В 1919-1920 Германия бурлила, даже единичная бронированная машина становилась весомым аргументом. В Берлине части Фрайкора использовали два броневика Путилов-Гарфорд морского типа, перевооруженных германскими пулемётами. Краткая история российских броневиков на службе германских боевиков в публикации
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Легендарные немцы всё делают по плану и максимально точно. Проблемы у них начинаются тогда, когда реальность начинает расходится с планом. По замыслу Генерального штаба и пришедшего к власти в августе 1916 дуумвирата героев Восточной Пруссии Гинденбурга и Людендорфа Великую войну Германия должна была закончить пушками и пехотой. Ни танки, ни бронемашины не вписывались в эту концепцию. Совсем в Берлине не отрицали своевременную технику. План Oberste Heeresleitung (OHL) подразумевал моторизацию пехоты и артиллерии полноприводными и гусеничными тягачами и машинами снабжения, на шасси которых может быть можно было поставить и бронированные корпуса с оружием. Закончился подобный подход тем, что в итоге самыми массовыми танками в Германской армии были Mark IV, а самыми массовыми броневиками - различные трофейные бронемашины. А выбрать было из чего. Российские бронеавтомобильные части были лучшими и многие образцы боевой техники выделялись среди британских и французских "конкурентов" в лучшую сторону. Тяжёлый пушечный бронеавтомобиль - Бронированный 4-тн автомобиль "Гарфорд" с 3-дм противоштурмовой пушкой сист. Путиловского завода вообще наверно был лучшей колесной боевой машиной Первой мировой войны. Всего их было построено 48 - 30 армейских и 18 "морских" для вооружения Морской Крепости Императора Петра Великого.
Эта публикация выросла из фотографий броневиков "Путилов-Гарфорд" в Берлине на вооружении Фрайкора. Не с первого раза обратил внимание, что пулемёты стоят другие, то есть в Германии трофеи прошли перевооружение, а значит отдельная статья имеет право быть, тем более получилось зацепить темы перемирия и послеперемирия в войне. Всякие аналогии ошибочны...
Бронирование и вооружение бронеавтомобилей Путилов-Гарфорд были продуманы и хорошо спроектированы. Кабина была полностью бронирована. Расположение органов управления над двигателем позволяло разместить на шасси полноценную орудийную бронированную башню. Кроме 3-х дюймовой противоштурмовой пушки обр 1910 в лобовой броне башни устанавливалась пулеметная установка. Ещё два пулемета располагались в бортовых спонсонах и могли обстреливать сектор стрельбы 180 градусов. Пушка не имела кругового вращения, сектор обстрела составлял 280 грд. Хром-никелевая броня, которой был защищен броневик, толщиной 6,5-8 мм была хорошего качества и не простреливалась стандартными пулями от винтовок Мосина и Маузера. Изготовление броневиков "морского" заказа началось с того, что Путиловский завод отказался делать 18 новых противоштурмовых пушек со специальными лафетами и для броневиков были взяты пушки из крепостных запасов, для установки на тумбы в боевом отделении боевой машины использовался ствол с обычным нижним станком от полевых пушек. Если первая партия грузовиков для бронирования армейских машин была однообразной, то для второго заказа из САСШ был получен винегрет шасси из десяти 5-ти тонных и восьми 6-ти тонных грузовиков. Две машины имели раму длиннее обычной на 712 мм и большую колесную базу, четыре раму короче на 341 мм, и ещё два короче на 670-мм. выглядело так, что со складов Гарфорда отправили всё, что там было.
Для вооружения полевого фронта крепости Императора Петра Великого сначала хотели сформировать броневой дивизион в Ревеле, куда была отправлена из Петрограда матчасть. Но на переломе 1916-1917 задержки при формировании подразделений были по всем вопросам, начиная с личного состав и комплектации частей вспомогательными машинами и заканчивая экипировкой. В итоге для более удобного формирования артдивизиона в мае 1917 все машины перебросили в Москву, где к августу и были созданы полностью три бронедивизион. В начале августа 9 машин были отгружены в Ригу. Остальные девять остались в Москве и, судя по всему, принимали участие и в боях в Москве, и вообще в гражданской войне на стороне Красной Армии. История же отправленных на балтийское побережье была более неудачной и разнообразной.
Путилов-Гарфорд морского типа (условное название)/Бронированный 4-тн автомобиль "Гарфорд" с 3-дм противоштурмовой пушкой сист. Путиловского завода/Гарфорд-Путиловец
Страна: Россия/Германия
Производитель: Путиловский завод
Шасси: Garford D Five ton truck-68/Garford F Six ton truck-69
Год выпуска: 1919
Кол-во: 2 (перевооружение)
Боевая масса: 8,6 тн
Экипаж: 9 чел
Вооружение: 3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 г, 3х7,92-мм пулемета MG 08 (Maschinengewehr 08) или 3х7,92-мм пулемёта Максим (переделанные)
Бронирование: 6,5-8 мм
Двигатель: 35 л.с.,
Где увидеть:
Орудийная установка Путилов-Гарфорд. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург.
3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910. Москва. Государственный исторический музей.
Реплика броневика Путилов-Гарфорд. Музей Ретро Автомобилей. г.Зеленогорск. Приморское шоссе, д. 536, Зеленогорск, Санкт-Петербург
Девять броневиков отправили в Ригу точно на заклание. Именно эти машины приняли самое активное участие в самом начале того бардака, который творился в Прибалтике вплоть до 1920 года. Прикрывая отступающие части полностью деморализованной армии под натиском начавшегося 1 сентября наступления германской армии, броневики Гарфорд показали себя только с лучшей стороны, а бронеавтомобильные части зарекомендовали себя как самые надежные во всей северо-западной армии, во многом обеспечив именно отход, а не паническое бегство армии в сентябре 1917 года в районе Риги. Несмотря на огромные потери в матчасти, германцами только захвачено было 273 орудия, 256 пулемётов, 185 бомбомётов и 48 миномётов, 12 армия российских вооруженных сил смогла отойти, не потеряв боеспособность.
Именно в ходе Рижской операции германской армии российские бронеавтомобильные части понесли наибольшие потери с начала войны, боевые машины были потеряны не только в боях, но и на ремонтных базах. В руки германской армии попало и 3 броневика Гарфорд. Один из Гарфордов был поврежден внутренним взрывом, а ещё два других были оставлены экипажами после полного израсходования боеприпасов и бензина, пушки унести с собой не удалось, но все пулемёты сняли. Последние броневики прибыли из 1-го взвода бронеавтомобильного отряда, подчинявшегося 1-му Сибирскому стрелковому корпусу генерал-лейтенанта Новицкого, и поддерживали 11-й и 77-й Сибирские стрелковые полки в боях за города Олай, Рольбум, Боренберг и Раденпрайс. Это были «Революционеръ» (раннего типа со стандартными шинами) и «Непобедимый» (позднего типа с усиленными шинами).
В руки германской армии в сентябре 1917 более менее исправными попали две боевые машины типа Путилов-Гарфорд из состава бронеавтомобильного дивизиона морской крепости «Император Петр Великий»с личными именами "Непобедимый" и "Революционеръ". Как и остальные образцы бронеавтомобильной техники пушечные броневики отправлялись на базу сбора военно-транспортной в Мариенфельде. Кроме германских частей из-за развала российской императорской армии «Путилов-Гарфорды» из бывших царских запасов состояли на вооружении армий Украины, Латвии, Эстонии, Польши и Румынии.
Оба захваченным броневика из состава крепостного бронеавтомобильного дивизиона относились к "морскому" варианту, но при этом имели существенные отличия. Так "Непобедимый" был оснащен усиленными колесами с двойным комплектом болтов и вторым постом для движения задним ходом, "Революционер" имел ранний вариант неусиленных колес и бронированную коробку на уровне головы водителя, в которой горизонтально размещался перископ для наблюдения за дорогой при движении задним ходом
Всего считается, что за время эксплуатации по разным причинам было потеряно 18 из 48 выпущенных «Путилов-Гарфордов» русской стороной в период с 1915 по 1918 год. По планам германского командования из трофейных машин разных типов должны были быть созданы бронекоманды по две машины в отряде. 24 февраля 1918 года Верховное командование армии (OHL) наконец отдало приказ о формировании бронеавтомобильных частей из трофейных бронеавтомобилей. Были сформированы пять отрядов Бронированных машин с пулемётами - Panzerkampfwagen-MG-Züge с номерами от 7 до 11, в каждом из которых было по два бронеавтомобиля, штатный состав в зависимости от типов броневиков составляли два офицера и 23–42 солдата. Оба пушечных броневика «Путилов-Гарфорд», захваченные под Ригой, должны были сформировать 9-й взвод PzKw-MG (PzKw-MG-Zug 9).
Видимо 9-й взвод должен был играть в планах командования существенную роль, так как по своим боевым возможностям он существенно превосходил другие. Интересно сравнить германский и российских подход к формированию боевых подразделений, что во многом связано и с пехотной тактикой, если в российской армии бронеавтообильные отряды собирались из двух пулемётных машин и пушечного для их поддержки, то в Германии в состав отряда входили две машины, которые выбирались скорее не из тактического замысла, а из соображений удобства эксплуатации. Так PzKw-MG-Zug 7 был составлен из двух бельгийских Минерв, PzKw-MG-Zug 8 - из Пежо и Армстронг-Уитворс- Фиат (Armstrong-Whitworth-FIAT), PzKw-MG-Zug 9 - из двух Путилов-Гарфорд, PzKw-MG-Zug 10 и 11 - из двух итальянских броневиков Лянча. Ближе к осени 1918 все броневые отряды, кроме PzKw-MG-Abtlg 1, который оставался развернутым на Восточном фронте, и PzKw-MG-Zg 9, который так и не сформировали? отправили на Западный фронт. Считается, что германское руководство было удивлено эффективностью применения вместе с танками 17-м батальонa Королевского танкового корпуса, оснащенного броневиками Austin четвертой генерации, построенных для российской армии и на российские деньги, в ходе августовских боёв. Но скорее всего это была просто попытка сконцентрировать всё на самом важном на тот момент участке фронта, что творилось на восток от Берлина германский штаб уже не интересовало.
PzKw-MG-Zg 9 из двух броневиков полноценно сформировать не удалось. Скорее всего большие проблемы возникли с вооружением и амуницией. Противоштурмовая 3-дм пушка и для РИА была редким образцом, а для германцев вообще уникальным, да и со снарядами 76x191R была проблема, так как стандартные от дивизионной 3-дм пушки образца 1902 года, которых затрофеили достаточно, не подходили. Три пулемёта так же планировали оставить российскими, только переделанными под германский патрон 7.92×57mm (IS) Mauser. Но быстро сделать это, так же как и оснастить бронемашины немецким радиооборудованием Maschinen-Funk-Gerät 16 и радиомачтой высотой 7,5 м, не получилось. В итоге только 10 ноября 1918 за один день до Компьенского перемирия отряд бронемашин PzKw-MG-Zg 9 был готов к бою и имел в своем штате двух офицеров, 48 солдат, два броневика «Путилов-Гарфорд», трехтонную ремонтную мастерскую на шасси грузовика, два грузовика для перевозки амуниции и штабной автомобиль.
Оснащение трофейных броневиков переделанными под германский патрон 7.92×57mm (IS) Mauser пулемётами было обычным мероприятием. Все стороны конфликта более менее успешно переделывали трофейные пулемёты под свои патроны. Хотя британские Виккерсы, германские Шпандау и российские Максимы выросли из одной конструкции, но друг с другом они сами и их узлы были не взаимозаменяемы. Тем не менее, меняя например стволы и боевые личинки и дорабатывая отдельные узды, учитывая, что основные принципы функционирования автоматики оставались неизменными, можно было существенно дешевле, чем сделать новый "правильный" пулемёт, переделать трофейный.
При переделке российского Максима использовалась боевая личинка германского пулемета, которая отвечала за извлечение патрона из ленты, подачи его в патронник и извлечение стреляной гильзы, которая была приспособлена к форме гильзы 7,92-мм немецкого винтовочного патрона Маузера (7,92×57 Маузер) без выступающей закраины. Отличить переделанный под германский патрон российский Максим можно было по большой латунной букве S сверху и установленному на дульной части бронированному переднему щитку. Похожую переделку в 30-х делали в Польше, которая перейдя в 20-е годы на германский патрон так же перестволивала Максимы обр 1910 в wz.1910/28.
Очень часто датой окончания Первой мировой войны считают 11 ноября 1918 года, но это просто окончание боевых действий - Компьенское перемирие на Западном Фронте. Между 11 ноября 1918 года и 10 января 1920 года, когда вступил в силу Версальский мирный договор ситуация для Германии существенно ухудшилась. Если бы в Германии знали какие репарации на них наложат и какими условиями по контролю и разоружению их обложат в этом мирном договоре в конце 1918, может быть армия предпочла бы воевать до конца. Но что случилось, то случилось - за два года победители в войне, в которой их нога не ступила на территорию проигравших стран - Германии и Австро-Венгрии, обнаглели полностью, настолько унизив Германию, что приход к власти реваншистов и новая война были только вопросом времени.
с 31 марта 1920 года, германская армия не должна включать более семи пехотных дивизий и трех кавалерийских дивизий. После этой даты общая численность действующей армии государств, составляющих Германию, не должна превышать 100 000 человек, включая офицеров и учреждения складов...Общая эффективная численность офицеров, включая штабной состав, независимо от его состава, не должна превышать 4000 человек... Ввоз в Германию оружия, боеприпасов и военных материалов любого рода строго запрещён. То же самое относится к производству и экспорту в иностранные государства оружия, боеприпасов и военных материалов любого рода...Также запрещено изготовление внутри страны или же импорт в Германию броневиков, танков или каких-либо аналогичных изделий, которые могут служить военным целям... Запрещено иметь танки и бронированные автомобили, за исключением тех, что использовались полицией.
Практически сразу было подписано Булонское соглашение от 23 июля 1920, которое разрешило полиции увеличить количество бронированных машин до 150 единиц, а рейхсверу — иметь 105 единиц такой техники (по 15 единиц для каждого моторизованного транспортного батальона, приписанного к каждой из 7 дивизий, уж очень Антанта испугалась "красной" угрозы, против которой броневик был лучшим средством.
Вся история трофейных бронемашин укладывается в этот период безвременья - между Компьенским перемирием и Версальским договором. Принципиально отличие между Российской империей и Германской оказалось в том, что германским "белым" удалось победить в 1919 германских "красных", а в остальном всё было очень похоже. Разваливалась армия, бросалась техника, дикая инфляция, множество партий, много сепаратистов. Но уже в начале 1919 начали появляться ростки порядка. Для бронетанковой техники таким местом кристаллизации стал Kokampf (Kommando der Kampfwagen) - Управление боевыми машинами и капитан Георг Кёртинг (Hauptmann Georg Körting), прусский военный инженер, который в 1918 году был заместителем командующего немецкими танковыми войсками, а в 1919 стал командиром подразделения боевых машин - Kommandeur der Kampfwagen-Abteilungen (Kokampf), которое даже называлось Отряд боевых машин Кёртинга - Kampfwagen Abteilung Körting.
Идеей создания Kokampf было сохранение всей возможной боевой техники, которая расползлась по стране и зачастую использовалась многочисленными вооруженными отрядами, а затем бросалась в случае повреждений, находилась на складах трофейной техники или в армейских мастерских и так же оставлялась из-за отсутствия квалифицированных экипажей. Георг Кёртинг (Hauptmann Georg Körting) был назначен командиром Kokampf 7 января 1919 и начал её создание в транспортных казармах в Берлине-Ланквиц (Berlin-Lankwitz). Казармы в Ланквице были построены в 1913 и были хорошо оснащены для размещения транспортных подразделений, в том числе и ремонтные мастерские. Ещё одним преимуществом казарм было расположение в соседних районах промышленных производств, в том числе завода Daimler в Мариенфельде.
Все боевые машины до которых удалось дотянуться, сводились в одну организацию, способную обслуживать и ремонтировать танки и бронемашины. Только танков было 8: два специальных пулеметных танка A7V -«Hedi» и «54»), танк A7V «Imperator», трофейный Whippet (№53) и четыре трофейных пулемётных Mark IV (“Hanni”, “Erni”, “Mariechen” и безымянная). Первоначально Kokampf в Берлине должен был быть всего лишь одним из 4-х, созданных для каждого корпусного командования Германской Армии в 1919 (Gruppen-Kommandos) - I в Берлине, II в Касселе, III в Кольберге и IV в Мюнхене. Но создать стройную структуру не удалось, в итоге Gruppen-Kommando I контролировала все силы, не занятые охраной границ, а Grenzschutz Ost (охрана границ на Востоке) управляла Armee-Oberkommando Nord (AOK Nord) в Бартенштейне, Восточная Пруссия (сейчас Бартошице, Польша), и Armee-Oberkommando Süd (AOK Süd) в Бреслау, Силезия (сейчас Вроцлав, Польша). Собрав и упорядочив, а затем и отремонтировав боевую технику, Kokampf, основанный как подразделение Gruppen-Kommando I, 15 февраля 1919 года был передан в управление Grenzschutz Ost, что позволяло вывести боевую технику из армейского учёта и относить её к пограничным, а то и к полицейским частям.
Когда Германия со всех концов запылала, боевые машины из Берлина придавались частям Фрайкора, занимавшимся подавлением беспорядков всех цветов и его бронированные боевые машины принимали участие в боях в Берлине, Бремене, Брауншвейге, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге. Броневики "Путилов-Гарфорд" засветились в ходе мартовских боёв в Берлине и в Брауншвейге. Использование бронемашин в городских боях против инсургентов и несогласных всех видов и типов было настоящим "вундерваффе". Зачастую их не приходилось даже применять, только появление броневиков сразу решало проблемы. Генерал Георг Мейеркер (Georg Ludwig Rudolf Maercker), один из главных идеологов и командир одного из старейших добровольческих корпусов Фрайкора - Landesjäger, считал, что в таких условиях один броневик равнялся целому стрелковому батальону. Если возвращаться к различию между ситуациями в России и Германии, главная разница была в том, что "распропагандировать" и разложить изнутри германскую армию не получилось, может быть это было связано с региональными принципами комплектования, уровнем образования, квалификацией офицерского состава, но армия в Германии ни в каком виде в самое сложное время в 1919 году не вышла против правительства.
Возможно именно то, что офицерский состав германской армии не оказался вне закона, как непосредственно в армии, так и на гражданке, позволило создать Фрайкоры (Freikorps) добровольческие корпуса на базе штабов и структур армейских корпусов и полков. Первый приказ о создании Фрайкоров был подписан 27 ноября 1918. Если армия была полностью деморализована и находилась под прессом союзнической комиссии, полицейские части должны были служить порядку, то боевики, набранные из невидевших себе места на гражданке солдат, лояльных старой Германии, оказались теми силами, которые служили правительству Веймарской республик, хотя с самого начала отличались воинственно антиреспубликанскими, антисоциалистическими и антикоммунистическими взглядами и были мало ограничены законами, впрочем инсургенты всех цветов так же мало смотрели в кодексы. Отличившимся в весенних боях со "спартаковцами" в Берлине был Фрайкор Люцова (Freikorps Lützow), созданный под руководством майора Ханса Люцова (Hans Adolf Hermann von Lützow) по примеру боевых частей начала 19 века во время наполеоновских войн.
Плакат призыва добровольцев Лютцова стал классикой пропаганды. Интересно отметить условия участия в корпусе Люцова: регулярная выплата жалования, ежедневная добавка к жалованью в размере 5 марок, бесплатное проживание, питание, для тех кто ранее не служил в егерях или в пехотном полку фон Лютцова (1-м Рейнском) оплачивался проездной билет из части, из которой увольнялся, военный проездной билет предоставлялся добровольческим корпусом. Регистрация боевиков проходила в пункте записи добровольцев в Гвардейскую Кавалерийскую Стрелковую дивизию по адресу: Берлин, Немецкий Художественный Театр. Пароль "Дикая, отчаянная охота Лютцова". Обмундирование и снаряжение приносить с собой.
В начале марта 1919 года, корпус вместе с артиллерийской батареей, поддержанный броневиками Кокампфа, выдвинули в Берлин для поддержки Гвардейского Кавалерийского Стрелкового Корпуса под командованием генерал-лейтенанта фон Гоффмана (Garde-Kavallerie-Schützen-Division). Им были приданы броневики с обозначениями K.d.P. № 109 (бывший «Непобедимый») с военной регистрацией «MK III 02452» и K.d.P. № 110“ (бывший “Революционер”) с военной регистрацией “MK III 03075”.
Участвовали ли непосредственно броневики в боевых действиях не известно, хотя тот же фрайкор Люцова "отличился" повышенной жестокостью и расстрелами рабочих. После "успехов" в Берлине броневики и Фрайкор Люцова были отправлены в Брауншвейг для подавления мятежа в столице отказавшейся подчиняться центральному правительству Земли. Броневики непосредственно передали в помощь добровольческому корпусу Егереей (Landesjaegerkorps Maеrker) генерала Мейеркера (Georg Ludwig Rudolf Maercker). Мятеж 4 апреля 1919 в независимом государстве Брайншвейг (Freistaat Braunschweig) был спровоцирован так же как и в Берлине прокоммунистической Лигой Спартака (Spartakusbund) с целью создания советской республики. Так и не попавший на фронт PzKw-MG-Zg 9 из двух броневиков Путилов-Гарфорд был преобразован в PzKwZg 3 и усилил егерей Мейеркера, которые вместе с корпусом Люцова и добровольцами Военно-Морской бригады Эргардта (Marinebrigade Erhardt), быстро подавили брауншвейгский мятеж, приведя Freistaat Braunschweig в подчинение центральному правительству.
Главным внешним отличием "германских" бронеавтомобилей Путилов-Гарфорд были пулемёты, пламегасители которых спутать с российскими невозможно. По внешнему виду однозначно определить были ли броневики Путилова-Гарфорда вооружены переделанными под немецкий патрон российскими пулемётами Максим или оригинальными германскими MG08 не возможно, так как в ходе переделки стволы и кожуха выглядели практически одинаково. Кроме пулемётов оба броневика получили фары германского типа и с левой стороны под пулемётными башнями дополнительные ящике для инструментов и лесенку для командира. K.d.P. № 109 (бывший «Непобедимый») дополнительно был оборудован лестницей для водителя справа и мостками для переезда препятствий типа железнодорожных путей.
После участия в подавлении мятежа в Брауншвейге следы "германских" Путиловых-Гарфордов теряются. Вполне вероятно, что они попали под сокращение в ходе реализации условий Версальского мирного договора, подписанного 28 июня 1919. Пушечные броневики однозначно попадали под запрет и их после активных весенних полевых испытаний в Берлине и Брайншвейге их просто не стали ремонтировать. Булонские дополнения к мирному договору, по которым разрешалось иметь до150 броневиков, вооруженных пулеметами, в полицейских службах немецких государств на пушечные российские трофейные броневики не распространялись.
Несмотря на ожидаемые версальские ограничения, а точнее не понимая до конца их реальных размеров, германское военное министерство подходило к их будущему выполнению с традиционной плановостью. Трофейные машины предлагалось убрать из штатов и полностью заменить на стандартизованные броневики на собственном шасси. 05 февраля 1919 года Военное министерство заказало 38 шасси Krupp-Daimler для строительства бронеавтомобилей по стандартизованному типу, так же 12 февраля 1919 было заказано дополнительно 20 бронеавтомобилей Ehrhardt/17. Хотелось им конечно больше. 30 сентября 1919 отмечалось, что неплохо бы иметь на вооружении 90 легких танков на гусеничном ходу типа LKII, 58 бронеавтомобилей с полным приводом типа KD1 и 30 импровизированных эрзац-броневиков на шасси 4-тонного грузовика. Не глядя на ограничения в переходной структуре армии количество пехотных корпусов должно было бы быть 40, каждая из которых имела бы один взвод легких бронеавтомобилей (leichter Kampfwagen-Zug) из двух машин, сведенных в три отряда. Германские военные наивно предполагали, что в итоге удастся смягчить ограничения и все таки иметь в Германии реальную армию. Частично это удалось на конференции в в Булони-сюр-Мер в июле 1920.
Броневик в цветах берлинского фрайкора можно поставить на полочку благодаря производителю пластиковых моделей Copper State Models (CSM), которая единственная специализируется практически только на технике Первой мировой войны и выпустила быстро разошедшуюся модель российского броневика в нескольких вариантах раскраски.
Из пластикового набора CSM Copper State Models получится создать вполне универсальный броневик Путилов-Гарфорд, который после доработок, связанных со внешним видом пулемётов и добавочной комплектацией, выходящих за пределы стандартной модели, будет очень неплох.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо: в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о российских броневиках и других германских бронемашинах можно в публикациях канала:
- Гарфорд Путиловского завода. 1915 Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 1. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой
- Гарфорд Путиловского завода. Морской тип. 1915. Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 2. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой. Морской тип
- Büssing A5P Straßenpanzerwagen. 1915. Германские бронетяги. Часть 1. Büssing A5P Straßenpanzerwagen. 1915. Самый большой бронеавтомобиль в мире.
- Daimler/15 Straßenpanzerwagen. 1915. Германские бронетяги. Часть 2. Daimler/15 Straßenpanzerwagen. 1915. Первый германский боевой бронеавтомобиль.
- Ehrhardt/15 Straßenpanzerwagen. 1915. Германские бронетяги. Часть 3. Ehrhardt/15 Straßenpanzerwagen. 1915. Переходящий трофей гражданской войны.
- Ehrhardt Straβenpanzerwagen E-V/4. 1917 Германские бронетяги. Часть 7. Ehrhardt Straβenpanzerwagen E-V/4. 1917. Первые и последние серийные броневики Второго рейха.
- Strassenpanzerwagen Ehrhardt 1919 (E-V/4) Германские бронетяги. Часть 9. Strassenpanzerwagen Ehrhardt 1919 (E-V/4). Вдогонку за войной - для охраны границ.
- Daimler Straßenpanzerwagen/19. 1919 Немецкие бронетяги. Часть 10. Daimler Straßenpanzerwagen/19. Для полиции получается лучше.
- Daimler DZVR (Erzatz). 1919 Немецкий брогнетяги. Часть 16. Daimler DZVR (Erzatz). 1919. Баварское чудовище "белого террора".
- Behelfs-Panzerkraftwagen. 1919 Немецкие бронетяги. Часть 17. Behelfs-Panzerkraftwagen. Эрзацы на грузовом шасси.
- Behelfs-Panzerkraftwagen. 1919 Немецкие бронетяги. Часть 18. Behefls-Panzerkraftwagen. Фрайкор в Прибалтике. Переходящие броневики.
Источники:
- Станислав Кирилец, Сергей Егоров . Грузовик-пресс. «Гарфорд». Запутанная «биография». История грузовиков марки Garford
- Максим Коломиец, ЭКСМО "Русский Гарфорд: "Дракон", "Громобой", "Чудовище" и другие"
- А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов «Отечественные бронированные машины. ХХ век.» (1 том)- М.: ООО «Издательский центр Экспринт», 2002.
- Tankograd World War 1 No 1007 Panzer Kraftwagen Armoured Cars German Army, 1913
- Tankograd Militärfahrzeug - Sonderausgabe N° 87, Herbst-Winter 2023/Deutsche Armee 1. Weltkrieg: Panzerwagen PUTILOW-GARFORD