Так называется выставка, открытая в Мраморном дворце Русского музея. Направленность выставки следует назвать популяризаторской и обзорно-исторической, она показывает те формы искусства, которые возникли, дошли до пика развития и повсеместно распространились в прошедшем ХХ веке. Хотя наверняка многим это искусство покажется провокационным, сомнительным или нелепым, но оно, по большей части, уже стало частью истории мирового искусства, и горячиться в спорах с прошлым не имеет смысла. А историю намного полезнее знать, чем игнорировать. Так что – присмотримся.
Выставка состоит из разделов, каждый из которых снабжен аннотацией. Ниже будут фотографии этих поясняющих текстов.
Невозможно большую выставку современного искусства не начать без великого и ужасного Казимира Севериновича.
При входе вас встречает инсталляция «Огород Малевича», авторы: Говорков И. В. (Род. 1949), Губанова Е. В. (Род. 1960), Кострома (Семенов) А. Н. (род. 1962). Это родилось и выросло как интроспективное действие (при участии Нади Букреевой и Владимира Михайлуцы) во дворе Академии художеств. 17.05 - 05.11.1992. Инсталляция возникла на основании их совместного проекта. Выпускники Академии художеств, участники группы «Тут-и-там» засадили внутренний круглый двор Академии морковью в форме квадрата Малевича, одного из главных символов русского авангарда. Собрав урожай, они показали его в форме инсталляции в Музее этнографии народов России в качестве экзистенциального прохода, ведущего через зал народов Российской империи к фигуре Малевича, сидящего за столом, у которого можно было получить морковь, приобщившись таким образом к наследию авангарда.
Инсталляция Елены Елагиной посвящена одиозной представительнице советской лженауки биологу Ольге Лепешинской. Она прославилась своей теорией «живого вещества», говоря о самозарождении жизни из обыкновенного куриного яйца...
Отец художницы Владимир Елагин, редактор журнала «Юный натуралист», дружил с Лепешинской и на основе ее рассказов написал детскую книгу «У истоков жизни». Ребенком Елагину представили Лепешинской во время визита к ней на дачу.
В инсталляции портрет Лепешинской соединен трубочкой, через которую нагнетается кислород, с круглым аквариумом, наполненным водой, в нем плавает яйцо – источник вечной жизни. Эта установка окружена коллективными фотографиями Лепешинской в лаборатории с молодыми учеными и детьми. В 1996 году Елагина посвятила Лепешинской отдельную выставку «Лаборатория великого делания».
Среди самых крупных имен выставки — Кабаков И. И. (1933-2023) со своей инсталляцией "Сад" (1978-1979). Инсталляция «Сад» состоит из диптиха, в котором можно увидеть своего рода топографический ландшафт, «Доски-объяснения картины „Сад“» и помещенных в рамки комментариев воображаемых зрителей к ней. Зрители и реальные, и символические становятся частью произведения.
Про работы концептуалиста Игоря Макаревича вы можете прочесть здесь.
О работе Владимира Янкилевского у меня есть короткое видео.
Объект Дарьи Фурсей "Капуста. Капитал" (2023) как мог оживил чопорную архитектуру ринальдиевской лестницы.
Самая старая работа на выставке 1773 года, это — ассамбляж Иоганна-Готлиба Шварца "Сетка с рыбой и раком", с поразительным мастерством и трудолюбием вырезанная автором из дерева.
Искусство объекта вырастает из жанра натюрморта: из желания сделать осязаемыми образы вещей. Имитация сетки с пойманным раком вырезана из дерева и не раскрашена. Мы сразу можем оценить и множество деталей реальности, и удивительное умение художника. Сетка укреплена на зеркале, вставленном в богатую раму, словно драгоценность, причем сочетание простого дерева и золота выглядит достаточно странно, акцентируя принадлежность объекта к барочным редкостям.
"Натюрморт" Александра Мордвинова относится к категории обманок, которыми художники с 17 века радовали зрителей, готовых обманываться и принимать плоское за объемное.
Ассамбляж Ламма сделан на основе картины Александра Дейнеки "Колхозница на велосипеде", которую сейчас можно увидеть на выставке в музее.
Если вам показалось, что мало фотографий - листайте галереи.
Продолжение репортажа о выставке здесь