Найти в Дзене

Он отказался от богатой жизни из любви к искусству, но это не принесло ему счастья

Павел Федотов считал, что любовь к женщине и к искусству несовместимы, он выбрал искусство. Его судьба была печальной, как будто он расплачивался за свой дар счастьем и короткой жизнью. Автор известнейших картин провёл свои последние дни в заведении для душевнобольных, где с ним обращались не очень любезно. Павел родился 22 июня 1815 года в Москве в дворянской семье обедневшего титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова и его жены Натальи Алексеевны Калашниковой, помимо него, в семье родились ещё две дочери. На военной службе В 11 лет Павла отдали в Первый Московский кадетский корпус, где он хорошими способностями и примерным поведением обратил на себя внимание начальства и в скором времени был произведён в унтер-офицеры, а в 1832 году в фельдфебели. В свободное время он много рисовал, его первыми рисунками были карикатуры на товарищей и корпусное начальство. По окончании учебы он был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в должности прапорщика, где прослужил 10

Павел Федотов считал, что любовь к женщине и к искусству несовместимы, он выбрал искусство. Его судьба была печальной, как будто он расплачивался за свой дар счастьем и короткой жизнью. Автор известнейших картин провёл свои последние дни в заведении для душевнобольных, где с ним обращались не очень любезно.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Фото из открытого доступа
Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Фото из открытого доступа

Павел родился 22 июня 1815 года в Москве в дворянской семье обедневшего титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова и его жены Натальи Алексеевны Калашниковой, помимо него, в семье родились ещё две дочери.

На военной службе

В 11 лет Павла отдали в Первый Московский кадетский корпус, где он хорошими способностями и примерным поведением обратил на себя внимание начальства и в скором времени был произведён в унтер-офицеры, а в 1832 году в фельдфебели. В свободное время он много рисовал, его первыми рисунками были карикатуры на товарищей и корпусное начальство.

По окончании учебы он был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в должности прапорщика, где прослужил 10 лет, а в свободное время всегда рисовал и даже продавал кое какие портреты.

У него была прекрасная память на лица, лишь мельком увидев человека, он мог вспомнить его в случайном разговоре и мгновенно зарисовать портрет. Он был весел, общителен, отличался умом и имел множество друзей.

В 1844 году ему было позволено выйти в отставку с назначением содержания в сто рублей ассигнациями, однако он надеялся, что и живопись тоже будет приносить ему доход.

Нищета и безысходность

Сначала он пытался рисовать батальные сцены как наиболее прибыльные, тем более что самому ему приходилось участвовать в военных действиях, но чувство юмора и его острый ум возобладали, и он начал работать в жанровой живописи, изображая характерные бытовые сценки.

Именно они и прославили его, но не при жизни, которая стала для него обременительно тяжёлой по причине нищеты. Государственного содержания не хватало, почти весь заработок уходил на холсты, краски и кисти. Свободных денег едва хватало на то, чтобы закрыть минимальные бытовые нужды.

Разборчивая невеста. 1847 год. Фото из открытого доступа
Разборчивая невеста. 1847 год. Фото из открытого доступа

Он стал очень популярен после написания картины "Сватовство майора".

Сватовство майора. 1848 год. Фото из открытого доступа
Сватовство майора. 1848 год. Фото из открытого доступа

Павел Андреевич не был обделён женским внимание поскольку был статным мужчиной с военной выправкой. На пике популярности им увлеклась одна богатая барышня, которая открыто намекала ему на брак.

Но художник был уверен, что его профессия и любовь к женщине несовместимы. Он прямо говорил: Моей жизни не хватает отдаваться одновременно и искусству, и любимой женщине.

А ведь это был для него шанс поправить своё материальное положение и провести остаток дней в достатке и сытости. Но он выбрал любовь к искусству, а не к женщине.

Свежий кавалер. 1848 год. Фото из открытого доступа
Свежий кавалер. 1848 год. Фото из открытого доступа

Помимо своих материальных трудностей на его плечи легла забота о престарелом отце. Он начал много работать, чтобы больше получать денег, которых всё равно не хватало. Бессонные ночи, постоянное напряжение, работа на износ - всё это начало сказываться на здоровье художника и подорвало его силы. Его стали мучить сильные головные боли, рези в глазах, стала проявляться излишняя нервозность.

А потом произошёл надлом, Павел Андреевич погрузился в безотчётную тоску, отдалился от друзей, сделался мрачным и молчаливым. Он стал вести затворнический образ жизни, а ухаживал за ним его верный денщик. Возможно, будь у него семья этого бы не произошло, но он был одинок и замкнут в своём пространстве.

Весной 1852 года появились первые признаки болезни. Художник вообразил, что он женится, ходил по магазинам Петербурга и покупал вещи для воображаемой свадьбы. Все деньги, что он заработал для родных, были потрачены непонятно на что. Он даже заказал себе гроб по своим меркам и примерял его несколько раз.

Потом на некоторое время болезнь отступила, он успокоился и занялся творчеством. Но вскоре ситуация опять обострилась. Художник опять начал готовиться к воображаемой свадьбе, просватался ко все знакомым, чем вызвал всеобщий переполох. Потом вдруг пропал на несколько дней.

Вскоре в Императорскую академию искусств (Федотов был академиком) пришло известие, что в полицейском участке содержится буйно помешанный, утверждающий, что он художник Федотов.

Стало ясно, что далее без надлежащего надзора его оставлять нельзя.

Друзья забили тревогу, доложили начальству академии и государю, тот выделил на лечение живописца 500 рублей. Павла Андреевича поместили в клинику для душевнобольных, где он находился два месяца.

Когда его друзья Лев Михайлович Жемчужников и Александр Егорович Бейдеман, пришли навестить его, они просто пришли в ужас от увиденного.

Федотов был невменяем, стал буйным и при этом санитары обращались с ним не должным образом. Неудивительно, что состояние его резко ухудшилось. Тогда его перевели в другое заведение – в больницу «Всех скорбящих» на Петергофской дороге, но это позволило лишь ненадолго облегчить состояние пациента.

Когда он приходил в себя, начинал рисовать, дарил свои рисунки посетителям и пациентам, многие из них сейчас находятся в Русском музее.

Но его логическое мышление было непоправимо нарушено и всё чаще у него случались периоды буйства.

Николай I смотрит на Федотова в лупу. Набросок, сделанный художником во время пребывания в больнице. Фото из открытого доступа.
Николай I смотрит на Федотова в лупу. Набросок, сделанный художником во время пребывания в больнице. Фото из открытого доступа.

В ноябре 1952 года Федотов заболел плевритом и не смог поправиться. Перед смертью он пришёл в себя и попрощался со своим денщиком. Он позвал друзей, но не дождался их – к моменту их прибытия его уже не стало, ему было 37 лет.

Несмотря на все трудности своей жизни Павел Андреевич оставил после себя богатое художественное наследие, которым мы восхищаемся до сих пор.