Найти в Дзене
Искусствовед Успенский

Ассамбляж, объект, инсталляция. 1 часть

Так называется выставка, открытая в Мраморном дворце Русского музея. Направленность выставки следует назвать популяризаторской и обзорно-исторической, она показывает те формы искусства, которые возникли, дошли до пика развития и повсеместно распространились в прошедшем ХХ веке. Хотя наверняка многим это искусство покажется провокационным, сомнительным или нелепым, но оно, по большей части, уже стало частью истории мирового искусства, и горячиться в спорах с прошлым не имеет смысла. А историю намного полезнее знать, чем игнорировать. Так что – присмотримся. Выставка состоит из разделов, каждый из которых снабжен аннотацией. Ниже будут фотографии этих поясняющих текстов. Невозможно большую выставку современного искусства не начать без великого и ужасного Казимира Севериновича. При входе вас встречает инсталляция «Огород Малевича», авторы: Говорков И. В. (Род. 1949), Губанова Е. В. (Род. 1960), Кострома (Семенов) А. Н. (род. 1962). Это родилось и выросло как интроспективное действие (при
Все фотографии сделаны А.Успенским на экспозиции выставки.
Все фотографии сделаны А.Успенским на экспозиции выставки.
-2

Так называется выставка, открытая в Мраморном дворце Русского музея. Направленность выставки следует назвать популяризаторской и обзорно-исторической, она показывает те формы искусства, которые возникли, дошли до пика развития и повсеместно распространились в прошедшем ХХ веке. Хотя наверняка многим это искусство покажется провокационным, сомнительным или нелепым, но оно, по большей части, уже стало частью истории мирового искусства, и горячиться в спорах с прошлым не имеет смысла. А историю намного полезнее знать, чем игнорировать. Так что – присмотримся.

-3

Выставка состоит из разделов, каждый из которых снабжен аннотацией. Ниже будут фотографии этих поясняющих текстов.

Невозможно большую выставку современного искусства не начать без великого и ужасного Казимира Севериновича.

При входе вас встречает инсталляция «Огород Малевича», авторы: Говорков И. В. (Род. 1949), Губанова Е. В. (Род. 1960), Кострома (Семенов) А. Н. (род. 1962). Это родилось и выросло как интроспективное действие (при участии Нади Букреевой и Владимира Михайлуцы) во дворе Академии художеств. 17.05 - 05.11.1992. Инсталляция возникла на основании их совместного проекта. Выпускники Академии художеств, участники группы «Тут-и-там» засадили внутренний круглый двор Академии морковью в форме квадрата Малевича, одного из главных символов русского авангарда. Собрав урожай, они показали его в форме инсталляции в Музее этнографии народов России в качестве экзистенциального прохода, ведущего через зал народов Российской империи к фигуре Малевича, сидящего за столом, у которого можно было получить морковь, приобщившись таким образом к наследию авангарда.

Инсталляция Елены Елагиной посвящена одиозной представительнице советской лженауки биологу Ольге Лепешинской. Она прославилась своей теорией «живого вещества», говоря о самозарождении жизни из обыкновенного куриного яйца...

Отец художницы Владимир Елагин, редактор журнала «Юный натуралист», дружил с Лепешинской и на основе ее рассказов написал детскую книгу «У истоков жизни». Ребенком Елагину представили Лепешинской во время визита к ней на дачу.

В инсталляции портрет Лепешинской соединен трубочкой, через которую нагнетается кислород, с круглым аквариумом, наполненным водой, в нем плавает яйцо – источник вечной жизни. Эта установка окружена коллективными фотографиями Лепешинской в лаборатории с молодыми учеными и детьми. В 1996 году Елагина посвятила Лепешинской отдельную выставку «Лаборатория великого делания».

Среди самых крупных имен выставки — Кабаков И. И. (1933-2023) со своей инсталляцией "Сад" (1978-1979). Инсталляция «Сад» состоит из диптиха, в котором можно увидеть своего рода топографический ландшафт, «Доски-объяснения картины „Сад“» и помещенных в рамки комментариев воображаемых зрителей к ней. Зрители и реальные, и символические становятся частью произведения.

Про работы концептуалиста Игоря Макаревича вы можете прочесть здесь.

-8

О работе Владимира Янкилевского у меня есть короткое видео.

Владимир Козин. Замок. 2010. Автомобильная резина, проволока.
Владимир Козин. Замок. 2010. Автомобильная резина, проволока.
Андрей Молодкин. Черный квадрат. 2006. Плексиглас, нефть, см. техника.
Андрей Молодкин. Черный квадрат. 2006. Плексиглас, нефть, см. техника.

Объект Дарьи Фурсей "Капуста. Капитал" (2023) как мог оживил чопорную архитектуру ринальдиевской лестницы.

Григорий Орехов. Агата. 2017.
Григорий Орехов. Агата. 2017.

Самая старая работа на выставке 1773 года, это — ассамбляж Иоганна-Готлиба Шварца "Сетка с рыбой и раком", с поразительным мастерством и трудолюбием вырезанная автором из дерева.

Искусство объекта вырастает из жанра натюрморта: из желания сделать осязаемыми образы вещей. Имитация сетки с пойманным раком вырезана из дерева и не раскрашена. Мы сразу можем оценить и множество деталей реальности, и удивительное умение художника. Сетка укреплена на зеркале, вставленном в богатую раму, словно драгоценность, причем сочетание простого дерева и золота выглядит достаточно странно, акцентируя принадлежность объекта к барочным редкостям.

А. Мордвинов. Натюрморт. 1857.
А. Мордвинов. Натюрморт. 1857.

"Натюрморт" Александра Мордвинова относится к категории обманок, которыми художники с 17 века радовали зрителей, готовых обманываться и принимать плоское за объемное.

-19
В. Воинов. Золотая пыль. 1994
В. Воинов. Золотая пыль. 1994
А. Белкин. высокая мода. Шоу заканчивается. 2022
А. Белкин. высокая мода. Шоу заканчивается. 2022
-22
Л. Ламм. Страсть к дороге. 1995-1996.
Л. Ламм. Страсть к дороге. 1995-1996.

Ассамбляж Ламма сделан на основе картины Александра Дейнеки "Колхозница на велосипеде", которую сейчас можно увидеть на выставке в музее.

О. Рабин. Автопортрет с женой. 1992.
О. Рабин. Автопортрет с женой. 1992.
К. Симун. Хлеб. 2000-е
К. Симун. Хлеб. 2000-е
К. Симун. Стакан. 1986
К. Симун. Стакан. 1986
-33

Если вам показалось, что мало фотографий - листайте галереи.

Продолжение репортажа о выставке здесь