13 марта - день памяти народной артистки России Людмилы Шагаловой. Она ушла из жизни 13 лет назад. Фильмы с ее участием любимы несколькими поколениями, а открытки с изображением Людмилы Шагаловой расходились миллионными тиражами.
В свое время на актрису хотели быть похожей многие советские девчонки и женщины. Кстати, это отразил режиссер Элем Климов в эпизоде комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», когда Рита Митрофанова начесывает себе волосы, глядя на фотографию Шагаловой. Сама актриса спокойно относилась к своей популярности и ушла из кино по собственной воле.
- После моего последнего фильма, который вышел в 1988 году, режиссеры звали меня, говорили, что напишут для меня специально сценарий, но я уже не снималась, - делилась со мной актриса незадолго до своего ухода из жизни. - Я дала себе слово, когда исполнится семьдесят, красиво уйду. Потому что сама себе уже не нравлюсь. Когда вижу, как мои ровесницы делают пластические операции или прикрываются шляпками, становится грустно. Как не маскируйся, но честные люди все равно скажут: «Ой, как вы изменились!» Когда врач в поликлинике чуть ли не со слезами на глазах, так сказала мне, я поняла: все, пора. И ушла!
Родилась актриса 6 апреля 1923 года в Белоруссии. Когда Людмиле было два с половиной года, умерла мама, и девочка осталась с папой и бабушкой. В пятилетнем возрасте ее перевезли в Москву, где отца назначили на ответственный пост – заместителем наркома танковой промышленности.
- В Москве я ужасно кричала на вокзале, когда меня запихивали в автомобиль, - рассказывала Людмила Александровна, вспоминая переезд. - Помните по кинохронике, какие тогда были автомобили? Черные, большие, страшные. Я так кричала на всю Комсомольскую площадь, что подошел милиционер, решив, что меня крадут. Начались выяснения, принадлежу ли я этой семье.
Еще школьницей Шагалова впервые снялась в кино. И, как это часто бывает, попала туда совершенно случайно. Просто однажды 14-летняя Людмила Шагалова подралась с девочкой.
- Она схватила меня за косу, вырвала бант, я вцепилась в ее волосы, и так мы друг друга трепали, - вспоминала Шагалова. - Вдруг ко мне подходит женщина, берет за руку и говорит: «Пойдем со мной». Я решила, что ведут к директору, стала вырываться. Но она повела меня не к директору, а к режиссеру Якову Протазанову на съемки фильма «Семиклассники» - про детей из пионерского лагеря. Протазанов командовал: «Внимание! Завяжите им красные тряпочки! Приготовились!» Потом брал длинную бамбуковую трость, подходил к каждому ребенку, стучал по плечу и говорил: «Энергиш! Энергиш! Энергиш!»
Про юную девочку Протазанов тогда сказал: «Кнопка, а ты будешь артисткой». И решил дать ее героине имя - Ляля. В титрах так и написали: Ляля Шагалова. По признанию актрисы, так она всю жизнь и проходила в Лялях.
- Общаясь с ней, я вообще забывал о ее возрасте, мы все называли Шагалову Лялечкой, - смеется артист и режиссер Александр Панкратов-Черный. - Она всегда была в хорошем настроении. Встретишься с ней, поинтересуешься, как дела, отвечает: «Все хорошо! У тебя-то как?» Не любила рассказывать про свои проблемы, но всегда с удовольствием выслушает другого, посоветует, подскажет. В профессии ей не было равных, она так тонко чувствовала кинокамеру. Вспоминаю, как на съемках фильма «Где находится нофелет?» она спорила с режиссером. Говорит: «Я буду сидеть здесь». Ей отвечают: «Нет, садитесь сюда, камера уже установлена, ничего менять не будем». Она возражает: «Моя героиня – хозяйка дома, должна сидеть так, чтобы удобнее было к плите вставать». И так мастерски переубедила режиссера, что всю технику переставили под нее. И это не каприз, не самодурство, она знала кино и свою профессию, как никто другой.
Самостоятельно работать над ролью Шагалова научилась еще у Протазанова.
- Седой, статный, с тростью в руке он сам казался мне героем старой картины, - вспоминала Шагалова свою первую встречу с этим режиссером. - Смотрел на меня умными, добрыми, чуточку насмешливыми, проницательными глазами. Рассказывал про девочку Лялю, которую я должны была сыграть. Яков Александрович учил меня быть сценаристом своей роли. Ну, что такое сказать четырнадцатилетней девочке: «Придумывай себе роль»?! Я и придумывала. После съемок безоговорочно решила, что буду режиссером, как Яков Протазанов и буду, так же ходить, говорить, смотреть.
Еще шла война, когда двадцатилетняя Людмила Шагалова вернулась в Москву из Челябинска, где в эвакуации работала на танковом заводе дежурным комендантом военизированной охраны. Тогда же решила поступать в институт иностранных языков. Ведь бабушка учила ее и немецкому, и французскому, девушка была хорошо подготовлена.
- Я стою на трамвайной остановке, везу документы в «иняз», - вспоминала актриса. - И вдруг вижу огромный плакат, что ВГИК возвращается в Москву и набирает студентов на все факультеты. Я рву свое заявление и уже на следующий день еду во ВГИК поступать на режиссерский факультет.
Но когда Людмила Шагалова вошла в комнату приемной комиссии, оробела: увидела вокруг зеленые гимнастерки со следами ранений, нашивок, кто-то с костылем. Такие тогда были абитуриенты, опаленные войной, взрослые ребята, бывшие солдаты, командиры, которые шли теперь в режиссуру. «Куда мне до них!» - подумала Шагалова и переписала заявление на актерское отделение.
Конечно, за красивой и статной блондинкой ухаживали многие мужчины. И не только студенты ВГИКа. Например, предлагал выйти замуж сын одного генерала. Каждый день юноша приезжал на своей машине к институту, встречал Людмилу и провожал до дома. Но на предложение перспективного парня Шагалова ответила отказом, - уж такой характер был у девушки, - отношения только по любви. Сердце будущей актрисы покорил студент операторского факультета ВГИКа Вячеслав Шумский, который тогда только что вернулся с фронта.
- Я когда его увидела, подумала: какой парень симпатичный, и на костылях, - вспоминала Шагалова. - А потом у нас начался роман. В те времена считалось неприличным, чтобы женщина висла на мужчине с поцелуями. После знакомства начались интеллигентные прогулки. И так мы дотянули до дня Победы. 9 мая 1945 года мы с ним впервые остались наедине. Вечером вышли на улицу, а там - салют. Я подумала: какое счастье! Это же салют нашей новой жизни!
Правда, встретиться они могли и раньше – в самом начале войны. Как потом выяснилось в разговорах, 22 июня 1941 года оба оказались в Кинотеатре повторного фильма на улице Герцена. О начале войны услышали, когда выходили с киносеанса. Но в толпе тревожных зрителей они тогда не увидели друг друга.
Вячеслав Шумский стал известным кинооператором, который снял такие легендарные фильмы, как «Три плюс два», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо» и другие. Что удивительно, на съемочной площадке супруги вместе не поработали.
- Я никогда не стремилась в его фильмы, а он не ставил таких условий режиссерам, в отличие от многих других жен кинодеятелей, - объясняла Шагалова. - На съемках семейственность сковывает, так что все мы обсуждали дома.
В браке у Людмилы Александровны и Вячеслава Михайловича в 1948 году родился сын Геннадий, который стал сценаристом и режиссером. Вместе Шагалова и Шумский прожили более шестидесяти лет. Все, кто был знаком с этой семьей, удивлялись, - в доме у них всегда было уютно и спокойно. Никаких ссор и скандалов, только доброе отношение ко всем и друг к другу.
- Он мне слово «дура» не сказал ни разу за все годы совместной жизни, - делилась Людмила Александровна. - Но и я не обозвала его ни разу. Уважение, взаимное уважение!
Когда Шагалова еще училась во ВГИКе, педагог их актерского курса режиссер Сергей Герасимов принес студентам журнал «Знамя», где печатались отрывки романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». И предложил поставить это на учебной сцене. Людмиле Шагаловой досталась роль Вали Борц. Чуть позже Сергей Аполлинариевич решил снять фильм по «Молодой гвардии».
- Вначале Валю должна была играть я, - признавалась однокурсница Шагаловой, актриса Инна Макарова, - а Ляля должна была играть Любу Шевцову. Но так сложилось, что Герасимов потом поменял нас ролями, и это стало удачей для нас обеих. Герасимов познакомил Лялю с самой Валей Борц, оставшейся в живых, и, вероятно, общение с прообразом ее героини помогла Шагаловой создать такой правдивый, незабываемый образ. Сама Ляля - это была настоящая личность, всегда и во всем необыкновенно честный, принципиальный, гордый человек, человек чести.
- Когда Герасимов познакомил меня с Борц, я так волновалась, - рассказывала Людмила Александровна. - Мне казалось, сейчас она скажет, что я вовсе не похожа и она против моей кандидатуры. Но Валя отнеслась ко мне очень хорошо. Я ей за это признательна. Мы дружили до самой ее смерти в 1986 году… Картина снималась в Краснодоне. Актеров селили в дома их героев. Еще были живы родители молодогвардейцев, еще не стерлись в памяти все ужасы недавней трагедии. Нам казалось, что мы не снимались, а буквально прожили все это. Образ Вали Борц и в романе Фадеева, и в сценарии был совершенно не выписан, безлик, и я решила играть любовь к Сергею Тюленину. Например, предложила даже целый эпизод: когда Тюленин развешивал советские флаги, я заявила, что моя героиня должна быть с ним. И Герасимов с этим согласился.
Фильм сразу стал популярным, а актеры – настоящими народными любимцами, их буквально носили на руках. Шагалова часто вспоминала, как после киносеансов зрители в зале приветствовали актеров стоя и долго аплодировали, будто бы вошел сам Сталин. А однажды в Иваново актрису вынесли из кинотеатра на руках и несли по улицам города. Актеры, сыгравшие в фильме, получили высшую советскую награду – Сталинскую премию. Хотя поначалу вчерашним студентам вовсе не хотели присуждать правительственную награду. Чиновники сетовали: «Они же еще студенты». Но лично сам Сталин разрешил: «Ничего, они уже артисты!» Список лауреатов объявили 6 апреля - в день рождения Людмилы Шагаловой.
- Жизнь невероятна: я получаю Сталинскую премию, папа - в сталинском лагере, куда его посадили сразу после войны, туда привозят фильм и он видит меня на экране, - говорила актриса. - Отец вернулся в пятьдесят четвертом году. Никогда не рассказывал о том времени. Лишь однажды признался, что лагерь снится ему едва ли не каждую ночь.
Людмилу Шагалову начали приглашать в кино. Одна из самых известных ролей того времени – техник – строитель Катя Синцова в фильме Михаила Калатозова «Верные друзья». На съемках кинокартины актрисе пришлось понервничать, ведь сниматься надо было с целым табуном лошадей, которые проносятся над героиней. Накануне съемок к Шагаловой подошел артист Василий Меркурьев и тихонько сказал: «Ляля, не советую!» И Людмила Александровна заупрямилась, начала отказываться сниматься в страшной сцене. Тогда принесли куклу. Нарядили, положили на поле, вырыли яму для оператора, прикрыли листом железа, собрались снимать. Но все равно было видно, что лежит не человек. Тогда выступил сам Калатозов: «Ляля, я пригласил тебя после «Молодой гвардии», так как посчитал тебя смелой. Если ты трусиха, мы, конечно, снимем и куклу...» И тогда Шагалова согласилась на один дубль.
- На первых лошадей посадили всадников, объяснили, что животные умные, на человека никогда не наступят, - вспоминала о съемках актриса. – «А вдруг все же найдется одна дура?» - заскулила я. «Не волнуйся, там люди, все под контролем», - заверил Калатозов и даже сам взял в руки камеру - он же начинал в кино как оператор. В результате сделали дублей пять.
Актриса снималась много, ее знала вся страна. Но себе она говорила: «Ляля, ущипни себя и не думай, что ухватила за бороду бога. Это, конечно, потрясающий момент в жизни, запомни его, но не считай, что ты – царица бала!» Много Шагалова путешествовала по другим странам, бывала в составе делегаций на кинофестивалях, представляла картины. Однажды оказалась в Голливуде.
- В нашей группе был Андрей Миронов, и мы с ним хулиганили, - рассказывала Людмила Александровна в интервью. - На знаменитой Аллее славы с отпечатками «звездных» рук и ног он говорит: «Ляль, а почему бы нам тут своих следов не оставить?» - «Давай, - говорю. А как?!» Андрей спросил, нет ли у меня чего-нибудь пишущего, и я достала губную помаду. Тогда он обвел на асфальте мои руки, а я его ноги.
Одной из знаменитых и любимых зрителями киноролей Шагаловой стала 75-летняя Павла Петровна Бальзаминова из комедии «Женитьба Бальзаминова». Предложение сыграть эту роль поступило актрисе, когда ей было всего лишь тридцать девять лет. Между тем, самому Бальзаминову по фильму было двадцать пять, а артист, сыгравший его, Георгий Вицин – на семь лет старше Шагаловой. По признанию Людмилы Александровны, услышав это, она чуть не заплакала, подумала: «Неужели так плохо выгляжу?!» Но с ролью справилась блестяще. Даже педагог актрисы Сергей Герасимов не узнал в фильме свою ученицу. Посмотрев кинокартину на премьере, спросил: «Ляля, а где же на экране были вы?» Это стало высшей похвалой для актрисы.
- Я всегда начинаю работу над ролью с поиска внешних обликов героини, - признавалась Шагалова. - Люблю фотопробы, они помогают мне зафиксировать свое обличие, ощутить ту другую женщину, как бы взглянуть на нее со стороны. Так постепенно начинаю чувствовать себя в ее шкуре. Вот почему бывает очень грустно, когда кончаются съемки. Чувствуешь себя царевной-лягушкой: в сердце еще болит чужая прожитая жизнь.
- Когда мы начали работать над фильмом «Усатый нянь», то с Людмилой Александровной долго рассуждали об ее героине – директоре детского сада, - рассказывает режиссер кинокартины Владимир Грамматиков. – Придумали, например, что своих детей у нее нет. Шагалова, помню, сразу поставила ультиматум: моя директриса должна быть доброй и хорошей, иначе играть не стану. Так и решили. Есть один эпизод в фильме, когда героиня Людмилы Александровной разговаривает по телефону, а попугай прилетает к ней на плечо и говорит на ухо. Долго мы мучились с этой сценой. Кое-как выдрессировали попугая, чтобы летал в нужном нам направлении. Но как его заставить «говорить» на ухо Шагаловой?! Тогда мы засунули в ухо Людмилы Александровны орешек фундука. Попугай заинтересовался и клювом играл с ухом актрисы. Людмила Александровна это мужественно вынесла, а в кадре создалось ощущение, что птица шепчет Шагаловой.
После того, как актриса ушла из кино, она перестала появляться на публике. Не любила устраивать торжества и дни рождения не отмечала. Не приветствовала, когда дарили цветы. Объясняла: «Мне жалко, когда цветы срезают. Получается, как безногие человеческие тела». В 2000 году Людмиле Шагаловой сделали операцию на глаза, после которой она начала слепнуть.
- Призываю всех: ни в коем случае не делайте лазерную операцию, - говорила тогда Людмила Александровна. – После этого я даже на улицу не выхожу: боюсь упасть и что-нибудь себе сломать. Свежим воздухом дышу через форточку, у нас ведь нет балкона.
Но дома актриса не сидела без дела. Например, сама, пока позволяло зрение, выпускала домашнюю газету, где отражала последние события в мире, в стране и в семье. Много читала, правда общалась с друзьями только по телефону. Когда перестала совсем видеть, просила читать книги и газеты супруга. Сначала тяжело заболел муж Вячеслав Шумский. Людмила Александровна как могла сама ухаживала за своим любимым. А позже слегла и сама. Они и ушли друг за другом с разницей в один год. Муж умер первым. Перед смертью он сказал своей жене: «Ляля, нам не должно быть стыдно перед людьми за свою жизнь!»
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов