(В статье используются фотоматериалы Парламентского фотоархива «СенатИнформ»)
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Владимирович Яцкин и заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Анатольевна Яровая провели заседание Президиума Совета законодателей. Участники обсудили правовые аспекты и основные направления развития в области защиты прав потребителей, а также меры по развитию регулярных перевозок пассажиров общественным транспортом. В обсуждении приняли участие:
- Председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко,
- Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов,
- Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова,
- Министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов,
- Министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт,
а также члены Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, представители Центрального банка Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Защита прав потребителя
В течение последних лет разработан и внесен целый ряд существенных изменений в законодательство, направленных на защиту прав потребителей. Основополагающим документом является Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденная в 2017 году. Андрей Владимирович Яцкин считает, что план реализации Стратегии требует актуализации.
По поручению Президента подготовлен и принят федеральный закон, направленный на защиту граждан от мошеннических действий, включая введение «периода охлаждения» при выдаче кредитов. «Рассчитываем также, что до конца весенней сессии будет принят правительственный федеральный закон, нацеленный на защиту от навязывания ненужных товаров и услуг путем манипулирования информацией», озвучил позицию первый вице-спикер Совета Федерации, отметив, что отдельной задачей является создание безопасной и прозрачной для потребителей онлайн-среды, что включает в себя создание четких правил для онлайн-продавцов, борьбу с контрафактом, соблюдение прав потребителей на обмен и возврат товаров, защиту персональных данных.
Андрей Владимирович сообщил, что сенаторы регулярно встречаются с руководством Роспотребнадзора, участвуют в коллегиях ведомства, по итогам чего «… происходит «донастройка» законодательного регулирования в области государственного надзора за частными медицинскими организациями. Также прорабатывается установление обязанности цифровых платформ проверять участников туристской индустрии на предмет соблюдения обязательных требований».
Председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко отметил, что в Совете Федерации создана отдельная рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей, и они «… проанализировали ситуацию, и у нас есть целый ряд предложений, которые мы готовы направить в адрес соответствующей Комиссии Совета законодателей».
Перевозка пассажиров общественным транспортом
Первый вице-спикер Совета Федерации подчеркнул, что данная работа требует комплексного подхода и решения, и находится под контролем верхней палаты парламента.
«С 2025 года реализуются национальные проекты «Комфортная и безопасная среда для жизни» и «Эффективная транспортная система». Одна из задач – к 2030 году 85 процентов общественного транспорта должно быть приведено в нормативное состояние» — отметил сенатор.
Андрей Владимирович подчеркнул основные векторы работы по этой линии:
- Обновлению транспорта способствует реализация федерального проекта «Развитие общественного транспорта», важный инструмент которого — межбюджетные трансферты на обеспечение ежегодного снижения среднего возраста транспортного парка. «Крайне важно обеспечить достаточность и своевременность доведения этих средств до регионов» — напомнил сенатор. Еще один возможный механизм – направление на обновление общественного транспорта средств, высвобождаемых от списания задолженности регионов по бюджетным кредитам.
- Важно обеспечить синхронизацию разных видов общественного транспорта, согласование маршрутов перевозок с решениями в области городского планирования. Это входит в ответственность как региональных, так и муниципальных властей. Андрей Владимирович напомнил, что, согласно проводимой реформе местного самоуправления, вопросы организации пассажирских перевозок будут постепенно переданы на региональный уровень. «Подходы должны найти отражение в региональных стратегических документах транспортного планирования и «дорожных картах» по улучшению транспортной доступности территорий, развитию мобильности и повышению эффективности региональной транспортной системы», — подчеркнул сенатор.
«Единство публичной власти предполагает именно такую слаженную работу с учетом специфики каждого субъекта Российской Федерации, и, вместе с тем, с выработкой общих универсальных решений» — прокомментировала позицию коллеги по Совету законодателей Ирина Анатольевна Яровая.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов подчеркнул важность развития транспортной инфраструктуры, обратив внимание участников заседания на регуляторный разрыв: отсутствие минимальных требований к качеству путевой и линейной инфраструктур городского электротранспорта, единых для всех субъектов и муниципальных образований.
Автор: Александр Лебедев