Где: Выставочные залы Государственного музея А.С.Пушкина на Арбате
Адрес: Арбат, 55/32 (вход со стороны Денежного переулка)
До: 16 марта 2025
Выставка «Художественные миры Артура Фонвизина» камерная, около 70 работ в двух небольших залах, но необычайно очаровательная и очень интересная. На мой взгляд, есть минимум три причины посетить экспозицию на Арбате.
Причина первая. Практически все работы из одного частного собрания.
Коллекционер Сергей Александров, представляющий работы на выставке, рассказывает:
«С акварели Артура Фонвизина «Портрет девушки в красном» началась история моего собрания живописи и графики российских художников ХХ века. Я с первого взгляда влюбился в эту работу и ее автора. Ощущение свежести и свободы в сочетании с волшебством, которым наполнены акварели Фонвизина, во многом определяли выбор работ и мастеров в постепенно растущей коллекции, которая со временем стала главным делом моей жизни».
Причина вторая. Неповторимая манера акварелей Артура Фонвизина.
Художник работал в технике “мокрой акварели”, контуры объектов получаются расплывчатыми, воздушными, плавно перетекающими друг в друга. Изображения приобретают мечтательную дымку, легкость, но сама техника очень сложная, т.к. наплывы краски контролировать практически невозможно. Фонвизин не использовал никаких предварительных карандашных набросков и сразу наносил краску на поверхность бумаги.
Некоторые работы напоминают миражи, в которых есть место и сказке, и радости, и светлой грусти.
«Акварель — мистическая техника. Она капризна, эти работы хорошо бы смотреть в оригинале. Даже высокого качества копии, иногда, не в состоянии полностью передать аромат и настроение работ. Волшебница-Вода любит личное свидание и желает поговорить со зрителем tête-à-tête».
Артур Фонвизин
Причина третья. Знакомство с биографией художника.
К выставке был подготовлен каталог с уточненной биографией Артура Фонвизина, выверенной историком-архивистом Татьяной Николаевской. Она изучила переписку художника из архивов Третьяковской галереи с друзьями Михаилом Ларионовым и Константином Зефировым (около 150 писем). При этом Татьяна Николаевская была первой, кто расписался в книге посетителей этого архива за все годы его существования. В результате в биографию художника, представленную в Википедии, были внесены значительные коррективы.
Артур Владимирович Фонвизин прожил долгую жизнь — девяносто лет. Он родился в 1883 году в Риге в семье чиновника Лесного департамента министерства государственных имуществ, ученого-лесовода Вольдемара Карловича фон Визена, предки которого переехали из Германии в Россию во времена Екатерины Великой. Кстати, ранние работы художника подписаны его настоящей фамилией “фон Визен”.
Один из самых часто повторяющихся мотивов в работах Артура Фонвизина - цирк. Удивительная серия наездниц, каждая из которых неповторима.
Почему этот сюжет занимал художника всю жизнь? Ответ кроется в его детстве. Артур рос замкнутым ребенком, до семи лет практически не разговаривал, в некоторых источниках даже пишут, что он страдал аутизмом. Чудесная перемена произошла с мальчиком во время посещения цирка Чинизелли. Потрясенный праздничной атмосферой и яркими красками, Артур начал не только говорить, но и рисовать.
В 1900 году Артур фон Визен был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там он познакомился с Михаилом Ларионовым, будущим авангардистом. В 1903 году за достигнутые успехи Артур был переведен в головной живописный класс, где его педагогами стали Константин Коровин и Валентин Серов. Но в 1904 году ставшие к этому моменту большими друзьями Ларионов и фон Визен без разрешения администрации устроили в учебном классе Училища показ своих работ, который вызвал ехидные комментарии их однокашника Сергея Судейкина. Артур фон Визен болезненно воспринял замечания товарища и ударил его. За участие в несанкционированном показе и агрессию по отношению к однокашнику он был отчислен из Училища.
Свое образование художник продолжил в Мюнхене, где тогда была целая колония русских художников, обучающихся в свободных академиях и школах: Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин, Давид Бурлюк, Василий Кандинский. Все время пребывания в Мюнхене художник жил в основном за счет средств, получаемых от продажи своих работ другом Ларионовым в России.
Периодически художник приезжал в Россию для участия в различных выставках. Он стал заметным участником выставок таких объединений как «Голубая роза», «Венок-Стефанос», «Золотое руно», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мир искусства».
В 1910 году художник вернулся в Россию, жил у родителей в Мологе, а бывая в Москве, неизменно останавливался у Михаила Ларионова, но из-за расхождения творческих взглядов произошло охлаждение в их взаимоотношениях, которое в 1912 году привело разрыву из-за нежелания Артура Владимировича ассоциировать свое творчество с авангардистами.
В 1911 году в доме художника Всеволода Шервуда произошла встреча со старым знакомым еще по Мюнхену — художником Константином Зефировым, переросшая в крепкую дружбу.
Артур Фон Визен присоединился к тамбовскому Товариществу художников, вместе с которыми писал лозунги, транспаранты, портреты вождей революции, оформлял город к празднованию первой годовщины революции, подписываясь уже как Артур Фонвизин. Возглавил в Тамбове студию изобразительного искусства Пролеткульта, в которой преподавал живопись и рисунок. Во время захвата города белогвардейскими частями генерала Мамонтова спас фонды тамбовского Товарищества художников и художественные произведения от уничтожения.
В 1922 году стал членом творческой организации «Маковец», участвовал в её выставках.
В 1927 году Артур Фонвизин перебирается в Москву, он живет у своего друга Константина Зефирова. Здесь происходит знакомство с художницей Наталией Осиповной Малкиной, которая стала его супругой.
В 47 лет Фонвизин окончательно перешёл от живописи маслом к акварели. Когда слухи об этом дошли до Михаила Ларионова, он написал старому другу: «Артур, ты, кажется, сошёл с ума. Акварель — это же баловство. Подумай, на что ты будешь жить?».
Написав акварельный портрет Натальи Малкиной, еще до женитьбы на ней, Артур Фонвизин начал создавать галерею женских акварельных портретов. И он в совершенстве овладел тайной женского образа.
В Государственном Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1936 году состоялась первая персональная выставка Артура Фонвизина. Там царствовал образ Женщины, начиная от цирковых наездниц и заканчивая известными актрисами, но как этот образ был далек от официального советского искусства тридцатых годов! Художник был причислен советской прессой к главарям «шайки формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин).
Во время Великой Отечественной войны из-за своего немецкого происхождения Фонвизин был отправлен в Караганду. После коллективного ходатайства деятелей искусства, среди которых были Александр Веснин, Вера Мухина, Владимир Татлин и Петр Кончаловский, Артур Владимирович получил возможность вернуться в Москву. Жил с семьей в огромной коммуналке в восьмиметровой комнате.
В отдельную однокомнатную квартиру художник переехал только в 1952 году, больше всего радовался наличию балкона, где можно было разводить цветы и писать их с натуры.
Творческой музой Фонвизина в этот период стала Алла Белякова. Яркая красавица-брюнетка из аристократической семьи вращалась в богемных кругах. Увидев акварели Артура Фонвизина, она решила у него учиться.
Из воспоминаний Аллы Беляковой: «…Я уже знала техническую акварель и рисунок так, как преподают в архитектурном, а здесь неизвестный мне Фонвизин, только что приехавший из эвакуации. На Кировской, в восьмиметровой комнатке для прислуги, он жил с женой и сыном Сережкой. …Когда я впервые увидела работы Артура… Нет, впечатления передать невозможно. Влюбилась в его акварель навсегда, насмерть. Год его уговаривала давать мне уроки. Он упирался… Первый урок состоялся перед 8 Марта — как подарок судьбы мне, ставшей его последовательницей в творчестве…Я оставила архитектуру, чтобы посвятить себя полностью акварели. Как он учил? Не мочить бумагу, брать на кисть много воды, чтобы акварель текла играючи. Не делать подготовительного рисунка. Если делается рисунок, то потом, когда пишете, рисунок и акварель никогда не совпадают. Если только это не техническая раскраска. Рисунок — геометрия. Акварель — музыка, движение!».
Фонвизин создал более пятидесяти портретов Аллы Беляковой в разных образах. Это были чистые отношения учителя и ученицы, художника и музы, двух творческих единиц.
В 1970 году Артур Владимирович Фонвизин получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1973 году его не стало.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Присоединяйтесь к моему Телеграмм-каналу, чтобы не пропустить интересные выставки в столице.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Артур_Фонвизин #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты