В обширном собрании велосипедных фонарей, хранящемся в коллекции Веломузея, этот прибор занимает особое место. Лампа, имеющая коммерческое название «Alpha», относится к обширной группе ацетиленовых (карбидных) фонарей, не выделяется среди них необычным дизайном, отличным от всех других устройств.
Фонарь «Alpha» изготовлен во Франции в 1900-1910-х годах. Никакой дополнительной информации о производителе мне найти не удалось.
На первый взгляд, лампа вообще больше похожа на свечную, нежели на ацетиленовую – из-за характерной удлиненной формы корпуса. На самом деле, это «карбидник», но отличающийся действительно удивительной конструкцией. Лампа состоит из двух частей – верхней, включающей в себя рефлектор и резервуар для карбида, и нижней – состоящей из водяного бачка, пантографа для подвески фонаря к велосипеду и пенала, в который вставляется верхняя часть. Нижняя часть фактически представляет собой открытую ванну с запорной арматурой в виде краника в донной части.
Рефлектор неглубокий, небольшого диаметра, включает в себя алюминиевый отражатель, откидной ободок со стеклом и миниатюрный «грибок», прикрывающий отверстие для вытяжки продуктов горения. Рефлектор можно легко снять с фонаря, просто открутив барашковую гайку.
Карбид закладывается в патрон, расположенный в верхней части фонаря, после чего эта половинка с предварительно надетой резиновой манжетой в качестве прокладки вставляется в нижнюю часть и фиксируется кольцевой гайкой. Вода заливается в резервуар, после чего открывается запорный клапан в донце (у моего экземпляра утрачен «флажок» управления клапаном). Вода поднимается от дна пенала для карбида и начинается реакция. Выделяющийся ацетилен поступает по металлической трубке в горелку, где его поджигают – и, вуаля – да будет свет! ;-)
Зачем такие сложности в конструкции и есть ли у них разумное объяснение? Честно говоря, я не нашел, сколько не искал, каких-либо особенных достоинств у этой странной системы перед классикой. Легкий вес? Да вроде он особо не отличается от конкурентных конструкций… Такое впечатление, что создатели фонаря руководствовались исключительно желанием создать «что-то эдакое, ни на что не похожее». ;-) Им это безусловно удалось, но вот популярной эта лампа так и не стала. Вероятно, велосипедисты «проголосовали рублем», то есть франком, за более консервативные и проверенные конструкции. Но! Эта лампа в итоге стала очень редкой и желанной для коллекционеров в качестве иллюстрации тупиковых ответвлений в конструировании систем велосипедного освещения. А я могу похвастаться наличием такого редчайшего экземпляра в коллекции! ;-)
Посмотрите публикации, посвященные истории велосипедного освещения: