Найти в Дзене
Живописные истории

«Пан и Сиринга» Питера Пауля Рубенса и Яна Брейгеля Старшего

Рассматриваемая картина «Пан и Сиринга» — самая маленькая (39 x 59.9 см) из сохранившихся совместных работ Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и Яна Брейгеля Старшего (1568-1625). Фигуры созданные Рубенсом кажутся большими — они явно преобладают над всем остальным на картине. Тем не менее, великолепный пейзаж Брейгеля добавляет истории дополнительного интереса. Эту легенду в своих «Метаморфозах» рассказал Овидий. Бог Пан влюбился в нимфу Сирингу и стал преследовать её. Но у реки Ладон, когда он практически схватил девушку, она в самый последний момент, превратилась в тростник. На картине есть места вдоль контуров фигуры, особенно на правой ноге Сиринги, где можно различить линии подготовительного рисунка Рубенса. Художник делал наброски фигур на многих картинах, над которыми он работал в сотрудничестве с Брейгелем, чтобы разграничить области ответственности. Не ясно, кто из двух мастеров первым взял в руки палитру и кисть, но в любом случае работы обоих авторов очень хорошо интегриро

Рассматриваемая картина «Пан и Сиринга» — самая маленькая (39 x 59.9 см) из сохранившихся совместных работ Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и Яна Брейгеля Старшего (1568-1625).

«Пан и Сиринга», ок. 1617 г.
«Пан и Сиринга», ок. 1617 г.

Фигуры созданные Рубенсом кажутся большими — они явно преобладают над всем остальным на картине.

Тем не менее, великолепный пейзаж Брейгеля добавляет истории дополнительного интереса.

-2

Эту легенду в своих «Метаморфозах» рассказал Овидий.

Бог Пан влюбился в нимфу Сирингу и стал преследовать её. Но у реки Ладон, когда он практически схватил девушку, она в самый последний момент, превратилась в тростник.

-3

На картине есть места вдоль контуров фигуры, особенно на правой ноге Сиринги, где можно различить линии подготовительного рисунка Рубенса.

Художник делал наброски фигур на многих картинах, над которыми он работал в сотрудничестве с Брейгелем, чтобы разграничить области ответственности.

Не ясно, кто из двух мастеров первым взял в руки палитру и кисть, но в любом случае работы обоих авторов очень хорошо интегрирована друг в друга.

-4

Рубенс, вероятней всего, основывал свои фигуры на примерах из античности.

Так Сиринга произошла от его собственной вольно интерпретированной версии известной античной статуи, Венеры Целомудренной.

Фото из википедии.
Фото из википедии.
Зарисовки Рубенса
Зарисовки Рубенса

При моделировании тела Пана, Рубенс, похоже, использовал образ Torso Belvedere — античной статуи, которую он несколько раз рисовал во время своего пребывания в Риме.

Torso Belvedere, Фото из википедии.
Torso Belvedere, Фото из википедии.

А также статую шестнадцатого века — в его время считавшуюся античной — с которой он сделал рисунок мелом (см. внизу).

-8

Мощные мускулы и тёмный окрас этого божества — получеловека, полукозла — ярко контрастируют с белой мягкостью нимфы. Подобный приём был любимым мотивом Рубенса.

Сатиры наблюдают за спящими нимфами Дианы
Сатиры наблюдают за спящими нимфами Дианы

Миф о Пане и Сиринге был популярным и часто изображаемым сюжетом в Нидерландах в семнадцатом веке.

 Вариант Хендрика ван Балена, ок. 1615 г.
Вариант Хендрика ван Балена, ок. 1615 г.

Но настоящая картина демонстрирует более тонкую интерпретацию сюжета.

Она была написана около 1617 г. Сегодня её можно увидеть в Картинная галерея старых мастеров в Германии.

-11