Давно это было. Решил, значит, я супруге своей к 8 Марта сюрприз сделать. Дефицит в те времена был на всё, а тут, сам не знаю как, мой хороший знакомый предложил мне линолеум, по великому блату. Ну, кто же от такого добра-то откажется? Уж точно не я!
Привезли мы его в гараж и оставили там до заветной даты. Жена моя в гараж никогда не ходила, поэтому там для него было самое надёжное место, чтобы отлежаться и не быть найденным, раньше положенного времени.
Утром, седьмого числа, я отправился на работу, но на самом деле, на этот день, у меня уже был заранее оформленный отгул. Я зашёл за угол, проследил, что все мои домочадцы ушли, и вернулся назад. Поднялся на второй этаж, позвонил соседу и мы, на его Жигулях, привезли ко мне, спрятанный в гараже, подарок. Затащили его на третий этаж и принялись освобождать от мебели самую большую комнату. Когда комната опустела, сосед поспешил к себе, а я взялся выравнивать и скоблить доски покрашенного, на сто рядов, деревянного пола.
День разгорался и, ближе к полудню, в комнате стало невыносимо жарко. Сквозь оконные рамы припекало лучистое солнышко, звенела капель, а шустрые стайки взъерошенных воробьёв с радостью купались в весенних лужах.
Я открыл балконную дверь. В комнаты хлынул прогретый воздух. Духота сменилась уличной свежестью, и работать стало очень комфортно. Сразу скажу, что тогда я много курил, а когда дома никого не было - курил, не выходя из квартиры. Дурацкая, конечно, привычка, которая дорого мне обошлась и многому меня научила.
Работа двигалась своим чередом. Всё получалось ладно и складно. Вдохновлённый процессом, я совершал какие-то действия, на которые вовсе не обращал никакого внимания. Они случались практически бесконтрольно и, в общем-то, машинально. Так я курил, и ловким движением пальцев выбрасывал за балкон обугленные окурки.
В какой-то момент я почувствовал запах дыма. Я огляделся вокруг, но в квартире всё было тихо. На балконе тоже не было никакого огня, не было и паники во дворе, и сирены пожарной машины. Не придав этому значения, я продолжил трудиться, полностью погрузившись в своё ремесло.
Неожиданно, запах дыма усилился. Вот тут-то я и решил уделить этому задымлению должное внимание. Я обошёл квартиру, внимательно оглядел электропроводку, однако ничего подозрительного не обнаружил. Я выглянул на балкон, но и там не было поводов для беспокойства. Между тем, дымом заволокло все комнаты квартиры.
Ничего не понимающий, я выглянул за балкон и… О, ужас! В ту же секунду, всё встало на свои места - на бельевых верёвках, натянутых на балконе снизу, дымился и догорал, повешенный на просушку плед.
Я схватил стоявшую под ногами кастрюлю, набрал в неё, из под крана, воды и стал тушить, сверху, остатки уцелевшей ткани, вокруг огромной дыры, зияющей посередине.
Когда тление прекратилось - радости я не испытал. Настроение внезапно упало, потому как, теперь предстояло оправдываться и краснеть, за собственные, не потушенные окурки.
Я спустился к соседу, позвонил в дверь, только мне никто не открыл, никого не было дома. Поднявшись к себе, я продолжил стелить покрытие, однако мысли мои крутились вокруг той самой дыры, вместо того, чтобы предвкушать восторг любимой жены, ступившей ножками на вожделенный линолеум.
Закончив дело, я вышел к подъезду, сел на скамейку и стал ожидать возвращение соседа. Чего я только не передумал за это время! Вскорости, послышался звук Автовазовского мотора и во двор въехали ухоженные Жигули. Сосед ловко припарковался и, выйдя из машины, сходу спросил,
- Давно ждёшь? Что, пора заносить?
Я, молча, кивнул. Мы проследовали ко мне и расставили по местам, вынесенную доселе мебель. Комната изменилась самым волшебным образом - стала выглядеть дорого и богато. Приятные ощущения от ходьбы по линолеуму, резко отличались от ощущений ходьбы по обычным, вязаным коврикам. Я был невероятно доволен!
- Может быть, по рюмашке? - предложил я соседу. - Обмыть, так сказать, обновку! Ну, и в знак моей благодарности…
Честно говоря, с соседом мы не были закадычными друзьями. Он спортсмен и с машиной, я слесарь - без ничего. У него свои интересы, у меня свои, но мы всегда выручали друг друга и вели добрососедские отношения. А вот жёны наши наоборот - были хорошими подружками, и всё свободное время проводили вместе.
- Это лишнее, - вежливо отказался он. - У меня же первенство на носу.
- А я вот не откажусь, - сказал я, и добавил, - для храбрости.
На самом деле, я очень переживал за прожженный плед, но ещё больше меня беспокоило то, как об этом рассказать спортсмену-соседу. Ведь он был в два раза шире меня в плечах и на целую голову выше. Я выпил - налил и выпил снова.
- Слушай, - продолжил я. - Тут такое дело… Даже не знаю с чего и начать… Пойдём, лучше я всё тебе покажу.
Мы вышли на балкон и, глядя вниз, я указал рукой на остатки сгоревшего пледа.
- Мать моя женщина! - удивлённо вскрикнул сосед. - Если бы я не увидел это собственными глазами, я бы никогда не поверил! Там же дыра больше чем сам плед! - с весельем в голосе пошутил он.
- Я возмещу! - уверенно заявил я. Я даже сам не понял, как такое случилось! Работаю себе, работаю, вдруг, дымом запахло, глядь, а там вон что…
Соседа явно развеселило увиденное. Улыбаясь, он слушал мои оправдания, периодически поглядывая на бельевые верёвки и заливаясь заразительным смехом.
- А мне вот нисколечко не смешно! - вздохнул я.
- Да меня форма дыры забавляет! Представляю выражение лица своей Зины, - смеялся сосед. - и её пороховую реакцию!
С реакцией Зины я уже был знаком. Она всегда была одинаковой - бурной, прямой и красноречивой. Как по мне - так лучше под танк броситься, чем попасть в немилость к соседке.
- Я возмещу! - повторился я. - Сколько нужно? Двести рублей пойдёт? - не дожидаясь ответа, предложил я.
- Двести? - удивился сосед.
- Мало? Давай дам триста, пойдёт?
Сосед на минутку задумался, а потом решительно произнёс, - Ладно, давай свои триста рублей. Не волнуйся, я всё улажу! Я отдал деньги. Сосед тут же спустился вниз, завёл машину и лихо умчал.
Сюрприз удался на славу! Когда жена моя вернулась с работы, она долго не верила в то, что в комнате лежит настоящий линолеум! Радостно прохаживаясь по нему, она с восторгом описывала свои ощущения! Трогала его, восхищалась расцветкой! Естественно, хвалила меня! Естественно побежала к соседке, чтобы пригласить её и похвастаться.
С приходом Зины, квартира наполнилась приятным парфюмом. Сладкий запах наполнил собою комнаты и, от этого, предпраздничное настроение только улучшилось. Подружка искренне порадовалась нашей обновке, однако упомянула и о своей.
- А мне мой, духи к празднику подарил! Французские! Настоящие! Триста рублей, между прочим! - кокетливо пропела она.
От слов «триста рублей» у меня даже ноги подкосились. Уж больно знакомая сумма, резанула слух. Это была моя маленькая заначка, которую я откладывал для себя, а потратил, по глупости на французские духи для соседки. Вот такой случай, однажды, произошёл в моей жизни. Хотел я к 8 Марта сделать один подарок, а получилось два.
Воспоминания А.С.