Найти в Дзене

Психологический обзор книги Рейчел Йодер «Ночная сучка»

Несколько месяцев назад я написала разбор одноименного фильма. Данный текст вызвал большой позитивный резонанс у моих подписчиц, поэтому я считаю очень важным поделиться своим психологическим мнением и о самой книге – первоисточнике. Это, как я поняла, первый роман автора и, по-моему, это блестящее начало! Книга мне понравилась, на мой взгляд, фильм она не заменяет, так как в обоих произведениях, литературном и художественном, немного по-разному расставлены акценты и в книге много интересных нюансов, которых нет в фильме. При этом, кино снято очень близко и бережно к оригинальному тексту. Какие же есть отличия? - фильм смотрится довольно легко. Книгу же ближе к середине мне было очень тяжело читать, уж очень давило состояние главной героини. Позже это ощущение ушло. - если кино вызывало недоумение в некоторых вопросах, например, почему главная героиня не расставляет границы в общении с сыном? Почему не отдает в детский сад? То в книге данным моментам уделено внимание. Героиня кричит на

Несколько месяцев назад я написала разбор одноименного фильма. Данный текст вызвал большой позитивный резонанс у моих подписчиц, поэтому я считаю очень важным поделиться своим психологическим мнением и о самой книге – первоисточнике. Это, как я поняла, первый роман автора и, по-моему, это блестящее начало!

Книга мне понравилась, на мой взгляд, фильм она не заменяет, так как в обоих произведениях, литературном и художественном, немного по-разному расставлены акценты и в книге много интересных нюансов, которых нет в фильме. При этом, кино снято очень близко и бережно к оригинальному тексту.

Какие же есть отличия?

- фильм смотрится довольно легко. Книгу же ближе к середине мне было очень тяжело читать, уж очень давило состояние главной героини. Позже это ощущение ушло.

- если кино вызывало недоумение в некоторых вопросах, например, почему главная героиня не расставляет границы в общении с сыном? Почему не отдает в детский сад? То в книге данным моментам уделено внимание. Героиня кричит на сына от усталости, а потом извиняется, пытается выкроить для себя время, у мальчика был неудачный опыт посещения детского сада.

- и книга, и фильм – это сатира на современное отношение нашего общества к материнству. Фильм, делает это своеобразно и легко, а вот в книге сатиры много, и она более жесткая. Читать это где-то весело, где-то грустно, но не согласится с мыслями автора, в принципе, нельзя, потому что все так и есть.

- в книге очень классная и смешная линия про других мамочек из «книжных малышей». В кино она урезана и не передает полный смысл, на мой взгляд. В романе же автор сатирически показывает нам мир женщин в декрете, которые бросают свою работу и выбирают модные профессии из «трендов», также затрагивая тему «успешного успеха». Я не буду заранее спойлерить, но мне понравилась эта линия, потому что у меня реально есть такие знакомые.

- книга еще более фантасмагорична и метафорична, в отличие от фильма.

В чем же основная мысль книги?

Основные смыслы я описала в своем разборе кино «Ночная сучка» и они идентичны с книгой, поэтому я не буду повторяться.

Из книги можно многое почерпнуть. Она многогранна и затрагивает множество проблем, с которыми сталкивается современная женщина, ставшая матерью. Да не любая женщина, но очень многие. Я сейчас воспитываю дочку примерно такого же возраста, что и сын главной героини, и на собственном примере, и на историях своих подруг, я могу подтвердить мысли, заложенные в данном романе.

Но на мой взгляд, одной из главных мыслей книги, является проблема женщины (в частности, творческой женщины), которая вынуждена полностью «заморозить» свою жизнь, чтобы заботиться о ребенке.

Но самое страшное не это. А знаете, что?

То, что социум, мужчины, бабушки-дедушки – считают, что это «нормально».

Зрелая цветущая женщина, которая помимо материнства, хочет жить полноценной жизнью, и реализовываться в других сферах, когда у нее есть на это все силы, должна оставаться 24 часа 7 дней в неделю вместе с ребенком и ставить свою жизнь на «паузу». «Рожать» свою гармоничную жизнь во всех её аспектах и наслаждаться своей способностью творить просто некогда. Потому что, если женщина рожает ребенка после тридцати, то времени остается уже не так много. Еще десять-пятнадцать лет и «привет, менопауза», гормональный фон изменится и эта способность «плодоносить» в глобальном плане, будет потихоньку сходить на нет.

В романе очень реалистично описаны эти моменты, прям жизненно и печально. Потому что о каком творчестве может идти речь, когда тебе некогда сходить порой даже в душ? А сколько времени отнимает и съедает быт? А бесконечные однообразные игры с ребенком? А если тебе не повезло и у тебя «не удобный ребенок, который спит в своей кроватке и ложиться в восемь часов вечера», а активный карапуз со своими потребностями, которые никак не соотносятся с твоими?

Ни в одной традиционной культуре никогда не было такого, чтобы мать один на один оставалась с ребенком круглосуточно. Это тенденция современного мира, о которой пишут многие психологи. Это не естественная и даже вредная история, как для матери, так и для ребенка. Я не буду в данном обзоре вдаваться в подробности, почему так случилось, так как это тема для отдельной и большой статьи.

В тоже время материнство – это дверь в новую жизнь для самой женщины. После рождения ребенка, в тебе, как будто, открывается «портал», который ведет в самые глубины, и ты чувствуешь в себе такую могучую силу, о которой раньше не могла даже помыслить.

Не зря в народной славянской культуре, женщина, впервые родившая ребенка, называлась «бабой» и считалось, что именного с этого момента, она обладает простой «житейской» магией. Она могла снять сглаз, испуг и прочее. То есть, в верованиях людей, материнство давало женщинам почтение и великую силу. Теперь же только обязанности и требования.

Все возражения из серии «родила – терпи» откровенно токсичны и также вредны, так как не поддерживают матерей в их трудностях.

После рождения своего ребенка, я поняла, что материнство – это, во многом, везение. Если тебе повезло, то у тебя есть рядом «команда», готовых прийти на помощь в любой момент, бабушек, или муж, который работает удаленно и может погулять с ребенком или уложить на дневной сон, или деньги, чтобы нанять няню или у тебя просто спокойный ребенок, который не любит ручки, и ты все успеваешь сама.

А если тебе не повезло, то придется «выживать», бесконечно бодриться, адаптироваться и искать альтернативные пути. И все это делается от большой любви к ребенку, чтобы быть рядом с ним, и не потерять себя, сохранить свою душу, чтобы быть рядом с ним «живой» и наполненной, а не измотанной и истощенной. (Обратный пример хорошо показан в фильме «Что-то не так с Кевином», там как раз мы видим «холодную» или внутренне «мертвую» мать, которая, тем самым, психологически калечит своего сына).

Когда я читала роман некоторые моменты меня пробирали до мурашек, потому что я думала: «да, вот это про меня!» И я думаю, что многие женщины узнают себя в разных бытовых сценах.

Книгу и фильм многие ругают, по-моему, просто потому, что не всем нравится аллегория и метафора, которые присутствуют здесь. Не все ее понимают или хотят понять. Что ж, это нормально. Но, наверное, по-другому, собственные материнские чувства и не выразить. Потому что в материнстве есть не только любовь, забота и нежность, но и многое другое.

Осторожно, дальше могут быть спойлеры!

Знаете, что мне, помимо всего прочего, понравилось в данном романе?

Это линия с Вандой Уайт. На мой взгляд, это гениально, потому что очень психологично.

В течение романа героиня ищет загадочного автора книги про волшебных мифических женщин, которые могут принимать разные формы и перевоплощаться. Героиня связывает свои метаморфозы с тем, что описано в книге и отчаянно пытается связаться с автором, чтобы она дала ответы на ее накопившиеся вопросы. Как быть матерью и обладать «этим» волшебством? Что с ней происходит?

В конце книги героиня осознает, что «ВАНДА УАЙТ – НЕ человек. Ванда Уайт – место, где человек в конце концов оказывается».

Это внутреннее психологическое пространство, в котором оказывается женщина, открывшая в себе силу. Это ощущение глобального творчества, новое самовосприятие. Это то самое рождение новой себя, о котором я писала в разборе одноименного фильма. Это иррациональные смыслы, которое невозможно постичь разумом, только почувствовать. Это связь с собственным телом, природой, ребенком и всем живым, интуицией и инстинктами. Та дикая первозданная женщина, о которой писала юнгианский психоаналитик Кларисса Пинкола Эстес в знаменитой книге «Бегущая с волками». Связь с сокровенным внутренним миром, который, на самом деле, обогащает материнство. И это очень древнее и первобытное чувство.

«Ванда Уайт» – мудрая часть женской души, которая помогает прожить парадоксальный и мистический опыт, который несет в себе появление ребенка. Это та наставница, которой нам порой не хватает. Можно сказать, что это архетип, который помогает обрести гармонию и не потерять себя в сложном этапе младенчества или раннего детства. Это опыт миллионов женщин, которые жили до нас и которые придут после.

Я часто вспоминаю данную книгу, когда мне становится очень тяжело, даже невыносимо, тогда я думаю, что ни я первая, ни я последняя, сталкиваюсь с данными трудностями. Также вспоминаю ее, когда понимаю, что не соглашаюсь соответствовать установкам и стереотипам, касаемых того, что я должна: что делать, как выглядеть, как растить дочку, сколько работать и пр.

В книге много фантасмагории и после прочтения у меня было ощущение, как после прочтения «Степного волка» Германа Гессе - сумбурный восторг.

И, да, свою «Ванду Уайт» за два с лишним года материнства я нашла. Возможно, данная книга, приведет вас к вашей…

Приятного чтения!

Напоследок, поделюсь цитатами из книги:

«Мы по природе своей – животные, и отрицать нашу животную природу или наше человеческое достоинство – это преступление против существования. Женское начало и материнство, пожалуй, самые могущественные силы человечества, и конечно, мужчины поспешили их подавить, поскольку справедливо опасаются этих сил».

«Кто может представить себе, какие подвиги и безрассудства совершали женщины? Совершенно невообразимые при образе жизни, который они вели с самого начала истории человечества. Женщина, доведенная до предела, будет задействовать все свои способности, все свои навыки, биологические инструменты и уловки, имеющиеся в ее распоряжении, не только для того чтобы выжить, но, более того – если растит потомство, – чтобы обеспечить лучшую жизнь этому потомству. Таким образом, сила матери преобладает над силой бездетной женщины, поскольку матери – особенно матери младенцев и очень маленьких детей – занимают своеобразное промежуточное пространство между людьми и животными. Они находятся именно в этом пороговом потустороннем мире, где мы можем обнаружить многих из самых интересных для нас женщин-волшебниц. В этом пространстве их силы наиболее велики, а их конституция наиболее изменчива и создает непревзойдённый потенциал…
Возможно, самое странное: большинство женщин-волшебниц не осознают своих способностей и переходят в сферу магии безо всякого резкого разрыва с прошлым. Для них путешествие в магический мир так же естественно, как дыхание, как погружение в сон. Переход из мира известного в мир неизвестного часто происходит неосознанно, но сознательно или нет, это знаменует начало того, что Кволо называют ага, или второй жизнью».

«Вот она, женщина, которая знает теперь, что жизнь протекает сквозь тайны и метафоры, не имеющие объяснений. Женщина, которая смотрит на идеального сына, человека, сотворенного с помощью своей сильнейшей магии, стоящего рядом с ней в ослепительном свете прожектора, как будто он не самое невозможное чудо в этом мире».

Если вам понравилась эта статья и вы любите читать интересные психологические обзоры на книги и фильмы, подписывайтесь на мой канал!

Также подписывайтесь на мой телеграм-канал - в нём вы сможете читать больше материалов по психологии, участвовать в бесплатных онлайн-марафонах и рассылках метафорических карт.

Фото автора
Фото автора

#ночнаясучка #рейчелйодер #материнство