Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Мир поменялся в очень плохую сторону для искусства

– Николай Максимович, сегодня существует некий тренд, многие ходят, например, в Большой театр. Сейчас поход на балет воспринимается, как элитарное времяпрепровождение… Во многом, конечно, из-за цен, которые, мягко говоря, кусаются. Как вы считаете, действительно ли, учитывая, что все места всегда раскуплены на «шесть лет вперед», действительно ли существует такое повальное увлечение балетом? Или люди туда ходят просто фотографироваться? – Нет, это просто стало очень престижно, ну и в основном идут фотографироваться, поверьте мне. С той поры, как появились металлоискатели и стали очень тщательно проверять людей, мы «убили» в нашей стране окончательно институт поклонников. Когда я начинал танцевать и в моем детстве, это было огромное количество людей, которые каждый день приходили в театр и точно знали, как вы танцевали в 1995 году, как вы пели в 1975 году и так далее. Это была та публика, которой и служили артисты. Они знали нас юными, школьниками, взрослыми и так далее. Но когда стали

– Николай Максимович, сегодня существует некий тренд, многие ходят, например, в Большой театр. Сейчас поход на балет воспринимается, как элитарное времяпрепровождение… Во многом, конечно, из-за цен, которые, мягко говоря, кусаются. Как вы считаете, действительно ли, учитывая, что все места всегда раскуплены на «шесть лет вперед», действительно ли существует такое повальное увлечение балетом? Или люди туда ходят просто фотографироваться?

– Нет, это просто стало очень престижно, ну и в основном идут фотографироваться, поверьте мне. С той поры, как появились металлоискатели и стали очень тщательно проверять людей, мы «убили» в нашей стране окончательно институт поклонников. Когда я начинал танцевать и в моем детстве, это было огромное количество людей, которые каждый день приходили в театр и точно знали, как вы танцевали в 1995 году, как вы пели в 1975 году и так далее.

Это была та публика, которой и служили артисты. Они знали нас юными, школьниками, взрослыми и так далее. Но когда стали забирать стоячие места… эти люди не могут «каждый день» платить 50 тысяч рублей за билет, а пропуска артистам уже не дают, да и самих артистов в зал уже не пускают. Мы такого не могли себе представить, чтобы мы не могли пойти в зал и посмотреть любой спектакль или любого гастролера.

Мир поменялся в очень плохую сторону для искусства. Но с точки зрения менеджмента, для тех, кто зарабатывает, наверное, это неплохо. А с точки зрения искусства – это катастрофа.

– Это какой-то замкнутый круг? Ведь искусство должно зарабатывать…

– Нет, просто этим должен кто-то очень серьезно заниматься и все. Искусство всегда зарабатывало, но Большой и Мариинский театры с огромной дотацией, они живут за счет государства. У них еще есть помощь от спонсоров, там есть попечительский совет и внебюджетные еще очень неплохие. И когда узнаешь, сколько там зарабатывают артисты, хочется спросить: а деньги то куда дели, почему так мало зарабатывают все? Но так устроен мир.