Автор- Виктор Илларионов.
Где-то во второй половине 90-х возвращался я из Москвы в Киев. Билетов на поезд, естественно, не было. Пришлось обращаться к барыгам, которые в те времена, впрочем, как и сейчас, крутились возле касс, как стервятники над падалью. Отличить их от пассажиров труда не составляет, хотя никаких знаков отличия они не носят. Но рожи! Рожи, как из инкубатора!
Посадили меня в плацкартный вагон по цене СВ. Таких, как я, набралось гораздо больше его вместимости, и плацкартный таким образом превратился в общий. И без того не радостное настроение ухудшилось до предела. Напротив меня сидел мужик примерно моего возраста, может, чуть старше. Судя по выражению его лица, прошел он тем же путем, что и я. Но когда выяснилось, что он военный топограф, майор, служит в МО РФ, едет в Черниговскую губернию к родителям, а я - геодезист, оба мы сразу повеселели - будет хотя бы о чем поговорить предстоящую ночь. О том, чтобы как-то прилечь и речи идти не могло - народу, как в автобусе.
Совсем недавно, пару лет назад он участвовал, и не просто участвовал, а организовывал работу на многих участках по делимитации российско-китайской границы. Совсем незадолго до этого я слышал сообщение по ТВ, что делимитация завершена, и русский с китайцем - братья на век. Так вот, чтобы я мог пореальней представить объем работы, он окинул взглядом вагон и сказал, что вся документация, которая сдавалась в специальную комиссию при ООН, заняла бы не менее половины вагона.
Пришлось ему командовать операцией по определению на местности точки западного стыка границ России, Китая и Монголии. По утвержденной ООНовской процедуре определение в натуре таких точек должно осуществляться комиссией из представителей всех сторон. Необходимо было установить знак в этой точке, который впоследствии предполагалось отнаблюдать с близлежащих пунктов (опять же комиссионно) и определить его координаты прямой засечкой. Проблема в том, что эта виртуальная пока точка находилась высоко в горах, отметка ее более 4000 м, а добраться к подножью этого хребта на автомобиле можно только из Кызыла (столица Тувы), а это более 800 км.
Выделили ему взвод солдат, сварили они цилиндр из металла и три секции труб, которые собирались телескопически, а стыки фиксировались болтами. Чтобы не переть на гору все для пирамиды, решили этот цилиндр растянуть на три стороны стальной проволокой, а якоря забетонировать.
Дождались они геодезистов из сопредельных государств. От китайцев прибыло двое и еще переводчик, а от монголов одна перепуганная особь, которая вполне возможно и не представляла себе, куда и зачем её послали. Выдвинулись из Кызыла и только на третий день добрались до ближайшей к этой точке богом забытой погранзаставы, где охранять-то практически и нечего. Только полный идиот будет нарушать госграницу в такой заднице. По словам командира, который там уже больше 10-ти лет оттрубил, за всё время один заблудившийся полуживой китайский пастух и попался.
На лошадях подобрались к отметке за 3000м и разбили, как говорят альпинисты, штурмовой лагерь. Это, конечно, не Эверест, но учитывая, что на горбу нужно будет тащить и металл и цемент и песок и даже воду- еще не известно кому там тяжелее, альпинистам с гружёными шерпами или нашим солдатикам. За день подготовились и на следующее утро ещё по темному, чтобы до ночи успеть спуститься, выдвинулись.
Метров за 500 до вершины снега стало столько, что первый, бьющий тропу, больше пятидесяти метров не выдерживал. Менялись все по очереди, включая китайцев. А сын бескрайних степей кривоногий монгол начал издыхать в самом начале пути. Падает, ложится и что-то там бурчит себе под нос. Может и себя проклинает за то, что согласился, но ведь без этого гада всё это мероприятие теряет всякий смысл. Это чучело должно побывать на вершине даже в бессознательном состоянии и затем поставить свою подпись на трехстороннем акте.
Пришлось одного солдатика разгрузить, и раскинуть его поклажу на остальных, а ему вместо этого монгола. Кое-как, на пинках и матах доставили этого потомка Чингизхана на вершину. Раскрыли карты- советские и китайские (монгольских, конечно же, не имелось в принципе) и выяснилось, что вершинка-то не та. Нужна гора Табын-Богдо-Ола (4082,0), а взобрались-то на соседнюю. (Это я в Google подсмотрел название горы, а не память у меня такая).
До нужной еще с километр по водоразделу через седловинку, но самое страшное, что сначала вниз метров на 150, а затем вверх-на 200, а снегу-то по самые помидоры. Монгол начал протестовать, когда понял в чем дело, замахал руками, всем своим видом показывая, что ему похрен где закапывать этот знак и никак не мог понять русских с китайцами, почему те собираются ползти еще черт знает куда. Возмущенно тараторит что-то по своему, но и без перевода понятно:
-Закапываем здесь! И весь базар! Кому они нахрен нужны, эти горы!
Это чучело уже достало не только нашего майора и китайских геодезистов, но и солдатик, его сопровождавший, уже был готов отметелить посланца Цеденбала и вспомнить ему про те триста лет ига. Хотя, наверное, служивым тоже было влом ещё километр в метровом снегу траншею бить. Часа за два все-таки это расстояние покрыли. Время уже к обеду, а работы невпроворот.
Курнули и за дело. Одни долбят лунки в камнях под растяжки и штангу, другие месят бетон, третьи собирают сам наружный знак. И тут выясняется, что болты, которыми эти два стыка нужно зафиксировать (всего-то 4
болта и 4 гайки) какой-то рас*п*и*з*дяй забыл внизу. От радости майор чуть-было не получил внеплановый оргазм.
Поставить-то эту веху можно, и растянуть тоже можно, и держаться она будет, но как долго? Ветра расшатают конструкцию, и завалится она, как пить-дать. Один смекалистый солдатик предложил сделать заклепки из блях солдатских ремней. Так и поступили, благо пара молотков с собой было. Выковали великолепные втулки, заклепали и получилось просто на заглядение.
Китайцы были в восторге, монголу всё похрену. Назад тронулись уже под вечер, на монгола никто внимания не обращал, но он и ничуть не отставал, хотя шёл последним. Да и идти было гораздо легче, траншею 20 человек пробили такую, что хоть на пузе катись.
Пришли в лагерь уже ночью и упали в палатках, не раздеваясь.