Найти в Дзене

Приёмы работы над портретом и характеристикой литературного героя

Портрет литературного героя — это описание внешности и характера персонажа в контексте книги. Он помогает читателю понять личность героя, мотивы его поведения и даже связь с другими действующими лицами. Но школьники предпочитают сюжет, динамику, интригу, поэтому не уделяют особого внимания портретным характеристикам. Предлагаем несколько методических приёмов, которые сделают эту работу интересной и помогут ребятам понять важность литературного портрета. Литературные портреты помогают глубже понять персонажей, разобраться в их эмоциях и поступках. Даже простое описание внешности показывает социальное и материальное положение человека, его взгляды на жизнь, особенности характера. А если писатель “разбрасывает” портретные черты по всему тексту произведения, мы постепенно понимаем внутренний конфликт героя, его мечты, стремления и страхи. Портрет служит универсальным инструментом, с помощью которого автор показывает постепенное изменение персонажа в лучшую или худшую сторону, а значит — ра
Оглавление

Портрет литературного героя — это описание внешности и характера персонажа в контексте книги. Он помогает читателю понять личность героя, мотивы его поведения и даже связь с другими действующими лицами. Но школьники предпочитают сюжет, динамику, интригу, поэтому не уделяют особого внимания портретным характеристикам. Предлагаем несколько методических приёмов, которые сделают эту работу интересной и помогут ребятам понять важность литературного портрета.

Зачем нужны описания книжных героев

Литературные портреты помогают глубже понять персонажей, разобраться в их эмоциях и поступках. Даже простое описание внешности показывает социальное и материальное положение человека, его взгляды на жизнь, особенности характера.

А если писатель “разбрасывает” портретные черты по всему тексту произведения, мы постепенно понимаем внутренний конфликт героя, его мечты, стремления и страхи.

Портрет служит универсальным инструментом, с помощью которого автор показывает постепенное изменение персонажа в лучшую или худшую сторону, а значит — развивает сюжет и идею произведения.

И наконец, выразительное описание оживляет вымышленных героев в нашем воображении. Портретные характеристики придают персонажам неповторимость, узнаваемость. Можно ли представить себе Шерлока Холмса без трубки и кепи, а Пьера Безухова — без очков и жабо?

Литературный портрет включает в себя не только описание внешности. В него входят:

  • голос и особенности речи;
  • манера двигаться, походка;
  • эмоции и мысли;
  • черты характера.

Как правило, писатели описывают внешность героя, когда впервые вводят его в действие. Другие элементы образа раскрываются по мере развития сюжета.

Приёмы работы над портретом и характеристикой героя

Изучение образа начинается с выборочного чтения, при котором из текста вычленяются определённые детали, например, рост, цвет волос и глаз, одежда, опрятность, характерные аксессуары (трость, шляпа, украшения).

Учитель может задать и другой алгоритм изучения текста: предложить ученикам найти, какие средства выразительности языка (лексические, синтаксические, тропы) автор использует при описании героя.

Если учащиеся хорошо знакомы с текстом, используется приём “Описание по опорной схеме”. Ребятам даётся опора с шаблонами выражений, по которым можно описать героя. К примеру, блок-схема, состоящая из трёх элементов, каждый из которых сопровождается списком слов:

  • внешность — высокий, низкий, привлекательный, неопрятный, сильный, бледный, бородатый, худой, милый, морщинистый, белокурый, темноволосый, уродливый, голубоглазый и т.п.;
  • черты характера — властный, храбрый, обаятельный, умный, неуклюжий, уверенный, любопытный, энергичный, дружелюбный, жадный, ворчливый, услужливый, весёлый, добрый, ленивый, подлый, вежливый, грубый, высокомерный;
  • эмоции — злость, растерянность, раздражительность, смущение, волнение, страх, разочарование, благодарность, чувство вины, счастье, надежда, боль, радость, любовь, безумие, грусть, страх, удивление, ужас, тоска.

Блок-схемы особенно полезны в 5-6 классе, когда у ребят ещё невелик словарный запас и читательский опыт.

Ещё один интересный приём называется “Интервью с героем”. Одному из учеников поручается роль литературного героя. Он выходит к доске, и остальные ребята задают вопросы, касающиеся образа героя, например:

  1. Сколько вам лет?
  2. Какую одежду вы обычно носите?
  3. Какого цвета у вас волосы?
  4. Какой ваш любимый аксессуар?
  5. Часто ли вы болеете?
  6. Что может вас рассердить?

Для работы в группах подходит приём “Уголки”. Класс делится на два “угла”, один из которых называет положительные характеристики героя (красивый, аккуратный, спокойный), другие ищут отрицательные черты (непоседливый, неразборчиво говорит, вспыльчивый).

Выполнить описание внешности героя помогает приём словесного рисования. Ученик воссоздаёт образ, опираясь на вопросы учителя, например:

  1. Каким ты видишь героя?
  2. Какое у него настроение?
  3. Какое выражение лица у героя?
  4. Во что он одет?
  5. Что делает сейчас?

Словесное рисова­ние используют для описания героя в одной определённой ситуации. Можно расширить задачу — ребята отрабатывают разные ситуации из одного произведения в группах.

В 8-11 классах можно предложить ребятам творческий проект — создать “страничку” персонажа в соцсети. Опираясь на текст произведения, ребята должны перечислить таланты и увлечения героя, его сильные и слабые стороны, моральные убеждения. Важно описать жильё, семью, даже любимую еду персонажа, если она упоминается в книге. Изображения героя можно создать с помощью искусственного интеллекта. Здесь пригодится умение создавать точные описания на основе текста произведения.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.