Найти в Дзене
Пять Звезд

«Криминальное чтиво»: почему лучший фильм Тарантино не имеет продолжения?

Эта статья не только для фанатов «Криминального чтива», но также для тех, кто хоть раз видел этот фильм и сохранил о нём ностальгические воспоминания. И даже для тех, кто вообще не понимает, о чём идёт речь. Вдруг такие люди тоже есть среди нас, в чём, конечно, я сильно сомневаюсь. Помните 1994 год? Именно тогда на экраны вышел фильм, который перевернул представление о криминальной комедии. Бюджет составил $8 млн, а кассовые сборы превысили $213 млн. А сколько он получил всевозможных «Оскаров», «Глобусов», «Ветвей» и прочих наград — просто не счесть. Но самое главное достижение — культовый статус, который «Криминальное чтиво» заработало за считанные недели. Я как сейчас помню момент, когда впервые увидел Винсента Вегу и Джулса Уиннфилда, на которых были одеты черные костюмы, белые рубашки и галстуки. А сцена, где они идут под «Misirlou», стала иконой стиля. И, пожалуй, самая таинственная деталь в этой истории — чемоданчик. Да-да, тот самый, с золотистым свечением. Что в нём? Так и оста
Оглавление

Эта статья не только для фанатов «Криминального чтива», но также для тех, кто хоть раз видел этот фильм и сохранил о нём ностальгические воспоминания. И даже для тех, кто вообще не понимает, о чём идёт речь. Вдруг такие люди тоже есть среди нас, в чём, конечно, я сильно сомневаюсь.

Как «Чтиво» покорило 90-е, и почему Тарантино не спешил повторяться

Помните 1994 год? Именно тогда на экраны вышел фильм, который перевернул представление о криминальной комедии. Бюджет составил $8 млн, а кассовые сборы превысили $213 млн. А сколько он получил всевозможных «Оскаров», «Глобусов», «Ветвей» и прочих наград — просто не счесть. Но самое главное достижение — культовый статус, который «Криминальное чтиво» заработало за считанные недели. Я как сейчас помню момент, когда впервые увидел Винсента Вегу и Джулса Уиннфилда, на которых были одеты черные костюмы, белые рубашки и галстуки. А сцена, где они идут под «Misirlou», стала иконой стиля. И, пожалуй, самая таинственная деталь в этой истории — чемоданчик. Да-да, тот самый, с золотистым свечением. Что в нём? Так и осталось для всех секретом.

Тарантино в то время уже был не новичком. До «Чтива» он снял «Бешеных псов» (1992) — дебют, который заставил Голливуд выпучить глаза от удивления. А после был «Настоящий роман» (1993), где он выступил в качестве сценариста. Эти работы показали, что Квентин умеет смешивать кровь, черный юмор и диалоги, которые цепляют каждого зрителя. Но именно «Криминальное чтиво» стало для него фуникулёром на Олимп славы. Почему? Да всё потому, что он взял бандитов, наркодилеров и неудачников — и сделал их философами, рассуждающими о гамбургерах и массовой культуре. А ещё «Чтиво» оставило зрителей гадать о содержимом кейса, превратив его в идеальный «макгаффин».

И вот что интересно: даже после такого успеха Тарантино не стал штамповать сиквелы, как это делают многие создатели кино, желая повторить тот же успех, а возможно, чтобы просто привлечь побольше зрителей за счёт популярности оригинала и срубить бабла. Вместо этого он ушел в «Джеки Браун» (1997), потом в «Убить Билла» (2003) и в «Омерзительную восьмёрку». Может, потому, что понимал: магия «Чтива» заключена в его завершенности. Как тот чемоданчик из фильма, открывать который не надо, иначе исчезнет волшебство.

«Мы бы вернулись!» — ностальгия актеров и их нереализованные мечты

Когда в фильме смотришь на эту сцену, складывается впечатление, что парочка импровизирует и для них это пустяк. Возможно, для Траволты это так и было, ведь он с детстве занимался танцами. А вот Ума Турман оказалась деревянная. Чтобы отснять пару минут, Джон учил её правильно двигаться целый день. Кстати, он же вместе с Тарантино и придумал этот оригинальный танец.
Когда в фильме смотришь на эту сцену, складывается впечатление, что парочка импровизирует и для них это пустяк. Возможно, для Траволты это так и было, ведь он с детстве занимался танцами. А вот Ума Турман оказалась деревянная. Чтобы отснять пару минут, Джон учил её правильно двигаться целый день. Кстати, он же вместе с Тарантино и придумал этот оригинальный танец.

Спустя 30 лет актеры до сих пор с теплотой вспоминают съемки. Ума Турман как-то призналась: «Миа — мой талисман. Если бы Квентин позвал, я бы надела парик и станцевала снова». Джон Траволта, чья карьера после «Чтива» взлетела до небес, шутил: «Я бы даже умер во второй раз — лишь бы повторить эту роль» (намекая на судьбу Винсента).

Сэмюэл Л. Джексон (Джулс) и вовсе превратил цитаты из фильма в часть своей личности. На вопрос о сиквеле он парировал: «Путь праведника… но Квентин, видимо, предпочел идти другим путем»

А еще Брюс Уиллис (Бутч) как-то обмолвился, что хотел бы увидеть, как его боксер спустя годы «выезжает на старых грехах». Но все они сходятся в одном: без Тарантино продолжение теряет смысл. Как сказала Ума Турман: «Это как секс — если нет химии, получится пародия».

Почему Тарантино сказал «Нет»? Ответ режиссера о сиквеле

Квентин Тарантино на вопросы о сиквеле отвечает кратко: «Зачем? Я рассказал историю до конца». В интервью 2012 года он пояснил: «Персонажи „Чтива“ живут в своем вакууме. Если я вернусь к ним, они станут пародиями на самих себя — как Бэтмен в третьем фильме».
Квентин Тарантино на вопросы о сиквеле отвечает кратко: «Зачем? Я рассказал историю до конца». В интервью 2012 года он пояснил: «Персонажи „Чтива“ живут в своем вакууме. Если я вернусь к ним, они станут пародиями на самих себя — как Бэтмен в третьем фильме».

Но есть и другая причина. Тарантино — фанат завершенных саг. Он не хочет повторяться, как Джордж Лукас с «Звездными войнами». Его цель — оставить зрителя с ощущением: «Черт, а что было ДАЛЬШЕ?». И это гениально. Ведь мы до сих пор спорим: выжил ли Винсент (по сценарию — нет), стал ли Джулс священником, смог ли Бутч вытащить Фабьенн из наркозависимости…

Как по мне то я бы не хотел чтобы сиквел испортил те особенные ощущения которые подарил оригинал. Как тот самый бургер из «Big Kahuna Burger» — его можно подогреть, но вкус уже не тот.

А что, если? Две безумные версии — от криминала до комедии

Версия 1: «Криминальное чтиво 2: Омерта по-американски»

Джулс Уиннфилд, ставший пастором, случайно попадает в разборку между мексиканским картелем и русской мафией. Его старый закадычный друг Винсент (оказывается, он выжил — пуля прошла в сантиметре от сердца!) подбивает его на ограбление церкви, где в алтаре спрятан тот самый чемоданчик. По пути они встречают Миа, которая теперь — владелица подпольного казино, и Бутча, подрабатывающего тренером по зумбе. В финале погоня на мини-купе, перестрелка в стиле «Миссия невыполнима» и вскрытие кейса.

Версия 2: «Криминальное чтиво: Хэппи-энд по-голливудски»

Джулс открывает реабилитационный центр для бандитов, где учит их читать Ницше и печь круассаны. Винсент, всё-таки переживший «смерть», становится шеф-поваром в кафе «Red Apple Diner» (фирменное блюдо — «Ройал с сыром»). Но однажды в заведение врывается банда подростков, требующих бесплатные коктейли. Джулс и Винсент, вооружившись фритюрницей и цитатами из Библии, устраивают «воспитательную беседу». В финале все танцуют твист под кавер «Girl, You’ll Be a Woman Soon» в исполнении робота-бармена.

А ваше мнение?

Вот и всё. Но, может, у вас есть идеи круче? Представьте, что Квентин дал вам carte blanche. Что стало бы с Винсентом, Джулсом и Миа через 30 лет? Устроили бы они квест по поиску потерянного чемоданчика? Завязали бы с криминалом и открыли франшизу прачечных? Пишите в комментариях — вдруг Тарантино заглянет да загорится от вашей идеи.