- Вы решили продать квартиру? – с удивлением спросила Ирина у своей свекрови. Полины Ивановны.
- Так я давно ее хотела поменять, чтобы к вам поближе перебраться, - ответила женщина.
По ходу разговора женщины мыли посуду после праздничного застолья по случаю дня рождения мужа Ирины, старшего сына Никиты.
- Никита мне ничего про это не говорил, - заметила Ирина.
-Так мы с Ромой давно это обсудили, - пожала плечами Полина Ивановна.
- С Ромой, значит… - Ирина сказала это с сарказмом, но свекровь пропустила мимо ушей.
Рома был младшим, горячо любимым сыном Полины Ивановны. Женился он сразу же после школы на однокласснице, которая уже ждала ребёнка. Да, вынужденно, но по любви. Планы у молодой пары были грандиозные. Оля, жена Ромы, мечтала о собственном цветочном бизнесе, и муж во всем ее поддерживал.
Родители, видя горящие глаза сына, посовещались и приняли серьезное решение помочь молодой семье.
Большая квартира в центре была продана, на вырученные деньги куплен дом в пригороде с хорошим участком и однокомнатная квартира на окраине, куда и переехали мать с отцом.
Старший сын Никита на тот момент уже окончил университет, работал и снимал жилье в другом городе.
Правда, с цветочным бизнесом у Ромы не заладилось с самого начала. Оранжерея и растения требовали полной отдачи, а Оля, окунувшись в быт, а потом и в присмотр за ребенком, потеряла интерес к красивой, но энерго затратной мечте. Участок возле дома зарос сорняками.
На семейных встречах молодые супруги все чаще жаловались, что дом находится слишком далеко от города, а поблизости нет никакой инфраструктуры ни для них, ни для ребенка.
В итоге Роман нашел себе работу в найме. Ольге стало ещё тоскливее целыми днями сидеть одной на отшибе.
При этом дом требовал внимания уже даже не для улучшения, а просто для поддержания.
Не придумав ничего лучше, Ольга второй раз забеременела и выдвинула ультиматум мужу, что своего второго ребенка она должна родить в городе, в их собственной квартире.
Рома понимал, что покупателя на дом найдет не сразу, строение сильно обветшало, да и суммы от его продажи не хватит на первоначальный взнос за квартиру мечты жены, а вот стоимости однушки, которой владела мать после смерти мужа два года назад, будет достаточно. После Рома продаст дом, заработает недостающую сумму и восстановит матери отдельное жилье.
И Полина Ивановна, в очередной раз заразившись энтузиазмом сына, согласилась.
- А если у Ромы ничего не выйдет с работой, на которой он обещает все отбить? – поинтересовалась невестка.
- Ириша, он последние два года такой потерянный, - погрустневшим голосом проговорила Полина Ивановна, - Глаза безжизненные. С Олечкой проблемы начались. Постоянные упрёки. А тут надежда! Как будто крылья выросли! Я не могу не помочь сыну. Вот Паша подрастет, поймёшь, -свекровь упомянула шестилетнего сына Ирины и Никиты.
Через два месяца свекровь пришла в дом Никиты с подозрительно объемной сумкой вещей.
- Ириша, я останусь на пару дней. Завтра записалась к терапевтуздесь недалеко от вас, чтобы было удобно добираться.
Трёхкомнатная квартира Никиты и Ирины, взятая в ипотеку сразу после женитьбы, позволяла разместить мать в гостиной.
Вечером за ужином свекровь поделилась тем, как прошел ее день, радостно сообщила, что отлично провела время дома, пока сын со снохой были на работе, а внук в детском саду. Поинтересовалась, чем может помочь Ирине, но получив ответ, что ничего не нужно, включила в гостиной свой любимый сериал на большом экране. Предложенные сыном наушники, чтобы не мешать друг другу, были отвергнуты через пятнадцать минут, как перекрывающие доступ к ушам и вызывающие тревогу, потому что Полину Ивановну будто отрезало от происходящего вокруг.
Ближе к полуночи сын зашёл к матери напомнить, что завтра всем рано вставать. Полина Ивановна пообещала уже сейчас ложиться, но досидела до двух и завершила день принятием ванны.
- Ира, ты уделишь мне пять минут? – спросила свекровь утром.
Получив утвердительный ответ, женщина увлекла невестку на кухню.
- Я хотела бы с тобой поговорить вот о чем, -продолжила свекровь, -Как ты посмотришь, если я время от времени буду к вам вот так заглядывать? С ночевкой. У вас так хорошо, спокойно. А то у Ромы с Ольгой визги, писки, плачь детский. Да и сами они с женой шумят часто.
- Полина Ивановна, а как дела у Ромы? Он уже продал дом? - Ирина перевела разговор на тему, непосредственно связанную с квартирным вопросом.
- Да! - радостно закивала Полина Ивановна, - Деньги положили на счёт.
- А сколько Рома добавил вам на счёт за квартиру? – не унималась Ирина, - Я простохочу узнать, выполняет ли ваш сын обязательства, которые дал.
- Конечно, выполняет! Отдал мне с первой зарплаты половину долга за одежду.
- За какую одежду? У него же не представительская работа.
- Ира, а ты разве не знаешь, как важно для мужчины выглядеть дорого? От этого же и рабочий настрой зависит.
- А почему он вернул только половину?
-Так полностью же гардероб обновил. Сумма большая вышла.
- А где вы взяли большую сумму?
-Так из денег за дом.
- Мама, у меня к тебе предложение, - сказал Никита, войдя в кухню, - Ты отдаешь мне всю сумму от продажи дома, а я беру вторую ипотеку и покупаю квартиру, где будешь жить ты.
- А куда я пойду, если у тебя изменятся планы? – поинтересовалась Полина Ивановна.
- Ты мне настолько не доверяешь? – удивился Никита, - А куда ты пойдешь, если планы изменятся у Ромы?
- Никита, вот тебе повезло, что ты такой умный, - с укором заметила Полина Ивановна, - Тебе все даётся легко! А брат пытается, пытается и все никак, а когда, наконец-то, можно было за него порадоваться, ты зачем-то начинаешь на него наговаривать.
- Они выделили тебе отдельную комнату, где ты могла бы отдыхать, и никто бы тебе не мешал? То, за чем ты пришла к нам, - спросил Никита.
Полина Ивановна отвела в сторону взгляд, но потом повернулась и с вызовом проговорила:
- Это все из-за того, что я попросила приютить меня на время?
-Нет, мам, это из-за того, что Рома решает свои проблемы за наш счёт, - пояснил Никита, - И твой в частности. Ему всегда трудно. Особенно, если нужно реально работать, а не молоть языком.
- Я тебя поняла, сын Полина Ивановна картинно обиделась, - Больше вас не побеспокою. И тебе спасибо, сноха, уважила. Пожалели для матери электричества и воды.
Полина Ивановна нервно поднялась со стула.
- Вот говорила мне Оля, что Никита нашел себе жену под стать. Не ошиблась!
Она демонстративно вышла из кухни, собрала свои вещи и покинула квартиру сына, громко хлопнув дверью.
Рефлексировать по этому поводу не было ни времени, ни желания. Поэтому Никита с Ириной решили, что Полина Ивановна вправе испытывать любые чувства по поводу произошедшего, но со своей стороны они сделали максимум, что могли предложить и не чувствовать себя при этом идиотами, которыми беззастенчиво пользуются.
Но утренний разговор продолжился, когда вечером в их квартиру ворвался Рома и с порога стал обвинять старшего брата в меркантильности, желании выманить у матери деньги и оставить ее приживалкой в квартире младшего брата.
- Я предложил ей решение проблемы, в то время как ты вытащил из оставшихся денег ещё больше, - заявил тогда Никита.
- Ты наши деньги не считай! Я матери все верну до копейки, да ещё и с процентами! - ещё больше взбеленился Рома.
- Для начала создай ей условия, которые обещал, когда звал жить к себе. Чтобы она не сбегала от вас в тишину, - Никита не желал сдаваться.
- Какой же ты мелочный! Крохобор!
- Зато ты щедрый. Только почему-то за чужой счёт.
- Ну подожди, я поднимусь, только попробуй у меня что-то попросить! И от матери отстань! Узнаю, что ты у нее деньги выманиваешь, вычеркну из своей и ее жизни.
Рома словно сбесился. Он вылетел из квартиры, осыпая проклятиями брата.
- И самое интересное знаешь, что, Ириш? - Никита обернулся к жене, - Когда потом облажается. А, увы, он облажается. Будет с пеной у рта доказывать, что ничего подобного не говорил. И я все не так понял.
- Ничего нового, - пожала плечами Ирина.
Три месяца от родственников не было ни слуха, ни духа. Они благополучно пропустили день рождения Иры, даже не отправив поздравление.
Но вот однажды Никита с работы с новостями.
- Встречался с матерью. Рома и Ольга разводятся, - сообщил Никита.
- А причина? – удивилась Ирина.
- Новая работа Ромки, - сказал Никита, - Загруженности стало большое. А Оля почувствовала вкус свободы и неограниченных денежных средств. Маму Ольга начала использовать вместо няньки, а сама развлекаться до полуночи, а иной раз и до двух-трех ночи. Она считает, что потеряла молодость, поэтому сейчас хочет наверстать.
- Ей двадцать четыре года, у нее двое детей, в том числе один еще грудной, - удивилась Ирина.
- Я помню, а Рома захотел вернуть жену, - пожал плечами Никита, - Он подарил ей машину и организовал путешествие на Сейшелы.
- А как же работа? – удивилась Ирина.
- Он уволился. Ищет менее загруженную работу.
Казалось, что Никита и сам был в шоке от выходок своего младшего брата.
- А что решили с квартирой? – спросила Ирина.
- Будут продавать и делить, - сообщил Никита.
- А куда мать? И сколько Рома успел ей отдать за это время?
Никита горько усмехнулся.
- Угадай,кто был спонсором щедрых подарков, - усмехнулся Никита.
Ирина и сама догадалась и только хмыкнула.
- Мама спросила, не собираюсь ли я брать в ближайшее время ипотеку, - продолжал Никита, - Они бы на пару с Ромой сняли бы у меня квартиру. Чтобы не чужим людям деньги отдавать. А потом, как поделят имущество, Рома сразу вернёт матери все до копейки за ее квартиру. А себе на новое жилье сам заработает.Будет искать другую работу.
Через полгода Никите позвонил Рома, сообщил что мать попала в больницу с инфарктом. Но сам за ней ухаживать отказался.
- Сколько суждено, столько и проживёт, - сказал он.
Никита и Ирина забрали Полину Ивановну к себе. Выходили, поставили на ноги. Через пару лет взяли поблизости квартиру в ипотеку, как и планировали и поселили ее там, как хозяйку.
В единственный раз, когда младший сын наведался к матери со своим очередным утопическим проектом быстрого обогащения, напрочь забыв о не выплаченных долгах, был молча выслушан и также молча выпровожен.
Когда дверь закрылась, Полина Ивановна подошла к окну и заплакала, задумавшись над тем, где же она допустила ошибку в воспитании сына. Ведь все и всегда делала только ради его счастья.