Я художник и великий исследователь искусства, Михаил Корда. Если при эпитете "великий" вас триггернуло, то быстро берите себя в руки и продолжаем.
Я написал книгу "Симуляция искусства" в которой рассказываю, как современное искусство и арт-рынок создают механизм продвижения субстрата "искусства" низшего качества, используя протекционизм, патернализм, и другие инструменты, и выдавая этот субстрат за искусство, с одной лишь целью - продать его по цене искусства. А искусство стоит дорого.
В Дзене я пишу короткие статьи, в которых раскрываю особенности большой симуляции и подмене понятий в искусстве, произошедшие за последние 50 лет.
Счастливые верующие в официальную риторику, принятую в среде популярных искусствоведов - самые преданные защитники этого заговора без заговора.
На их невежестве и держатся существующие позиции арт-рынка. Но они искренне не понимают, насколько глубоко верят в подмену знаков.
Вот эту подмену знаков и ценностных ориентиров я и разрушаю в своих статьях. Не вижу ничего предосудительного в разрушении разрушаемого.
Сегодня рассказываю, как арт-рынок симулирует художника.
Первый вопрос - зачем вообще симулировать художника. Ответ очевиден - чтобы контролировать рынок и зарабатывать деньги. Любая торговая площадка создана для зарабатывания денег. Любой бизнесмен будет упрощать и оптимизировать этот процесс. Но казуистика арт-рынка отличается от других тем, что он в лице своих держателей вуалирует прикладной и детерминированный процесс продажи красивой ширмой, в виде гуманистических, эстетических, и духовных целей. Не очень образованный зритель покупается на это. И становится ярым апологетом.
Как выглядит процесс симуляции художника?
Сперва надо сказать, кто такой художник.
Художник, это человек владеющий формой, способный создавать с помощью этой формы образ. Непременным признаком художника является, именно материализация образа. Простыми словами - художник есть творец.
Также непременным признаком художника является свобода творчества. Художник творит по потребности, и согласно свободно сделанному выбору. Он не будет творить по необходимости, не будет творить, чтобы заработать. Не будет творить то, что противоречит его ценностям. Из сказанного становится понятно, что художник это цельная в смысле созидания личность, которой трудно навязать свое видение.
Точно можно сказать, что художник, это не тот, кто умеет просто хорошо рисовать. Этого явно недостаточно.
Иное дело ремесленник. Ремесленник обслуживает вкус масс. Он может уметь создавать, уметь хорошо рисовать, но масштаб его личности ограничивается этим угождением. Он не может создавать новое и невероятное. Зато он может творить по необходимости, идти против убеждений и ценностей, если есть шанс заработать хорошие деньги.
Арт-рынок состоит из:
- кураторов - людей, которые собирают выставки, сопровождают события по своим вкусам и предпочтениям.
- галерейщиков - владельцев бизнесов по продаже искусства.
- искусствоведов, блоггеров, журналистов - людей пишущих и освещающих искусство
- дилеров - бизнесменов на искусстве, работающих самостоятельно.
- агентов и представителей - людей представляющих интересы своих клиентов из разных групп.
- покупателей
- зрителей
Какой тренд и какой продукт будет на рынке теперь, решает не художник, а куратор, галерейщик и искусствовед, которые работают в одной связке и осуществляют предиктат коммерческого императива.
Этот императив не может быть глубоким, полноценным и содержать в себе высокие искусство. Но одновременно, с помощью искусствоведов и передовых лиц этого синдиката, создает ощущение наличия всех этих ценностей, присущих искусству. В этом заключается симуляция искусства.
Но как симулируется художник в конце концов?
Художник понимая, что его ценности, идеалы и соответствие высоким требованиям искусства не востребованы, его картины не продаются, потому, что не коммерческие по сути - уходит в тень. На его месте появляется ремесленник, который с удовольствием начинает соответствовать всем требованиям рынка, создавая симулякры, хорошо продающиеся триумвиратом коммерциализированной связки всех действующих лиц. Ремесленник становится даже не ремесленником, а контентмейкером, управляемым галерейщиком и куратором, теряя даже минимальное притязание на свободу творчества.
Этот феномен очевиден и одновременно опровергаем, потому, как теперь ремесленник называется художником. И если спросить его, делает ли он свой контент по свободной воле, или же согласно принятым трендам, модным направлениям, то ответ, разумеется, будет полностью опровергать вопрос.
В этом и заключается лукавство арт-рынка. Если ты, будучи художником приносишь свои вирши, и профессиональное сообщество не принимает их, логично, что ты будешь перестраиваться и думать о том, как заинтересовать своим творчеством куратора, который решает, что должно быть на выставке, и покупателя, которому этот куратор говорит, что сейчас модно, и что сделает покупателя статусным человеком.
Но нелогично только одно. Художник столкнувшись с такой ситуацией меняет свою ориентацию, и превращается в ремесленника, который ради успеха отказывается от своих идей и начинает создавать то, что модно и покупаемо.
Не надо задавать вопросы - а как же быть художнику, как ему жить? Ответом на эти вопросы будут множество художников, не ставших менять свое предназначение даже под гнетом арт-рынка.
Логичным развитием сложившейся системы становится появление агентств, которые полностью замыкают круг симуляции художника, предлагая сделать художника из любого человека, взяв на себя полный цикл создания образа (на самом деле симулякра) художника в медийном пространстве, вплоть до того, что готовы создать смыслы и концепции для художника, который будет их в итоге транслировать как свои. Это и есть симуляция художника арт-рынком.
Достоверным и не меняющим своего знака остается лишь одно постоянство. Настоящий художник, с полновесным основанием так именоваться никогда не станет менять свои убеждения, ценности и идеи в творчестве, ради финансового успеха.