Найти в Дзене
всё ПРО уголь

«Без него, как без рук…»: о работе погрузчика на угольном разрезе и профессии водитель погрузчика

Оглавление

Когда речь заходит о технике, задействованной на угольном разрезе, в памяти сразу всплывают такие гиганты как экскаваторы, самосвалы или буровые установки.

Но скромный по габаритам погрузчик не уступает этим исполинам в значимости и выполняет широкий спектр функций в круглосуточном режиме. Погрузка угля в самосвалы и вагоны, размещение угля на складах обогатительных фабрик, погрузка угля в дробилки и сортировочные комплексы и транспортировка горных масс во время строительно-технических работ на горных участках – всё это невозможно осуществить без погрузчика.

Какие погрузчики работают на угольных разрезах

Способность поднимать и перемещать тяжелые грузы, при этом свободно выполняя маневры на технологических дорогах, делает погрузчик незаменимым помощником на горном предприятии.

Виды этих машин разделяются по типу привода (электропогрузчики, работающие на электрохимических перезаряжаемых элементах, и погрузчики с двигателем внутреннего сгорания), грузоподъемности и конструкции (колесные и гусеничные, телескопические и вилочные погрузчики).

В зависимости от назначения погрузчики делятся на несколько категорий: вилочные, платформенные, манипуляторы, скребковые, ленточные, роторные, шнековые и ковшовые. Именно последняя категория чаще всего применяется в работе угольных разрезов.

Погрузчик Komatsu на угольном разрезе
Погрузчик Komatsu на угольном разрезе

Фронтальные одноковшовые погрузчики отличаются производительностью и функциональностью. Важное значение имеет доступность комплектующих, поскольку технике приходится работать практически круглосуточно. В приоритете угольных предприятий марки, которые обладают большим ресурсом двигателя и коробки передач.

«На разрезе «Виноградовский» в работе более 20 погрузчиков. В основном марки Komatsu WA470, WA600, WA700 и Liebherr L 566. Мощные двигатели, надежные коробки передач и гидравлика данных моделей позволяют выполнять весь необходимый фронт погрузочных работ. Так как работают наши машины 24 часа в сутки в любую погоду, мы регулярно проводим их тщательный технический осмотр. Ремонт, в случае необходимости, делаем только в фирменных сервисных центрах, чтобы исключить технические ошибки и продлить срок службы техники», - рассказывает Владимир Волков, начальник автотракторобульдозерного участка.

Также специалисты отмечают, что немаловажной характеристикой погрузчика является размер ковша. На разрезе «Виноградовский» погрузчики вооружены ковшами вместимостью от 5 до 13 м³ горной массы. Это значит, что за 12-часовую смену один погрузчик в среднем перевозит от 3000 до 6000 м³ горной массы.

Работа погрузчика на погрузке угля
Работа погрузчика на погрузке угля

Как устроиться работать водителем погрузчика на угольный разрез

Как бы ни была хороша техника, без водителя она не работает. Поэтому так важно, чтобы в работу технику приводил высококлассный водитель.

Рабочая смена водителя погрузчика на угольном разрезе традиционно начинается с медосмотра, оформления приёмки техники и получения наряда, где расписан фронт работ. После этого специалист отправляется либо на дорожный, либо на погрузочный участок, где в течение 12 часов выполняет работу в соответствии с нарядом. В завершении работы, машинист оценивает состояние техники и оформляет документы по сдаче смены. Главная задача водителя - выполнить свой наряд своевременно и в полном объёме.

А прийти в эту профессию можно хоть с 18 лет. Так, на разрезе «Виноградовский» возраст водителей погрузчика варьируется от 21 года до 65 лет.

На угольном разрезе водители погрузчика работают посменно
На угольном разрезе водители погрузчика работают посменно

Профессиональная подготовка водителя погрузчика начинается с прохождения профильных курсов в различных учебных центрах, а также профтехучилищах, и получения документов о присвоении рабочей специальности «водитель погрузчика».

На угольном разрезе работают преимущественно специалисты, получившие с 5 по 7 разряды:

  • 5 разряд: позволяет эксплуатировать погрузчики с ДВС от 73,5 кВт и использовать машины до 147 кВт с экскаваторным, скреперным, бульдозерным оборудованием.
  • 6 разряд: необходим для управления погрузчиками с ДВС от 73,5 до 200 кВт, в том числе при оснащении экскаваторным ковшом, бульдозерным отвалом и т.д.
  • 7 разряд: разрешает работать на любых погрузчиках с ДВС от 200 кВт, включая оснащённые телескопическими стрелами.

Так как погрузчики различаются конструктивно (ходовой частью и типом двигателя), удостоверения трактористов-машинистов можно получить в соответствиии с разрядной сеткой по четырём категориям. На разрезе важны последние три категории:

  • С — позволяет управлять колесными погрузчиками с ДВС мощностью 25,7-110,3 кВт. Она актуальна для водителей 4, 5, 6 и 7 разрядов.
  • D — допускает к работе на колесных погрузчиках с ДВС мощностью от 110,3 кВт. Категория подходит для специалистов 4, 5, 6 и 7 разрядов.
  • Е — дает право на управления гусеничной техникой с ДВС мощностью от 25,7 кВт. Она тоже актуальна для водителей 4, 5, 6 и 7 разрядов.

Также специалисты по подбору персонала отмечают, что в удостоверениях сейчас прописывают марки погрузчиков, на которых может работать специалист. Подготовка на базе учебного центра проходит в районе двух – трех недель. Но базовые навыки оттачиваются во время стажировки, при устройстве на работу, продолжительностью до 10 смен.

В крупных промышленных компаниях водители погрузчиков - всегда востребованная профессия
В крупных промышленных компаниях водители погрузчиков - всегда востребованная профессия
«Я пришел работать на разрез по стопам отца, который тоже долго работает на угольном разрезе. Решил просто попробовать: как пойдёт… Отучился несколько месяцев в учебном центре, прошел стажировку, втянулся и вот уже 11 лет работаю. Больше всего нравится выполнять наряды по строительным работам. Например, был опыт строительства стадиона для производственных соревнований на базе разреза. Это уже не монотонная работа по погрузке горной массы, а творческая задача, где нужно думать. И конечно же приятно видеть результат своих трудов», - рассказывает водитель погрузчика Денис Смирнов.
-5
«Водитель погрузчика должен быть усидчивым, то есть готовым к выполнению монотонной работы. Добросовестным и исполнительным, ведь важно выполнять все задачи на смену в полном объёме. И ещё обязательно помнить и следовать правилам техники безопасности. На разрезе много различной большегрузной техники, вокруг тонны сыпучих горных пород, поэтому бдительность максимально важна», - рассказывает заместитель начальника автотракторобульдозерного участка (АТБУ) Кирилл Демиденко.

Руководство разреза отмечает, что хоть профессия и не подразумевает карьерного роста, при получении высшего или средне-специального технического образования, можно переквалифицироваться в механики и расти в направлении механического обслуживания горнотранспортной техники.

Погрузка карьерного автосамосвала
Погрузка карьерного автосамосвала

Погрузчики на угольном разрезе в строю 24 часа в сутки 7 дней в неделю и вносят свой значимый вклад в работу по добыче и транспортировке твёрдого топлива. И как отмечают специалисты, остающиеся верными своей простой, но нужной профессии много лет: без погрузчика на угольном предприятии - как без рук!

Погрузка угля в полувагоны
Погрузка угля в полувагоны
Скоро это топливо отправится к потребителям
Скоро это топливо отправится к потребителям
Без погрузчика на производстве - как без рук
Без погрузчика на производстве - как без рук