Найти в Дзене
"Око истории"

Сибирь, где земля не наша, или наша? Продолжение.

Летом 1583 года воинство Ермака покорило татарские городки и улусы по берегам рек Иртыш и Обь. Это на современной карте России примерно города Новосибирск, столица одноименной области, Барнаул, столица Алтайского края, Усть-Каменогорск, крупнейший город на востоке Казахстана, административный центр Восточно-Казахстанской области. Почему дальше не двинулись? По моему разумению осознали масштаб действий. Все просто. Расстояние от Москвы до Новосибирска примерно 2800 км. Управление такими территориями подразумевает связь местного управления с центром. Гонца с письмом послать (не было тогда сотовой связи, да и телеграф и радио изобрели попозже) и ждать полгода, может и по более, грамоту с указами и распоряжениями. Однако потихоньку все наладили. Минуло лет этак 50 – 70 и вновь двинулись соотечественники наши навстречу Солнцу. Но в путь не пешком отправились, а на кочах (специальное судно северных поморов для рыбалки и охоты на китов и тюленей) по морю.

Когда речь заходит о землепроходцах и русских открытиях в Сибири и на Дальнем Востоке, едва ли не первым всплывает в памяти имя Семена Иванова Дежнева. В первую очередь благодаря славе его открытия, ведь он обогнул северо-восточную оконечность Азии и впервые прошел по Берин­гову проливу, который получил свое имя спустя много лет. По сути Семен Дежнев проложил новое направление морской навигации, современный Северный морской путь. Это действительно эпохальное плавание, очень яркое открытие — и, естественно, оно обросло разными подробностями и отчасти вымыслами. Но давайте посмотрим повнимательнее, каким он был и зачем отправлялись. В 1648 году Семен Дежнев и Федот Алексеев предприняли поход. Это была большая экспедиция: больше двухсот человек, порядка семи кочей. И вот вся эта компания отправилась на восток. Любое открытие на побережье Северного Ледовитого океана было интересно, потому что там был моржовый клык, моржовая кость — «рыбий зуб», как тогда говорили, очень важный и ценный товар. И в данном случае поиски моржовых лежбищ, то есть источников «рыбьего зуба», были более приоритетны, чем основной двигатель землепроходцев на дальние реки — соболиные шкурки, или пушнина. Кроме того, они, конечно, пытались найти новых людей для объясачивания (напоминаю, ясак – налог шкурками белок, песцов, соболей). Вышли хорошо, по достаточно чистой воде, но уже в районе побережья Западной Чукотки два коча были разбиты льдом, а их эки­па­жи оказались потерянными. В конце концов коч Дежнева с частью экспеди­ции приби­ва­ется к побережью Олюторского залива — оно находится южнее устья Анадыря. И оттуда они, осталось 24 человека из двухсот начинают путь на север, сталкиваясь по дороге с жителями этого края коряками, и достигают Анадыря, где основывают зимовье - острог. Это в нынешней воровской интерпретации острог – тюрьма, а тогда укрепленное поселение, крепость. Дежнев обосновался на Анадыре и начал его осваивать. Он интегриро­вался в местные племена и добился от них выплаты ясака. Их взаимодействие не всегда было мирным, бывали и споры и военные столкновения, но в целом оно получилось.

В 1659 году сдал команду над Анадырским острогом и служилыми людьми сменившему его знаменитому картографу Курбату Иванову, но оставался в крае ещё до 1662 года, когда вернулся в Якутск вместе с Иваном Ерастовым. Оттуда Дежнёв, с государевой казной, был послан в Москву, куда и прибыл, вероятно, к середине 1664 года.

В Москве он продал всё добытое на Севере (289 пудов, то есть примерно 4,6 тонны) моржовых клыков на сумму 17340 рублей и получил свой процент, 500 рублей соболями, что сразу сделало его богатым человеком.

Сохранилась челобитная Дежнёва о выдаче ему жалованья, заслуженного им, но не полученного, за 19 истёкших лет, что и было исполнено (126 рублей). Царским указом он был назначен якутским атаманом, в соответствии с тем что в Якутском остроге оказалось полное число сотников, с окладом «9 рублев деньгами, да хлеба 7 чети ржи, да 4 чети овса, да 2 пуда с четью соли».

В 1665 году он выехал обратно в Якутск, продолжил службу, собирая ясак на реках Оленёк, Яна и Вилюй. Служил там до 1670 года, когда снова был послан с государевой (собольей) казной в Москву, куда прибыл в 1672 году[7], где и умер в начале 1673 года.

За время службы имел 13 ранений, включая 3 тяжёлых. Судя по сохранившимся источникам, его отличали надёжность, честность, миролюбие и желание решать спорные дела без кровопролития[8]

Великие люди и деяния их были в нашей истории.