В 1958 году режиссер Юрий Егоров экранизировал роман в стихах Евгения Долматовского под названием «Добровольцы». Фильм стал отражением жизни поколения советской молодежи, которое принимало участие в строительстве Московского метрополитена, осваивало авиацию, сражалось с фашизмом и несло на своих плечах бремя послевоенного восстановления страны. Актриса Микаэла Дроздовская исполнила роль Тани, выпускницы школы, без памяти влюбившейся в летчика-аса, значительно старше ее по возрасту. Героиня Дроздовской ожидала его на протяжении всей войны, несмотря на то, что он изначально не верил в силу ее чувств.
Интересно, что в жизни самой актрисы сюжет в определенной степени повторился: ее супруг был значительно старше ее. Микаэла родилась в Москве 10 марта 1937 года. Ее родители, давшие дочери звучное имя, не имели отношения к искусству: мать работала врачом, а отец имел техническую специальность.
Тем не менее, Микаэла с ранних лет проявляла артистические наклонности: она устраивала домашние представления, участвовала в школьной самодеятельности и к окончанию школы окончательно определилась с выбором профессии. Поступив во ВГИК, она начала сниматься в кино еще в студенческие годы. В 1955 году в фильме «За витриной универмага» она сыграла продавщицу Юлю Петрову — комсомолку и красавицу, искреннего и в чем-то даже наивного человека.
Сложно представить, сколько молодых людей по всему Советскому Союзу были очарованы этим образом, однако в тот период Микаэлу мало интересовали поклонники; она с увлечением осваивала основы актерского мастерства. В 1957 году на экраны вышла «Ленинградская симфония» с ее участием, а в 1958 году сразу две картины — «Атаман Кодр» и «Добровольцы». В последнем фильме 20-летней актрисе по сюжету предстояло пройти путь от наивной школьницы до опытной женщины, матери и хозяйки, спутницы летчика, постоянно рискующего жизнью. В ее исполнении не было ни малейшей фальши, и всем стало очевидно, что она сделала правильный выбор профессии.
В 1960-х годах она снялась в таких значимых фильмах, как «Семь нянек», «Дайте жалобную книгу!», «До свиданья, мальчики!» и «Гори, гори, моя звезда». В 1971 году на советские экраны вышел фильм «Бег», созданный по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море». Работа режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова стала знаковой, и в ней не было проходных ролей. Микаэла Дроздовская исполнила роль модистки, и эта работа считается одной из лучших в ее карьере.
Первый брак актрисы оказался мимолетным и быстро распался. Спустя годы, достигнув успеха в профессии, Микаэла решила, что имеет право на счастливую личную жизнь. Ее избранником стал врач-кардиолог, доктор медицинских наук Вадим Смоленский, который был старше ее на 20 лет. Тем не менее, разница в возрасте и различные профессиональные сферы не мешали их семейному счастью. Микаэла родила мужу двух дочерей — Нику и Дарью.
Много лет спустя Дарья Дроздовская вспоминала: «Я поздний ребёнок. Когда я родилась, моему отцу было за пятьдесят, а матери — за тридцать. Отец исполнял роли и отца, и матери, в то время как мама казалась мне неким сказочным существом: Жар-птицей, Снегурочкой, нереальным явлением, мечтой... Отец же выполнял все остальные обязанности. Он стирал пелёнки, укладывал нас спать, вставал к нам ночью и рассказывал сказки...»
Не все семьи способны выдержать подобные испытания, однако Вадим Смоленский проявлял глубокую любовь к своей супруге. Кроме того, его финансовое положение позволяло ему привлекать помощников для решения домашних дел, таких как няни и домработницы.
Помимо работы в кино, Микаэла Дроздовская также выступала на сцене Театра-студии киноактёра, где ей иногда предлагали яркие роли. Тем не менее, её преследовало чувство профессиональной неудовлетворенности. Дроздовская считала, что её участие в проектах недостаточно активно, и что она может остаться без предложений. Поэтому актриса охотно принимала любые предложения о работе.
К примеру, она сыграла в фильме Владимира Басова «Нейлон 100%», в котором режиссёр в первый и в последний раз попробовал себя в комедийном жанре. Также она приняла участие в советско-чехословацком проекте «Соло для слона с оркестром», где ей досталась роль матери двух дочерей, что фактически отражало её собственную жизнь.
В марте 1978 года в прокат вышла комедия Георгия Данелии «Мимино». В этом ярком фильме актриса исполнила роль жены неприятного персонажа Папишвили, которого Мимино в порыве гнева макал головой в унитаз. Дроздовская удачно воплотила образ советской мещанки, озабоченной потерей люстры, которую, по её ошибочному мнению, считали венецианским хрусталём.
Её высокий уровень профессионализма позволял ей переходить к ролям, соответствующим её возрасту, и, вероятно, такие предложения вскоре последовали бы. Однако жизнь распорядилась иначе.
В конце лета 1978 года актриса неожиданно сказала своей подруге и коллеге Алле Будницкой: «Булка, если со мной что-нибудь случится, не оставляй Дашку!» Будницкая не восприняла это всерьёз, и вскоре Дроздовская, переключившись на другую тему, вновь оживилась.
В ноябре 1978 года Микаэла Дроздовская отправилась на съёмки в город Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Съёмочная группа работала за пределами города, а ночевала непосредственно в Орджоникидзе. Так было и 7 ноября. Когда все собрались уезжать, Дроздовская сообщила, что останется в домике рядом со съёмочной площадкой. В этом помещении не было отопления, но согреться можно было за счёт работающих осветительных приборов.
Актриса поступила именно так — включила мощные осветительные лампы, накрылась одеялом с головой и уснула.
Ночью, повернувшись во сне, она сдвинула одеяло на раскалённые лампы. Оно немедленно начало тлеть. Надышавшись угарным газом, Дроздовская потеряла возможность спастись самостоятельно. У неё сильно обгорели ноги. Когда помощь наконец пришла, поток воздуха, ворвавшийся в помещение при открытии двери, резко усилил пламя, которое устремилось вверх.
С тяжелейшими ожогами Микаэлу Михайловну срочно отправили в Москву. Врачи сделали всё возможное, но 14 ноября 1978 года она скончалась.
Вадим Смоленский вновь вступил в брак, однако его дочери категорически отказались принять новую супругу. В результате он переехал к своей новой избраннице, а девочки остались жить в квартире самостоятельно. Тем не менее, их не оставили без поддержки: отец посещал их ежедневно, а подруги их матери привозили еду.
Спустя несколько месяцев Вадим Смоленский пришел к выводу, что девочки слишком молоды для самостоятельного проживания. Ника поселилась у подруги матери, Сони Давыдовой, в то время как Дарья, осталась в доме Аллы Будницкой.
Ника Дроздовская стала врачом, а Дарья Дроздовская — актрисой. Со временем старые обиды и недопонимания, возникшие в результате трагических событий 1978 года, начали утихать.
Тем не менее, чувство утраты и несправедливости, связанное с судьбой замечательной актрисы и любящей матери, не исчезает и не может исчезнуть.