Найти в Дзене

Риски при перевозке грузов

Оглавление

Одна из главных задач транспортной компании — обеспечить безопасную доставку грузов. Различные факторы могут влиять на конечный финансовый результат, и хотя не все риски поддаются полному контролю, их можно свести к минимуму.

Что такое риск?

Транспортный риск - это потенциальное негативное событие, способное привести к убыткам. В сфере международных и региональных перевозок существует классификация рисков в логистике.

Классификация логистических рисков:

1. Объективные риски

Связаны с человеческим фактором и технологическими аспектами:

  • Ошибки персонала или группы лиц.
  • Использование небезопасных технологий и отступление от стандартных процедур. Неправильная транспортировка.

2. Субъективные риски

Не зависят от действий человека, сложно прогнозируются:

  • Стихийные бедствия, конфликты, экономические и политические кризисы.
  • Неблагоприятные погодные условия, эпидемии.
    Для минимизации последствий разрабатываются резервные стратегии и альтернативные маршруты.

3. Смешанные риски

Сочетают внутренние и внешние факторы:

  • Нарушение стандартов транспортировки.
  • Хищение, подделка документов.
  • Юридические проблемы: судебные споры, изменение правового статуса компании.
  • Финансовые риски: срыв поставок, отказ от обязательств, валютные колебания, инфляция, ошибки в расчетах.

Эффективное управление рисками позволяет сократить убытки, повысить надежность перевозок и защитить бизнес от финансовых потерь.

Классификация рисков при перевозке грузов автомобильным транспортом

В процессе грузоперевозки могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, влияющие на выполнение доставки. Риски подразделяются на несколько категорий:

1. Коммерческие риски

Связаны с финансовыми и договорными обязательствами:

  • Нарушение сроков доставки.
  • Увеличение накладных расходов.
  • Невыполнение контрактных условий.
  • Спорные ситуации между партнерами.

2. Природные факторы

Включают резкие изменения погоды и стихийные бедствия, которые могут повлиять на график перевозок.

3. Технические риски

Обусловлены состоянием автотранспорта:

  • Поломки и выход техники из строя.
  • Возгорание или пожар.

4. Законодательные риски

Связаны с изменением правовых норм:

  • Закрытие государственных границ.
  • Внесение изменений в нормативные акты.

5. Риски потери груза

Происходят в результате:

  • Кражи или угона транспортного средства.
  • Исчезновения груза без вести.

6. Экологические риски

Возникают при нанесении ущерба окружающей среде в ходе транспортировки.

7. Юридическая ответственность

Связана с участием в ДТП, что может привести к гражданским или уголовным последствиям.

Заключение

Не все риски приводят к критическим потерям, однако логистические менеджеры должны иметь альтернативные планы для минимизации возможных проблем.

Основные риски для грузоперевозчиков и грузовладельцев

Для минимизации рисков при перевозке грузов рекомендуется страхование и использование дополнительных систем безопасности. Однако грузовладельцы и перевозчики должны учитывать ряд возможных проблем. Транспортные риски примеры:

1. Повреждение груза

  • Частичная или полная потеря потребительских свойств товара.
  • Порча из-за неправильной упаковки или частых перегрузок.

2. Утрата груза

  • Кражи, подмены, недостачи.
  • Ошибки при выдаче товара.
  • Потери из-за природных катастроф, конфликтов и аварий.

3. Нарушение сроков доставки

  • Срывы торговых контрактов.
  • Остановка производства и дополнительные издержки.

4. Ошибки в документации

  • Неверное оформление накладных, разрешений, сертификатов.
  • Проблемы на таможне, запрет на ввоз или продажу товара.

5. Утечка коммерческой информации

  • Раскрытие закрытых данных конкурентам.
  • Потеря прибыли и снижение рыночных позиций.

6. Экологические риски

  • Угроза экологической катастрофы при перевозке опасных грузов.

7. Репутационные потери

  • Проблемы с перевозкой снижают доверие клиентов и уменьшают прибыль.

Ответственность водителя-экспедитора

Водитель, отвечающий за груз, должен пройти инструктаж и подписать документы перед рейсом. Нарушение инструкций влечет за собой финансовые убытки для перевозчика и заказчика.

Правила безопасной перевозки

Надежность грузоперевозок зависит от профессионализма сотрудников логистической компании и правильной организации процессов. Для минимизации рисков необходимо учитывать:

1. Техническое состояние транспорта

  • Перед рейсом проводится проверка на поломки.
  • Оцениваются параметры, габариты и грузоподъемность автомобиля.

2. Охранные системы

  • Устанавливаются секретные замки, видеонаблюдение, GPS-маячки.

3. Ответственность водителя

  • Соблюдение конфиденциальности и требований безопасности.
  • Движение по утвержденному маршруту и расписанию.

4. Оптимизация маршрута

  • Планирование с учетом дорожных условий.
  • Учет времени отдыха водителя.

5. Контроль и связь

  • Диспетчер отслеживает передвижение по установленным интервалам.

6. Безопасный отдых

  • Стоянки только в охраняемых зонах.

7. Страхование

  • Компенсация возможных убытков по договору.

8. Соблюдение договора

  • Четкое выполнение обязанностей всех участников перевозки.

Совместные усилия специалистов

Логист разрабатывает маршрут, диспетчер контролирует связь, технический персонал обслуживает транспорт, а водитель гарантирует безопасную доставку. Скоординированная работа сводит транспортные риски к минимуму.

Безопасная погрузка и разгрузка

Правильная загрузка и выгрузка товара так же важна, как и безопасная транспортировка. Несоблюдение правил может привести к повреждению груза или созданию аварийных ситуаций.

Основные принципы погрузки и разгрузки

  • Острые и колющие предметы перевозят в защитных чехлах или пеналах.
  • Травмоопасную тару берут только в защитных перчатках.
  • Крупные и тяжелые ящики перемещают с помощью погрузочной техники и лифтов.
  • Жесткая фиксация груза обеспечивается обрешетками, эстакадами, подпорками и крепежными ремнями.
  • Распределение по весу:
  • Тяжелые и крупные упаковки размещают ближе к кабине.
  • Легкие и малогабаритные – в верхней части кузова.
  • Перед погрузкой важно проверить, не выходит ли груз за габариты кузова более чем на 1/3, чтобы избежать аварий.

Соблюдение этих принципов минимизирует риски повреждения товара и повышает безопасность перевозки.

Безопасность в рейсе

С момента выезда автомобиля главным ответственным лицом становится водитель-экспедитор. Он контролирует темп движения, сохранность груза и своевременную доставку.

Трудовые нормативы

Трудовой кодекс устанавливает следующие правила:

  • Продолжительность смены – не более 12 часов.
  • Сменность водителей – при длине маршрута свыше 250 км или рейсе более 12 часов требуется два водителя.
  • Рабочая неделя – максимум 40 часов.

Обязанности водителя

  • Соблюдать ПДД и внутренние инструкции.
  • Избегать превышения скорости и аварийных ситуаций.

Соблюдение данных правил минимизирует риски в пути и обеспечивает безопасную доставку груза.

Как программа 4logist помогает минимизировать риски при автоперевозках

Программа 4logist не только предотвращает возможные риски на маршруте, но и оптимизирует весь логистический процесс.

Ключевые возможности 4logist

Планирование в режиме онлайн:

-2

  • Контроль графиков использования автотранспорта.
  • Управление загруженностью автопарка и расписанием водителей.
  • Расчет рентабельности маршрута и выбор выгодных заказов.
  • Мониторинг исполнения договорных обязательств.

Управление заказами:

  • Создание и обработка документации онлайн.
  • Автоматизация бухгалтерского учета и выставления счетов.

Контроль финансовых расходов:

  • Расчет стоимости заявок и затрат на технику.
  • Мониторинг платежей, зарплат и командировочных.

Оптимизация логистики:

  • Объединение и систематизация базы контрагентов.
  • Дистанционное управление процессами и коммуникацией.

Преимущества использования 4logist

Программные инструменты делают транспортный бизнес более прибыльным. Установка 4logist дает компании конкурентное преимущество, повышая безопасность и эффективность перевозок.