Найти в Дзене

Гении, сбросившие оковы: Крепостные Черепановы, освободившиеся с помощью своих талантов

Дорогие читатели, этот пример никак нельзя обходить стороной. Как оказалось, на Руси все же были примеры крепостных, которые выбрались из своего рабства с помощью своих талантов. Отец и сын Черепановы, известные нам как строители первого российского паровоза, один из ярчайших примеров таких крепостных. При этом достаточно любопытно еще и глянуть на их разработки, которые могли оказать влияние на их время, но, к сожалению, так и не были в полной мере реализованы. Сын Мирон и отец Ефим Черепановы были крепостными и принадлежали знаменитым предпринимателям Демидовым. Эти несчастные были приписаны к Выйскому заводу. Ефим был назначен «плотинным мастером» завода (по водяным двигателям) в 1807 г. До этого в 1803 г. у него родился сын Мирон, который изначально стал писцом в канцелярии предприятия. В 1822 г. Ефим стал главным механиком на предприятиях Нижнего Тагила. Сын стал его учеником, а позднее - его заместителем по строительной части. С того периода отец и сын как раз и начали во всю про

Дорогие читатели, этот пример никак нельзя обходить стороной. Как оказалось, на Руси все же были примеры крепостных, которые выбрались из своего рабства с помощью своих талантов. Отец и сын Черепановы, известные нам как строители первого российского паровоза, один из ярчайших примеров таких крепостных.

При этом достаточно любопытно еще и глянуть на их разработки, которые могли оказать влияние на их время, но, к сожалению, так и не были в полной мере реализованы.

Сын Мирон и отец Ефим Черепановы были крепостными и принадлежали знаменитым предпринимателям Демидовым. Эти несчастные были приписаны к Выйскому заводу.

Ефим был назначен «плотинным мастером» завода (по водяным двигателям) в 1807 г. До этого в 1803 г. у него родился сын Мирон, который изначально стал писцом в канцелярии предприятия.

В 1822 г. Ефим стал главным механиком на предприятиях Нижнего Тагила. Сын стал его учеником, а позднее - его заместителем по строительной части. С того периода отец и сын как раз и начали во всю проявлять свои мастеровые таланты.

Изображение создано с помощью ИИ Midjourney
Изображение создано с помощью ИИ Midjourney

Еще с 1820 г. Черепановы создали два десятка паровых машин, с помощью которых пытались улучшить процессы добычи золота, железа и меди.

Помимо этого, отец и сын конструировали станки: токарные, винторезные, строгальные, сверлильные. Ими были разработаны проекты машин для производства гвоздей, штамповальные установки и многое иное.

В 1827–1832 годах Мирон смог создать более совершенную установку для промывки золота. Это творение улучшило и ускорило процесс золотодобычи на предприятиях.

В 1825 г. Ефима командировали в Швецию для изучения технологий, а в 1833 г. в Англии он изучил железные дороги. Вернувшись в Россию, они с сыном в 1833-1834 г. построили первый в нашей стране паровоз. Их первый паровоз сильно отличался от английской модели и даже был в определенной степени лучше.

В нем было намного больше дымогарных или жаровых трубок (в английском всего 25, а в черепановском – 80). В то время как английскому паровозу приходилось разворачиваться в конце пути, русский паровоз мог спокойно двигаться назад. По сравнению с английской моделью черепановский отличался еще легкостью и маневренностью. Паровоз мог эффективно работать на узких и извилистых железнодорожных трассах, которые были распространены в России в то время. При этом изобретению придавало больше устойчивости еще и применение широких рельс. Масса паровоза в рабочем состоянии составляла 2,4 т.

-2

В 1835 г. Черепановы построили еще одну модель – более улучшенную, чем вторую. У второй модели были увеличены размеры котла и цилиндров. Благодаря увеличению цилиндров теперь паровоз мог поднять мощность с 30 до 40 лошадиных сил.

Все колёса новой модели имели одинаковый диаметр, в отличие от первого паровоза, у которого бегунковая колёсная пара имела диаметр колёс меньше, чем движущая.

Второй паровоз мог перевозить грузы уже массой 1000 пудов (16,4 т) со скоростью до 16 км/ч.

Отец и сын построили еще и железную дорогу из чугуна от Меднорудянского рудника до Выйского завода. Она была открыта летом 1834 года и стала первой в России. Царскосельская была запущена только через три года.

За строительство этой железной дороги Мирон Черепанов как раз и получил вольную в 1836 году. Его отец получил её раньше - в 1833 году за строительство паровых машин.

К сожалению, эти изобретения так и не были реализованы в отечественном производстве. При этом даже на том предприятии их со временем заменили конной тягой.

Но мы можем увидеть пример того, как правильная реализация таланта может помочь выбраться из рабства. Поэтому нам стоит всем ценить свои таланты и стараться их на полную реализовывать. Такую вещь ни в коем случае нельзя зарывать в землю.

читайте также о великих русских гениях: