Доброго времени суток, коллеги! Как-то все откладываю рассказ о легком танке Т-26, который давно уже влился в мою коллекцию. Стройку я освещал максимально подробно (часть 1, часть 2, часть 3 и финальная), а вот о самом танке все никак не мог собраться и рассказать. Но вот, наконец, дошли руки пока заканчивается сборка очередной модели. Машина конечно легендарная, о ней написано ну очень много. Попробую немного обобщить все то что я нашел и прочитал об этой технике. При этом я затрону конечно в основном именно ту модификацию, которую предлагает "Звезда" конкретно в этом наборе.
Итак, к 1930 году стало понятно что, несмотря на трудовой подвиг с выпуском Т-18, этот танк стремительно устаревает. Требовалось что-то новое. В те годы многие государства шли по пути или приобретения бронетехники за рубежом, или по пути копирования чужой бронетехники. Советский Союз не стал изобретать велосипед, а создал в начале 1930 года комиссию во главе с И.А. Халепским для поиска перспективных образцов бронетанковой техники за рубежом.
Французы в то время отошли на второй план, несмотря на революционный Рено FT-17 созданный еще во времена Первой Мировой. Основными законодателями мод в бронетехнике стали англичане. План был примерно такой, найти перспективные образцы бронетехники на туманном Альбионе, закупить их по 1-2 штуки якобы для ознакомления, потом, разумеется начать выпуск самостоятельно используя в качестве базовых купленные образцы. Что хотелось бы отметить, таким способом развивали свое бронетанковое производство не только мы, но и, например, американцы. Однако тертые британцы раскусили бесхитростный замысел советской комиссии. Но танк Виккерса настолько понравился, что решили купить 15 единиц, комплект конструкторской документации и лицензию на выпуск танка в СССР. На выбор британцы предлагали модификацию А или модификацию В. Основное отличие было в вооружении. Второй вариант в одной из башен имел орудие. Очевидно, решили что пушку мы поставим и сами, поэтому взяли чисто пулеметный вариант "Vickers Mk.E Type A".
Прибывшие танки тут же начали испытывать, что называется по-полной. По результатам испытаний был составлен полный отчет. Из положительного была отмечена простота и надежность ходовой части, хорошая оптика. Однако были и отрицательные моменты - например двигатель рекомендовалось ставить другой. Тот что стоял на английских танках не мог был форсирован, невозможно было провести ремонт двигателя изнутри танка в бою. Еще одним немаловажным фактором принятия решения о начале массового производства стала цена. Так на выпуск лицензионной копии по калькуляции требовалось 42 тысячи рублей, а на Т-19 которым планировали заменить МС-1 (Т-18) уже 96 тысяч рублей. Танк под индексом Т-26 был принят на вооружение уже в 1931 году. Базой для выпуска Т-26 был намечен Ленинградский "Большевик", которому немедленно спустили план на производство....500 танков за 1931 год. Но выпуск новой машины шел непросто и первые предсерийные Т-26 были готовы только в августе. Двигатель оказался намного сложнее чем предполагалось. Выпускать броню толще 10 мм, тоже толком не умели. До конца 1931 года изготовили всего 120 танков. Из которых армия приняла только 100 и то условно! Танки практически не могли двигаться.
Все это привело к метаниям, начали снова судорожно осваивать Т-19, параллельно шли работы над танком ТММ. Однако, успокоившись, в 1932 году выделили производство Т-26 в отдельный танковый завод №174, разрешили вносить изменения в конструкцию для упрощения выпуска, наладили работу со смежниками. Танк все больше отходил от прародителя как внешне так и по характеристикам. Так уже на первых танках башни ставили другой формы. Над двигателем (копия английского с мощностью 90 л.с.) в марте 1932 года появился кожух. Конечно в том же 1932 году встал вопрос об усилении вооружения. В то время активно разрабатывалась и как раз запускалась в производство новая пушка Б-3. Орудие имело калибр 37 мм и являлось симбиозом немецкого противотанкового орудия и недоразработанного отечественного ПС-2. Но завод им. Калинина никак не мог наладить нормальный выпуск этих орудий, а все что было выпущено ставилось на новые танки БТ. Поэтому стали ставить старую пушку "Гочкиса" освоенную у нас как ПС-1. Выгребли все склады, поснимали с Т-18 и построили порядка 450 пулеметно-пушечных машин.
Конечно такое старье армию могло удовлетворить лишь как временная мера. В 1932 году, наконец-то пошла в серию наша артсистема 45 мм 20К. Но в имеющиеся башни пушка не влезала. Поэтому в 1933 году в серию пошел более привычный нам Т-26 в однобашенном варианте.
Тут хотелось бы сделать небольшое отступление. На форуме Panzer 35 я нашел трехмерную модель первого варианта башни танка Т-26. Модель сделал А. Шубин. Этот вариант называют "Мариупольским". Честно говоря, я был уверен что это означало, что именно такие башни создавали в Мариуполе для завода №174, но в процессе изучения вопроса выяснилось что такой вариант башни создали на Ижорском заводе, а вот для танков БТ эту башню несколько переработали и их как раз и выпускали в Мариуполе.
Но башня плохо уравновешивала 45-мм орудие, да и для размещения экипажа, удобства посадки-высадки была не столь удобна. Очень быстро стали производить башню с развитой кормовой нишей, которая и стала основным вариантом. Фото танков с первым вариантом башни совсем немного. Кстати, поскольку в моих запасах есть модель от UM как раз в таком варианте, то после сборки этого набора я, возможно, вернусь к истории этого варианта башни и постараюсь найти больше информации.
Экипаж танка состоял из трех человек. Одновременно с установкой орудия 20К стали ставить спаренный пулемет ДТ. Башня, сильно утяжелила танк и пришлось разрабатывать более мощный двигатель. Постепенно все больше в производстве использовалась сварка (начиная с 1935 года). Изменили маску пушки. Если изначально в однобашенном варианте она была сварной, то с 1935 года стали ставить литую. В 1933 году стали ставить радиостанцию 71-ТК-1 с поручневой антенной. В 1933 году их сделали немного, но завод постоянно увеличивал выпуск именно радийных (как тогда называли танков). В обновленном варианте танка с 1934 года стали ставить вентилятор в правой части крыши боевого отделения. С 1934 года фару перенесли на наклонный лист и стали ставить броневой колпак, который защищал ее от повреждений (посмотрите на фото выше, там фары стоят на вертикальном листе подбашенной коробки).
Были и дальнейшие модернизации, но о них я расскажу после того как закончу модели более поздних периодов. Танков в классическом варианте всех модификаций произвели аж свыше 11 000 штук. Если добавить сюда все варианты выпущенных огнеметных танков, опытных, мелкосерийных образцов, то получим цифру порядка 11 400 штук. Различных модификаций Т-26 насчитывается порядка 52 вариантов!
Основные характеристики можно найти без проблем в сети. Скажу лишь, что противопульное бронирование имели в то время практически все танки в мире. Исключение составляли французы, да английские "Матильды" Мк.1
При этом известно, что на основе испытаний проведенный в НИИ БВТ после советско-финской войны выяснилось, что захваченный прародитель (то есть Vickers) сильно уступает своему потомку. То есть наши конструкторы смогли создать хороший танк межвоенного периода, который на тот момент мог как успешно бороться с бронетехникой противника, так и поддерживать пехоту в наступлении.
Танк принимал участие во всех военных конфликтах 1930-1940-х годов где принимал участие СССР. Лишь только в конфликте на Халхин-Гол участие Т-26 было крайне незначительным. Во время Второй Мировой, помимо СССР, танк применялся китайцами, финнами, немцами. До наших дней дошли несколько сохранившихся экземпляров.
Если подходить к набору "Звезды" с формальной точки зрения, то как раз модель Т-26 образца 1933 года как раз менее всего подходит к тому что лежит внутри. Прежде всего это заметно по отсутствию клепки на нижнем лобовом листе. Потом обратите внимание на фару, на поздний вариант кожуха воздухопритока, на расположение клепки да и на кучу других мелочей. Будем откровенны в коробке лежит что-то по мотивам...Однако, по моему скромному мнению, наиболее это похоже на модификацию 1935 года, которая прошла модернизацию году так в 1939. В общем, исходя из вышесказанного я и построил модель, которая разбавила своим необычным камо наш стандартный 4БО. Поскольку тележки остались подвижными, после фото заметил что одна тележка приподнялась, но перефотографировать снова я уже не стал.
Спасибо за внимание и до новых встреч!