Летом 1583 года воинство Ермака покорило татарские городки и улусы по берегам рек Иртыш и Обь. Это на современной карте России примерно города Новосибирск, столица одноименной области, Барнаул, столица Алтайского края, Усть-Каменогорск, крупнейший город на востоке Казахстана, административный центр Восточно-Казахстанской области. Почему дальше не двинулись? По моему разумению осознали масштаб действий. Все просто. Расстояние от Москвы до Новосибирска примерно 2800 км. Управление такими территориями подразумевает связь местного управления с центром. Гонца с письмом послать (не было тогда сотовой связи, да и телеграф и радио изобрели попозже) и ждать полгода, может и по более, грамоту с указами и распоряжениями. Однако потихоньку все наладили. Минуло лет этак 50 – 70 и вновь двинулись соотечественники наши навстречу Солнцу. Но в путь не пешком отправились, а на кочах (специальное судно северных поморов для рыбалки и охоты на китов и тюленей) по морю.
Когда речь заходит о землепроходцах и русских открытиях в Сибири и на Дальнем Востоке, едва ли не первым всплывает в памяти имя Семена Иванова Дежнева. В первую очередь благодаря славе его открытия, ведь он обогнул северо-восточную оконечность Азии и впервые прошел по Берингову проливу, который получил свое имя спустя много лет. По сути Семен Дежнев проложил новое направление морской навигации, современный Северный морской путь. Это действительно эпохальное плавание, очень яркое открытие — и, естественно, оно обросло разными подробностями и отчасти вымыслами. Но давайте посмотрим повнимательнее, каким он был и зачем отправлялись. В 1648 году Семен Дежнев и Федот Алексеев предприняли поход. Это была большая экспедиция: больше двухсот человек, порядка семи кочей. И вот вся эта компания отправилась на восток. Любое открытие на побережье Северного Ледовитого океана было интересно, потому что там был моржовый клык, моржовая кость — «рыбий зуб», как тогда говорили, очень важный и ценный товар. И в данном случае поиски моржовых лежбищ, то есть источников «рыбьего зуба», были более приоритетны, чем основной двигатель землепроходцев на дальние реки — соболиные шкурки, или пушнина. Кроме того, они, конечно, пытались найти новых людей для объясачивания (напоминаю, ясак – налог шкурками белок, песцов, соболей). Вышли хорошо, по достаточно чистой воде, но уже в районе побережья Западной Чукотки два коча были разбиты льдом, а их экипажи оказались потерянными. В конце концов коч Дежнева с частью экспедиции прибивается к побережью Олюторского залива — оно находится южнее устья Анадыря. И оттуда они, осталось 24 человека из двухсот начинают путь на север, сталкиваясь по дороге с жителями этого края коряками, и достигают Анадыря, где основывают зимовье - острог. Это в нынешней воровской интерпретации острог – тюрьма, а тогда укрепленное поселение, крепость. Дежнев обосновался на Анадыре и начал его осваивать. Он интегрировался в местные племена и добился от них выплаты ясака. Их взаимодействие не всегда было мирным, бывали и споры и военные столкновения, но в целом оно получилось.
В 1659 году сдал команду над Анадырским острогом и служилыми людьми сменившему его знаменитому картографу Курбату Иванову, но оставался в крае ещё до 1662 года, когда вернулся в Якутск вместе с Иваном Ерастовым. Оттуда Дежнёв, с государевой казной, был послан в Москву, куда и прибыл, вероятно, к середине 1664 года.
В Москве он продал всё добытое на Севере (289 пудов, то есть примерно 4,6 тонны) моржовых клыков на сумму 17340 рублей и получил свой процент, 500 рублей соболями, что сразу сделало его богатым человеком.
Сохранилась челобитная Дежнёва о выдаче ему жалованья, заслуженного им, но не полученного, за 19 истёкших лет, что и было исполнено (126 рублей). Царским указом он был назначен якутским атаманом, в соответствии с тем что в Якутском остроге оказалось полное число сотников, с окладом «9 рублев деньгами, да хлеба 7 чети ржи, да 4 чети овса, да 2 пуда с четью соли».
В 1665 году он выехал обратно в Якутск, продолжил службу, собирая ясак на реках Оленёк, Яна и Вилюй. Служил там до 1670 года, когда снова был послан с государевой (собольей) казной в Москву, куда прибыл в 1672 году[7], где и умер в начале 1673 года.
За время службы имел 13 ранений, включая 3 тяжёлых. Судя по сохранившимся источникам, его отличали надёжность, честность, миролюбие и желание решать спорные дела без кровопролития[8]
Великие люди и деяния их были в нашей истории.