Найти в Дзене
Ксения Слабожанина

Загадки русской деревянной скульптуры в Горицком музее. “Мужичок” и его соседи. Часть 2.

Продолжаем наше путешествие по Горицкому монастырю и направляемся в музей, который находится в здании Трапезной палаты. Это монументальное сооружение XVII века само по себе является архитектурным памятником, но нас интересуют сокровищница, скрытая внутри. Первый зал, который нас встречает – постоянная экспозиция русской деревянной скульптуры и резьбы XVI-XIX веков. Резьба по дереву в Переславском крае – это не просто ремесло, а живая летопись, вырезанная любовью и талантом народа. Издревле местные умельцы превращали податливую древесину в одухотворенные образы, вкладывая в каждый завиток, в каждую линию частицу своей веры, своей любви к родной земле. Для переславцев резьба была не только способом заработка, но и способом говорить без слов, выражать то, что таилось в глубине сердца. Представьте себе мастера, склонившегося над деревянной заготовкой. В его руках оживает кусок дерева, превращаясь в сложный узор, в лик святого, в забавную игрушку. Он работает не спеша, вкладывая в каждое дв

Продолжаем наше путешествие по Горицкому монастырю и направляемся в музей, который находится в здании Трапезной палаты. Это монументальное сооружение XVII века само по себе является архитектурным памятником, но нас интересуют сокровищница, скрытая внутри. Первый зал, который нас встречает – постоянная экспозиция русской деревянной скульптуры и резьбы XVI-XIX веков.

Резьба по дереву в Переславском крае – это не просто ремесло, а живая летопись, вырезанная любовью и талантом народа. Издревле местные умельцы превращали податливую древесину в одухотворенные образы, вкладывая в каждый завиток, в каждую линию частицу своей веры, своей любви к родной земле. Для переславцев резьба была не только способом заработка, но и способом говорить без слов, выражать то, что таилось в глубине сердца.

-2

Представьте себе мастера, склонившегося над деревянной заготовкой. В его руках оживает кусок дерева, превращаясь в сложный узор, в лик святого, в забавную игрушку. Он работает не спеша, вкладывая в каждое движение частицу своей души. Его руки помнят традиции предков, передаваемые из поколения в поколение. Он знает, как правильно выбрать дерево, как подготовить его к работе, как добиться нужного оттенка и текстуры.

-3

Работы переславских резчиков были востребованы повсюду. Они украшали храмы, создавая величественные иконостасы, полные символизма и духовности.

-4

Их талант был оценен по достоинству и при строительстве петровской потешной флотилии. Резные украшения, созданные их руками, придавали кораблям неповторимый облик, напоминая о мощи и красоте русского флота. И конечно же, они не забывали о простых людях, украшая их дома дивными узорами и создавая забавные игрушки для детей, наполняя их жизнь радостью и весельем.

-5

Сохранить эту богатую историю, донести ее до потомков – такую задачу поставил перед собой Михаил Иванович Смирнов, историк и краевед, первый директор Переславского музея. Именно благодаря его усилиям была собрана уникальная коллекция резного дерева, ставшая гордостью музея.

-6

Большинство экспонатов было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций. За каждым – кропотливый труд реставраторов, сумевших вернуть этим произведениям искусства первозданный вид. После длительной и бережной реставрации эти уникальные памятники заняли достойное место в музейном собрании. Они поражают своей глубиной, драматизмом и мастерством исполнения. В каждой детали чувствуется не только рука опытного мастера, но и глубокая вера, которую он стремился передать зрителю.

-7

Особое место в коллекции занимает скульптура “Спас Полунощный”("Христос в темнице"). Эта работа пронизана трагизмом и состраданием.

-8

В музейной коллекции насчитывается десять таких скульптур, каждая из которых является свидетельством глубокой веры и мастерства ее создателя. К сожалению, имена мастеров, создавших эти шедевры, остались неизвестными.

-9

Другой яркий экспонат – сцена “Тайной вечери”. Каждая фигура апостола выражает свои эмоции, отражая их отношение к происходящему. В центре композиции – фигура Христа, излучающая спокойствие и мудрость. Сцена полна жизни и движения, создавая ощущение присутствия при этом великом событии.

-10

Икона “Никола Можайский” представляет собой образ защитника и покровителя. Святой Николай изображен с мечом и храмом в руках, символизируя его силу и защиту города Можайска от врагов. Эта икона является ярким примером связи резьбы по дереву с религиозной традицией.

-11

Но, пожалуй, самым необычным экспонатом является фигура «Мужичок», датированное XVII в. из имения Бектышево. В 1920-х годах фигурка вместе с другими предметами попала в музей. В 1930-е годы, в период антирелигиозной кампании, она была представлена как “Идол”. Позже, в 1964 году, после реставрации, фигурка заинтересовала исследователя деревянной скульптуры Н.Н. Померанцева и была показана на выставках в Москве и Париже. Искусствоведы, основываясь на описании М.В. Алпатова, предполагают, что скульптура, выполненная с сохранением формы ствола дерева, служила украшением ограды богатого дома, как это было принято в Московской Руси XVI-XVII веков.

-12

Большая часть экспонатов, представленных в музее, была спасена в 20-е годы прошлого века из разрушающихся церквей. Это был период вандализма и невежества, когда многие памятники истории и культуры были безвозвратно утрачены.

-13

В заключение осмотра экспозиции деревянной скульптуры можно с уверенностью сказать, что она является ценным культурным достоянием, демонстрирующим не только мастерство и художественное видение местных мастеров, но и их способность видеть мир с юмором и самоиронией.

-14

Продолжение следует.

Путешествуйте с удовольствием. С Уважением, Ксения Слабожанина.