Добрый день. Посетили мы с детьми еще один любопытный и наполненный современными технологиями музей - «Государевы потехи». Находится он совсем рядом с «Домом игральных карт», в одном из Кавалерских домов (если смотреть на Верхний парк - справа от Большого дворца, заходить на территорию самого парка не нужно, в оба музея ведут два отдельных входа).
Музей открылся в 2014 году. В его создании принимали участие театральные художники – лауреаты премии "Золотая маска" Глеб Фильштинский и Борис Каминский.
Экспозиция, развернутая в девяти залах, в хронологическом порядке рассказывает о ярких, значимых для Петергофа праздниках и развлечениях, составлявших важную часть придворной жизни.
Для формирования у посетителей ощущения вовлеченности создана особая интерактивная театральная среда. Это масштабная работа музыки, света, мультимедийных проекций, акустического сопровождения, которые по-новому раскрывают уникальные экспонаты, представленные в залах.
Начинается музей с видео-аттракциона "Шнява «MONCOEUR»” (фр. mon coeur - сердце моё).
Одна из двух шняв (вид судна) типа «Лизет», построенных на Воронежской верфи, была заложена в 1710 году на Воронежской верфи и после спуска на воду в июне 1711 года вошла в состав Азовской флотилии России. В кампанию того же года находилась в крейсерских плаваниях в Азовском море. При сдаче Азова и Таганрога Турции шняву в числе других лучших судов планировалось провести в Балтийское море. После отказа турецкого правительства пропустить русские суда через проливы шнява была продана Турции в конце 1711 года. С августа 1711 года командиром судна служил капитан-лейтенант Витус Беринг.
Пройдя по деревянному причалу вдоль борта петровского судна, в окне каюты можно увидеть Петра I за рабочим столом и, перелистывая страницы мультимедийной книги "Дорога к Русской Версалии", совершить небольшое путешествие по городам и странам Западной Европы, с которыми русский царь познакомился во время Великого посольства.
Специальный зал посвящен Петергофскому Оперному дому времен Елизаветы Петровны, где можно посмотреть небольшой балетный спектакль на музыку французского композитора Жана-Батиста Люлли. Через прозрачный пол зала виден театральный трюм с поворотными кулисными механизмами, а на стенах – силуэты дам и кавалеров в ложах летнего императорского театра.
В данном зале представлены оригинальные мужские костюмы, сделанные во Франции и в России в конце XVIII века. Принято считать, что это вещи из гардероба Григория Александровича Потемкина. Гардероб Потемкина в середине XIX века по распоряжению Николая I был передан в костюмерную часть Императорских театров.
Первый мужской костюм в конце XVIII века состоял из кафтана, кюлот и камзола. К этому наряду полагались белые чулки и башмаки с пряжками. Кафтаны обычно шили из дорогих тканей - бархата, шелками, тафты, парчи, богато украшая их вышивкой гладью цветным шелком и золотными нитями, иногда с применением блесток и цветных камней. Короткие штаны-кюлоты обычно были из той же ткани, а камзолы шили в основном из шелка светлых тонов, чаще белого.
На протяжении длительного времени фонтаны являются не только украшением, но и забавами Нижнего парка. В специальной герметичной витрине следующего зала установлена действующая модель Римского фонтана, при приближении к которому усиливается напор воды, меняются цветовые эффекты, создается необычная театральная декорация.
Два зала, названные "Приятная прогулка на Бабигон", знакомят с идиллией сельской жизни, характерной для эпохи Николая I.
Здесь представлены мультимедиа-аттракцион "Мельница", модель Приказного домика с подлинными миниатюрными предметами обстановки и кухонной утвари, Бабигонский сервиз работы Императорского фарфорового завода.
По замыслу Николая I к югу от Петергофа на Бабигонских высотах появился комплекс образцовых сельских поселений. Центром сельской идиллии был Приказной домик. С одной стороны от него расположились «красивыя и прочныя избы трудолюбивых поселян, их поля и огороды», с другой - военный лагерь. Плодородные нивы, бравые солдаты и возвышающийся над ними Приказной домик олицетворяли, по словам современника, могущество Отечества.
В этом же зале представлен гвардейский генеральский мундир (Россия, 1840-1860) и фуражка, принадлежавшая Николаю I.
"Волшебным зрелищем" называли петергофские праздники, традиция которых сохранилась до наших дней. В этом зале установлен макет центральной части парка с Большим дворцом и каскадом у его подножия, над которыми реконструированы исторические иллюминации.
Посетители становятся свидетелями грандиозного представления, рожденного симфонией воды, огня, музыки и света. Используемые в зале современные технологические объекты – интерактивный стол, мультимедийная книга – дают возможность больше узнать о торжествах и развлечениях в императорской резиденции. Создать особую атмосферу праздника помогает удачно подобранная музыка композитора и скрипача Эдвина Мартона.
В последнем зале представлена коллекция императорских велосипедов, которые были любимой "игрушкой-забавой" для нескольких поколений царской семьи.
В экспозиции представлены образцы взрослых и детских велосипедов:
Первый велосипед под забавным названием «Костотряс" привез в Россию в 1867 году император Александр II. Заядлыми велосипедистами стали его сыновья, которые, не в силах дождаться лета, катались по залам Зимнего дворца.
Романовы следили за изменениями в велосипедной технике и постоянно приобретали новые модели.
В гараже Александра III появились знаменитые велосипеды модели «Премьер», с огромным колесом, известные в России пол названием «Паук».
Когда пришла мода на велосипед-тандем, такая модель появилась в царской семье.
Велосипедными прогулками увлекались и взрослые и дети. Для Николая II они оставались любимой формой проведения активного отдыха.
Ссылки на видео из этого музея:
Спасибо, что дочитали! Захотелось ли Вам посетить этот музей? Что подметили для себя интересного?