Многие художницы, которых мы знаем сегодня, при жизни оставались в тени своих супругов, хотя работали наравне с ними и создавали искусство, ничем не уступающее произведениям мужчин-художников. Были и такие, кто сумел преодолеть устоявшиеся социальные роли, предвзятое отношение на «женское искусство» и стать творчески независимыми и очень успешными.
Марианна Веревкина (1860-1938)
Будучи ученицей Репина, Марианна первоначально работала реалистическом направлении и добилась таких успехов, что была названа «Русским Рембрандтом».
В 1895 году с Алексеем Явленским (с которым они не были женаты, но вместе прожили и проработали 30 лет), Веревкина переехала в Мюнхен. Там она организовала салон, который посещали Игорь Грабарь, Анна Павлова, Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский.
В Германии Марианна познакомилась и с Василием Кандинским, под влиянием которого начала работать в стиле экспрессионизма. Она выставлялась вместе с группой «Синий Всадник» и на первом немецком осеннем Салоне 1913 года.
Последнюю четверть жизни художница провела в швейцарском городе Аскона, где управляла местным музеем современного искусства и организовала художественное объединение «Большая медведица».
Дора Маар (1907-1997)
Дора Маар, хотя и была талантливой художницей и фотографом, но ее имя чаще всего связывают с Пабло Пикассо, музой и подругой которого она была на протяжении восьми лет. Но еще до их знакомства в 1935 году Маар уже была известна своими фотоработами.
Маар была самой интеллигентной из всех муз Пикассо, говорила по-испански, они могли по-настоящему беседовать. Она была красива, но Пикассо в ней привлекала искра драматизма и, главное, ум.
Работы Доры всегда несут глубокий смысл и оставляют сильное впечатление. Помимо коммерческих работ, Дора много экспериментировала, создавая сложные сюрреалистические образы.
Художница фотографировала не только художественную богему, но и снимала сцены уличной жизни Парижа и Лондона, а также работала в качестве фотографа на съемках фильма «Преступление месье Ланжа» Жана Ренуара (сына Пьера Огюста Ренуара).
Ли Краснер (1908-1984)
Совсем юной Ли Краснер увлеклась авангардной живописью Парижской школы, подружилась с лучшими художниками-авангардистами и искусствоведами Нью-Йорка и познакомилась со своими будущим мужем Джексоном Поллоком.
Оставив творчество, Ли полностью сконцентрировалась на Джексоне и помогала ему достичь успеха. Когда он погиб в автокатастрофе в 1956 году, Краснер переехала в его студию-сарай в Спрингсе и постепенно сама стала признаваться как художница-новатор, чье развитие от коллажа, вдохновленного кубизмом, до свободного экспрессионизма составляет важную историю американского искусства 20 века.
Краснер была женщиной, работающей в мужском мире, среди таких выдающихся абстрактных экспрессионистов, как Марк Ротко, Уильям де Кунинг и Барнетт Ньюман. Однако как по стилю, так и по содержанию, картины Краснер стоят на уровне с картинами ее коллег-мужчин, а возможно, даже превосходят их.
Элейн де Кунинг (1918-1989)
Так же, как и ее супруг Виллем де Кунинг, Элейн была художницей, работающей в направлении абстрактного экспрессионизма в послевоенном Нью-Йорке. Большая часть ее работ состояла из акварелей и натюрмортов, но позже она стала смешивать их с мифологией и реализмом.
Элейн много путешествовала, что позволило ей расширить спектр своих возможностей. Она не боялась ставить эксперименты — заниматься то скульптурой, то оформлением багетов, то росписью посуды.
Но всю жизнь Элейн не оставляло ощущение, что никто не воспринимает ее всерьез. Супруги выставили свои работы на выставке «Художники: муж и жена», но даже это не помогло ей вернуть почву под ногами. Сначала это казалось хорошей идеей, но потом я поняла, что эта выставка — еще один способ подавить ее саму и ее искусство.
Элейн чувствовала себя приложением к знаменитому супругу и получила удовлетворение только в 1951 году, когда свет увидела ее первая персональная выставка. Публика не сильно отметила ее успех, и даже после развода с Уильямом ее часто объявляли всего лишь как талантливую супругу популярного художника. После расставания Элейн продолжила работать, создавая впечатляющую коллекцию произведений искусства, а также являясь редактором журнала Art News.
Паула Модерзон-Беккер (1876-1907)
Еще один пример трагического брака двух живописцев. Художник Отто Модерзон придерживался мнения, что женщина все-таки должна знать свое место и больше заниматься домом, а искусство воспринимать как хобби, нежели, чем как профессию. В 1906 году Паула бросила мужа и уехала в Париж, чтобы заниматься живописью.
На рубеже 20 века, когда женщины были поставлены под строгие социальные и профессиональные ограничения, Паула Модерзон-Беккер осмелилась стать выдающейся художницей, которая неустанно следовала своей мечте, несмотря на жизнь с мужчиной, высмеивавшим ее искусство, и родителями, считавшими, что она пренебрегает своими «супружескими обязанностями».
Сегодня ее считают первой женщиной, нарисовавшей обнаженный автопортрет. Несмотря на короткую карьеру, закончившуюся ее смертью в возрасте 31 года от послеродовой эмболии, вклад Модерзон-Беккер в модернизм можно сравнить с вкладом Гогена или Пикассо.
Соня Делоне (1885-1979)
Соня Делоне известна как талантливая художница-абстракционистка и основательница (вместе с мужем Робером) движения орфизма в искусстве. Особенный, абстрактный, построенный на формо- и цветосочетаниях художественный стиль Сони сформировался именно под влиянием ее второго и последнего мужа — Робера, последователя кубизма.
Впрочем, живопись была далеко не единственным направлением деятельности художницы. Постепенно, уступая солирующую роль в изобразительном искусстве своему мужу, Соня уходит в сторону текстильного дизайна.
После Первой мировой войны в 1920 году Делоне решает открыть собственный бутик модной одежды, где бы она продавала простые, но красивые вещи, вдохновленные ее же художественными работами.
Соня Делоне была по-настоящему увлечена футуризмом, что видно в ее работах с текстилем и одеждой — от ярких, но структурированных и ритмичных сочетаний цветов до прямых силуэтов.
В разное время она разрабатывала текстиль для Шанель, Жанны Ланвен и Жака Хейма, а также для амстердамского бутика Metz & Co и лондонского универмага Liberty.
Габриэле Мюнтер (1877-1962)
Именно в «Русском доме» Мюнтер в Мурнау было основано движение «Синий всадник», одно из двух пионерских движений немецкого экспрессионизма, которое отдавало предпочтение цвету и форме для достижения духовной ценности искусства.
Ученица, давний партнер и творческий соратник Василия Кандинского, Габриэле Мюнтер была разносторонней художницей. Она была убежденным экспрессионистом, смело экспериментировавшим с реализмом, абстракцией и народным искусством. Ее работы, особенно портреты и пейзажи, отличаются сильными цветовыми контрастами и сокращением форм.
К сожалению, ее блеск и стилистическая сложность часто затмевались излишним вниманием к ее отношениям с Кандинским.
К своему 80-летию в 1957 году Габриэле Мюнтер подарила свою обширную коллекцию картин галерее Ленбаххаус в Мюнхене. Пожертвование состояло из ее собственных работ, обширной коллекции живописных и графических работ Василия Кандинского, а также работ других художников: Франца Марка, Алексея Явленского, Марианны Веревкиной, Августа Маке и Пауля Клее. Благодаря этому пожертвованию Мюнтер превратил Ленбаххаус в музей международного значения, в котором с тех пор находится самая большая коллекция произведений искусства «Синего всадника».
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо! ♥
Еще больше искусства:
• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram: https://t.me/artstudiolo
• YouTube: https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube: https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства: https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66