Почему-то накатили воспоминания, решила их "увековечить", как думаю, все, что происходило имеет право на память.
После окончания института я пошла работать в конструкторское бюро. Группа наша была экспериментальной, на последних курсах 3 дня занимались в институте, 3 дня работали по месту распределения, которое, к слову сказать, должны были найти самостоятельно. Занятно, что предметы были закодированы: ДЦП-1, ДЦП-2, ДЦП-3... к параличу это никакого отношения не имело, расшифровывалось как "дисциплина целевой подготовки". Там же, по месту будущего распределения, писали диплом.
Бюро занималось (и продолжает) конструированием и постройкой военных кораблей, непосредственно в мою недолгую бытность, строили головной корабль проекта NNN, класса БПК (большой противолодочный корабль). Моей темой был автоматизированный выпуск спецификаций по судовому оборудованию. Маленькое приобщение к большому делу, спецификации на тот момент писали вручную. Да, компьютеры уже были, совсем непохожие на то, что имеем сейчас. Создание баз данных, скажу я вам, скучнейшее занятие, 8000 типоразмеров только полок для кладовых, каждую надо запрограммировать, это тоска.
Наш сектор судового оборудования мог похвастаться единственным мужчиной, начальником, все остальные исключительно женщины. Разговоры соответствующие. После Павловской реформы помню искреннее возмущение: "Говорят, все подорожало в 2 раза! Я вчера платье дочке купила, в 5, в 5 раз дороже!" На что начальник философски заметил: "Платье в 5 раз, презервативы не подорожали вообще, в среднем как раз в 2 раза..." В курилке делились насущным: "Вот дура-то я, никогда не брала денег в долг, сейчас бы легко отдавала..."
Тотальный дефицит всего достиг апогея. В наше КБ, наверняка и в другие места, устраивали выездные торговли универмаги. О! Это круче кораблей, три дня никто не работал — накануне предполагали, что же привезут, составляли списки очередей, предвкушали. В день приезда торговых сетей, можно смело добавить, праздничный день, соответственно томились в очереди, не до проектов, покупали что досталось, обменивались мнениями. Наконец, обменивались товаром, по простой причине, брали что дают, не всегда нужное, не всегда твоего размера.
Зарплата была достойной, у меня 160 р/месяц, кто помнит те времена, поймет, что неплохо. Даже и подорожание в среднем в 2 раза в нищих нас не превратило. В 1991 ушла в декретный отпуск, забегая вперед, к моменту выхода в 1994 моя з/п оставалась ровно той же, но теперь ее хватало на дорогу до работы и обратно, плюс чашечка кофе в обеденный перерым. Работать, чтобы ездить на работу (2 часа туда, столько же обратно), мне показалось непродуктивным и просто уволилась.
Старший сын к тому времени пошел в школу. Само здание просто кричало о ремонте, чтобы как-то сделать обучение уютнее, родители клеили стены классов обоями, приносили из дома шторы, люстры. В нашем классе был уголок с ковром, пожертвование родителей, дети играли на нем в перемены. Мы принесли электрический самовар, еще советский, кто помнит, по очереди покупали чай, сахар и белый хлеб, у кого было, делились вареньем.
Класс собрался очень разношерстный. Учительница, пожилая Александра Ивановна, ставшая настоящей доброй бабушкой для детей — делились с ней всем, говорила на собрании, что на первом уроке половина отсутствует, они просто ждут перемену. На перемене после первого урока чаепитие с булкой с вареньем, жизнь начинала играть новыми красками.
Как-то брат с сестрой из многодетной семьи, одноклассники сына, попросились к нам в гости. По дороге мальчик делился, что никогда не бывал в Петербурге (меньше часа до центра от нас), а девочка спросила, покормлю ли я их. После утвердительного "конечно", сказала, что очень не любит грибной суп...
Помню талоны на продукты, мы с подругой за 100 км ездили в город с нефтеперерабатывающим заводом. Потому что там были выше нормы отпуска на талон, да и ассортимент побогаче. А из одного куриного окорочка (те самые ножки Буша) я умудрялась приготовить первое, второе и компот...
Жили мы в семейном общежитии, обычная 2-комнатная квартира на 2 семьи. Соседка, хорошая женщина, даже еще девушка с ребенком, из воспитателей детского сада пошла работать в "ларек". Тогда они только начинались, обыкновенная металлическая будка, в которой зимой очень холодно. Для согрева продавцы принимали 100 гр, соседка втянулась, а женский алкоголизм, как известно неизлечим. Все перипетии тех лет описывать не стану, но я в любое время суток спокойно ходила по городу — все маргиналы знали меня как соседку.
Муж в день зарплаты приносил кучу, в прямом смысле, денег, почему-то выдавали монетами. Было время, что всю эту кучу мы делили на кучки, чтобы раздать долги и одалживать по-новой.
К чему все это вспомнилось? Как не удивительно, не считали, что плохо живем. Как-то после урагана случилась крупная авария и пропал свет, следом за ним вода. Трое суток, подъезжаешь к городу, а народ косяком с ведрами на Неву. Друзья смеялись "осталось отключить газ", но на наше "случись подобное у вас, куда пойдете за водой?" призадумались.
Мы были молоды, были неизлечимыми оптимистами, и никакие трудности не убили чувство юмора. Что бы не происходило в жизни, обязательно прорвемся...
P.S. все иллюстрации из интернета