В 1913 году в Великобритании был снят фильм "Послание с Марса", а в 1918 году в Дании сняли "Небесный корабль". Эти фильмы не столь знамениты, как ролик "Путешествие на Луну" (разобран здесь):
Можно сказать, что тогдашняя кинопублика в Европе и Америке оставила эти фильмы без особого внимания, поскольку была поглощена Первой мировой войной. Там было не до зрелищ и не до обсуждения межпланетных сообщений.
Обе киноленты имеют явные сходства. Первым из которых является то, что мысль создателей впервые обратилась к Марсу - другой планете Солнечной системы. Второе сходство фильмов состоит в том, что оба они не могут быть отнесены к научной фантастике. Скорее это - космические сказки, фэнтези. Третье сходство: авторы предлагают "импортировать" мораль с Марса на Землю, где её явный дефицит. "Послание с Марса" разобрано здесь:
"Небесный корабль" 1918 года повествует о путешествии уже теперь землян на Марс и обратно.
Ход действия фильма. Как полагалось в те времена в кинематографе, самому путешествию предшествует солидная часть фильма, в которой никто никуда не летит, а зрителя долго и нудно знакомят с героями повествования и отношениями между ними. Герои обсуждают план полёта и готовят свой небесный корабль "Экзэльсиор" ("Всё выше" - лат.), о котором затем будет сказано отдельно. Есть и эпизод публичной демонстрации планов достичь Марс. Кстати, на тот момент распространённое клише Марса - это планета, покрытая сетью каналов Скиапарелли.
Главный герой командир корабля Аванти ("Вперёд" - лат.), его отец и сестра полны возвышенных чувств по поводу предстоящего путешествия. Есть у их замыслов и коварный завистник профессор Дубиус ("Сомневающийся" - лат.), который пытаетсся сорвать пресс-конференцию Аванти, издевательски просит Аванти заехать по дороге на Венеру, чтобы передать письмо, а затем проклинает улетающих путешественников.
Главные положительные герои много и усердно молятся и вообще взывают к божественному. Это также работает на общий замысел и посыл авторов фильма. Сестра Аванти говорит о путешественниках: "Они живут ради веры!"
Полёт на Марс продолжается дольше, чем было задумано и вычислено: аж 6 месяцев! Самым страшным испытанием для героев оказывается "бесконечная космическая ночь", нависшая со всех сторон тьма.
Среди команды "Экзельсиора" зреет мятеж. Зачинщик мятежа - Дэвид Дейн, американец, здоровенный мордатый тип из простых "матросов" корабля, который вовлекает команду в пьянство и моральное разложение.
В довершении всего он требует прекратить экспедицию и поворачивать на Землю. Другие "матросы" его поддерживают. Мятеж показан круто замешанным на алкоголе.
Причём, попытки "офицеров" корабля подавить мятеж, в том числе - угрозой использования револьверов - не приносят результата. У мятежников тоже есть револьверы.
Тогда командир экспедиции Аванти публично взывает к Богу с молитвой. Бунтари притихают, принимая смиренные позы. Тут же "Экзельсиор" ускоряет свой полёт - и вот он уже летит в атмосфере Марса. Здесь в ход действий явным образом вмешиается Провидение. "Вот что крест животворящий делает!"(С).
На Марсе их уже ждут. На холме находится сооружение наподобие пирамиды майя или древней Месопотамии. Наблюдающие за полётом человекообразные марсиане прекрасно знают, что к ним летят с Земли. Уже готова встреча.
Земляне облачаются в кожаные шлемы с очками, закрывающими всё лицо, и кислородными приборами, укреплёнными спереди на животе. Обращают на себя внимание шесть ручных гранат, закреплённых у каждого космонавта на поясе.
На тот момент уже известны действия штурмовых подразделений немецкой армии по взлому оборонительных линий Первой мировой войны. Арсенал гранат на длинных рукоятках - это визитная карточка штурмовиков того периода. Это максимум средств разрушения, которыми мог быть вооружён отдельно взятый человек. То есть, прилетев на Марс, земляне "вооружены до зубов".
Однако ничего этого не понадобилось. Давление и состав атмосферы, а также температура на Марсе оказываются вполне земными, а марсиане - это безобидные "травоядные" люди, приветливые и просветлённые "божьи ягнята". Похоже, что женщин заметно больше, чем мужчин.
О внешнем облике марсианского начальства надо сказать отдельно.
Кому-то из кинообозревателей головные уборы жителей Марса напомнили прозрачные кокошники (ха-ха! дядьки в кокошниках!). Однако исходя из общего контекста понятно, что авторы фильма намекают на религиозную, христианско-эзотерическую символику. Перед нами - почти что облачение христианских священнослужителей (епископов у итальянских католиков или у датских протестантов) с характерной митрой на голове.
Точно так же, как в "Послании с Марса", дело здесь не обошлось без "крукс ансата" ("египетского креста", "узла жизни"), который в тайных эзотерических учениях розенкрейцеров, масонов и иллюминатов символизировал мудрость и бессмертие. "Египетскими крестами" расшиты одеяния марсианских мудрецов.
Встреча обставлена максимально торжественно. Марсиане преподносят землянам глобус Земли как символ всеведения-всезнания, и (в особом обеденном саду) фрукты как символ мирной вегетарианской жизни. Земляне предлагают им мясные консервы и вино.
Здесь - новый поворот сюжета. В ответ на вопрос марсиан, где это они взяли "мертвятину", земляне тут же демонстрируют - где. Аванти вскидывает револьвер и сбивает крупную птицу. От звука выстрела толпы марсианского простонародья взволновались и кинулись посмотреть, что случилось. Земляне паникуют, один из них кидает гранату, взрыв убивает одного из марсиан.
"Война и грех! Убийство и кровь! Это необходимо искупить!". И грешников ведут в Дом Суда.
Оказывается, что там земляне должны судить себя сами. Катарсис наступает у них от просмотра кровавых кинохроник ранней истории Марса. Марсиане тоже убивали друг друга огнём и железом. В этих хрониках только фигура священника оказалась способна остановить кровопролитие.
Аванти терзается угрызениями совести и клянётся, что никогда больше не убьёт живых существ (хотя накал страстей был такой, что я ожидал, что он застрелится...).
Земляне выбрасывают револьверы и гранаты, на них накидывают "одеяния невинности", а убитый марсианин чудесным образом воскресает. Разительный контраст по сравнению с земной юстицией!
Тут Аванти зело заинтересовался девой - дочкой главного мудреца, которая вела судебный процесс и "исполнила искупление". Разумеется, между ними завязывается романтическая линия сюжета.
Вечером - марсианская "дискотека", где земляне исполняют с марсианками "танец целомудрия". Далее следует множество других сцен марсианской жизни, столь же благостных, чисто-невинных и умильно-просветлённых.
По контрасту тут же показываются сцены из жизни земной: бытовые издевательства, драки, азартные игры на деньги, распутные танцы с моральным разложением - которые современного зрителя по уровню развратности и падения нравов вряд ли впечатлят.
Вообще-то ожидаешь, что нам тут же и покажут сцены Первой мировой войны: артподготовку, окопную войну, газовые атаки, горы трупов. Но почему-то - нет, не показали...
В то время как отец и сестра на Земле оплакивают Аванти, считая его погибшим, а всю экспедицию - закончившейся крахом, Аванти тем временем крутит целомудренную любовь с дочкой главного мудреца Марса. По марсианскому поверью, если влюблённые приснятся друг другу - то всё, они помолвлены. Марсианские ночи благоухают, и сады полны светящихся цветов.
Между прочим, по просьбе экипажа "Экзельсиора" марсиане зажигают гигантские огни в виде созвездия Короны (имя сестры Аванти) - это видят в телескоп на Земле и приходят к выводу, что экспедиция не погибла.
Тем временем просветлённые земляне возвышенно бродят по марсианской обсерватории, и решают, что им надо возвращаться на Землю - нести заблудшим свет марсианской морали.
Даже американца Дэвида пробрала эта мораль, и он клянётся, что Марс сделал его лучше. Медлить нельзя, скорее на Землю!
Земляне в "плащах целомудрия" грузят на корабль марсианские фрукты. Разумеется, что дочка главного марсианского начальника тоже летит с Аванти, это не обсуждается.
Кстати, выясняется, что батя её тоже готов к путешествию: "Я чувствую, что моя жизнь осуществилась, и я готов к счастью смерти". Проясняется вопрос, как же марсиане не заполоняют всю планету, если они бессмертны и способны воскрешать погибших: они уходят из жизни добровольно, когда чувствуют, что всё, что должно было случиться в их жизни - уже произошло. В торжественной обстановке главный начальник Марса выпивает чашу с ядом и во главе праздничной процессии уходит в Пещеру Умерших.
Перед смертью он напутствует землян: "Вы должны быть такими, как мы". После Пещеры Умерших главный мудрец уплывает на Остров Умерших. Процедура эвтаназии продолжается долго и сопровождается массой символических деталей.
Итак, земляне улетают. Напоследок марсиане их снабжают идеями: "мы все одинаковые", "только силой любви можно достичь процветания". Аванти увозит с собой марсианку как символ моральных принципов, которые он собирается привезти земному обществу.
Обратный путь достаточно затянутый. Скажем только, что "Экзельсиор" садится в грозу, и скептик-маловер профессор Дубиус, который опять вылез на обрыв, чтобы вознести проклятья экспедиции, получает удар молнии и погибает. Здесь опять - рука Провидения, которая карает тяжкий грех неверия.
В остальном всё прекрасно: толпы встречающих, торжественный кортеж, общий восторг. Аванти знакомит свою марсианку с отцом...Занавес.
Идеи фильма. Понятно, что главный деформирующий фактор периода - это Первая мировая война. Только люди, видевшие её, способны были смотреть все эти приторно-сладкие картинки жизни марсианских пацифистов. Как сохранять мир - вот тот вопрос, который в моменты серьёзных войн приобретает экзистенциальный характер.
И авторы фильма отвечают, как: только религия! Для начала ХХ века распространенным было мнение: именно христианство - вот источник морали и её хранитель! В фильме хилиазм - "тысячелетнее царство Божье на Земле" - перенесено на Марс. Точно так же, как в фильме "Послание с Марса", авторы не верят, что моральный гуманизм может сохраниться на Земле. Пацифизм, вегетарианство, чистая мудрость, добровольная эвтаназия, гуманные порядки - всё это, по мнению авторов фильма, возможно только через апелляцию к божеству, к некой Высшей Сущности.
Сам полёт "Экзельсиора" является символом современного (авторам) общества европейского "культурного круга". Падение морали и назревающий бунт (выраженный, кстати, Русской революцией, которая запустила революционный процесс по всей Европе именно в 1918 году) - вот что спровоцировала Первая мировая война. Импорт религиозной морали с Марса - вот что способно противостоять военным авантюрам землян.
К началу ХХ века космос и другие планеты - ассоциировались с религиозными представлениями о Том Свете и потусторонних божественных сущностях. Вступая в противоречие с представлениями авторов фильма, следует сказать, что европейское общество на тот момент всё ещё вполне религиозно. Однако набожность и вера в Волю Провидения, благостная жизнь религиозных общин еще никогда в истории не останавливали никакую из войн...
Напоследок надо остановиться на технической идее фильма.
Межпланетный корабль "Эзельсиор" - это совмещение образов (уже сложившихся в тогдашнем массовом сознании) - дирижабля и самолёта. "Пузатые" обводы корпуса, к которому приделаны этажерчатые крылья самолёта-биплана. А сзади крутится толкающий винт.
Взлёт корабля выглядит как взлёт самолёта: с поросшего травой поля. В иллюминаторы экипаж долго наблюдает проплывающие внизу живописные пейзажи. И так постепенно и незаметно, поднимаясь всё выше, "Экзельсиор" оказывается в космосе.
Понятно, что ни самолёт с толкающим винтом, ни дирижабль не могут покинуть газовую оболочку атмосферы. Сам принцип их движения основан на том, что они опираются на некую материальную среду, которая в космосе отсутствует.
Авторы фильма намеренно избежали обсуждения вопроса "пушкой или ракетой?", который возник ещё в XIX веке. Они попытались просто совместить покорение космоса, и картины авиационных рекордов полётов на самолётах и цепеллинах, знакомых массовому зрителю во втором десятилетии ХХ века.
Но сама по себе идея "самолёт в космосе" вполне рабочая.
Первым серьезным проектом ракетоплана стала "Сильберфогель" немецкого конструктора Э. Зенгера. Проект самолёта в Третьем Рейхе, который должен был взлетать по-ракетному, потом снижаться по баллистической траектории до плотных слоёв атмосферы, отскакивать от них, как плоский камешек от водной поверхности. И так - много раз. Долететь до Америки и сбросить бомбы. И, планируя дальше, сесть где-нибудь на территории Японской империи.
В кинофильмах космической фантастики второй половины ХХ века "посадка по самолётному" обыгрывалась неоднократно ("Покорение космоса", "Дорога к звездам", "Планета бурь", "Одиссея-2001", "По ту сторону Солнца").
В реальности посадка "по-самолётону" была реализована в программах "Спейс Шаттл" ("Пространственный Челнок", США, 1981), "Энергия-Буран" (СССР, 1988), Х-37 (США, 2010).
Во всех этих случаях используется планирование при помощи подъёмной силы крыльев и корпуса. В данном случае используется тормозящее свойство атмосферы, и возможность долговременного планирующего полёта в ней. В космос же такие аппараты запускаются обычными ракетами.
Со стартом в космос "по-самолётному" всё сложнее. Газовая среда земной атмосферы - это препятствие для разгона, и ракеты стараются преодолеть эти слои почти вертикально. Полого взлетать сквозь атмосферу имеет смысл только в том случае, если свойства атмосферы использовать для разгона. Пока единственное известное её свойство в этом плане - наличие кислорода, то есть окислителя для реакции горения в ракетном двигателе. Однако набегающий гиперзвуковой поток способен потушить любое горение. Тут надо исхитриться и что-то придумать.
Один из вариантов - проект магнитогидродинамического самолёта "Нева"/"Аякс" (СССР/РФ), где набегающий поток перед камерой сгорания сначала тормозится мощными электромагнитами, а после неё - вновь ускоряется.
Другой вариант - проект "Скайлон" (Великобритания) с комбинированными воздушно-реактивными двигателями, где главный принцип - охлаждение набегающего потока с примерно 1000 до -150 С. Первый проект имеет неопределённый статус, второй - был закрыт в 2024 году.
Так что спуск "по-самолётному" к настоящему времени кажется более перспективным, чем старт "по-самолётному".
"Экзельсиору" до старта пока ещё далеко...
Друзья, если было интересно - можно подписаться или поставить лайк. Или задать умный вопрос. Или не очень умный)